Галина Смирнова
Конспект по музейно-образовательной программе «Мы входим в мир прекрасного»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по музейно-образовательной программе «Мы входим в мир прекрасного» в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Знакомство с творчеством Е. М. Рачёва
(по разделу «Братья наши меньшие»).
Смирнова Г. Б., воспитатель
МДОУ «Детский сад №20», г. Петрозаводск
Задачи:
• Обогащать представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусства через знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачёва.
• Расширять опыт восприятия детьми образов животных.
Публикация «Конспект по музейно-образовательной программе „Мы входим в мир прекрасного“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
• Учить находить отличительные особенности рисования в работах художника.
• Расширять художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на интересные изображения животных.
• Обогащать сенсорный опыт, развивать познавательные процессы.
• Активизировать использование слов: иллюстрации, художник-иллюстратор, поза, движение. Поощрять высказывание детьми собственных предпочтений.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Сообщение темы. Ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Но сначала давайте вспомним нашу последнюю экскурсию в музей : с чем нас познакомили, что видели, что запомнили, чем любовались. (картина «Дама с собакой», скульптуры «Укрощение коня», «Прогулка на лошадях»). Любовались животными и людьми в искусстве. Животные - это гармоничная часть природы.
Сегодня мы продолжим знакомиться с необычными животными. А как – сейчас узнаете.
Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки.
На море-океане, на острове Буяне
Там берёзонька стоит,
На ней люлечка висит.
В люльке зайка крепко спит.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
II. Основная часть.
1. Беседа о художниках-иллюстраторах.
-Слушать сказки интересно. Вы ведь тоже любите слушать сказки и в детском саду, и дома просите маму или бабушку почитать вам.
- Раньше, давным-давно сказки только рассказывали, а дети слушали и представляли себе сюжеты.
- Потом люди научились делать книги, записывать в них сказки, а также рисовать к ним красивые картинки. А кто рисует их? (ответы детей).
- Художники. И не просто художники, а художники-иллюстраторы. А картинки эти называются иллюстрации. Прежде чем рисовать, художники сначала читают произведения несколько раз, чтобы представить себе героя, какой он: добрый или злой, весёлый или грустный, хитрый или простой, как одевается, где живёт.
2. Рассматривание картин. Беседа по картинам.
- А теперь совершим экскурсию на выставку к одному художнику-иллюстратору Евгению Михайловичу Рачёву. (Выставляется мольберт. Рассматривается портрет Е. М. Рачёва). Поможет нам в этом колокольчик-обезьянка. (Дети закрывают глаза и ждут)
Колокольчик, позвони,
В мир искусства позови.
(Включается музыка Грина «Утро». Открывается выставка.)
Дети рассматривают иллюстрации. (Открыты не все иллюстрации.)
Вопросы:
- Вам знакомы эти иллюстрации?
- Где вы их раньше видели?
- Кто изображён на этих иллюстрациях?
- Какие они в жизни?
-Чем они отличаются от настоящих (Одежда, поза, мимика)
- Нравятся вам или нет? Вспомним сказки, в которых они встречаются. ( Называют сказки: Колобок, Теремок, Лиса и дрозд и др.) Стихи. ( Про животных-игрушек: Мишка, Зайка и др.)
Да. Это необычные, сказочные животные, таких в природе не увидишь. Их нарисовал Е. М. Рачев.
- Посмотрите, как художник изобразил животных? (Не просто в платье или рубаху, а в национальные костюмы, того народа, чью сказку оформлял.)
- Обратите внимание - у Е. М. Рачева каждый зверь имеет свой характер, настроением.
-Какой? (ответы)
- На кого становятся похожи? (На людей). Они также, как люди сидят, разговаривают, улыбаются, плачут, сердятся.
- Это называется очеловечивание зверей. Такой метод использовал в работе Е. М. Рачев
Ребята, вы заметили, что не все картинки открылись? Как вы думаете, кто там может быть изображён? (Ответы детей) Может нам помогут загадки? Если вы отгадаете, то откроем.
На овчарку не похож,
Что ни зуб, то острый нож.
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках. (Заяц)
3. Игровой прием «Художественное слово»
Открываются закрытые места. Рассматриваем животных на иллюстрациях, их внешний вид, состояние, сравниваем с другими.
Зачитываются по очереди 2 отрывка из сказок: «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса».
Рассматриваем внешний вид, настроение медведя, а потом лисы.
4. Игровое упражнение «Кто точнее изобразит этих животных под музыку».
Использую 2 мелодии: мелодию «Лисы» (имитируют девочки) и мелодию «Медведя» имитируют мальчики). Играем.
5. Знакомство с новым материалом – «уголёк»
-_Как же мог Е. М. Рачев нарисовать таких замечательных животных (ответы)
-Он очень любил животных, наблюдал за ними в природе, в зоопарке, делал зарисовки, сравнивал с людьми. Поэтому и получились они красивые, необычные.
Зачем одел героев?
-Чтобы показать образ героев: кто богаче, кто беднее, кто старше. Чтобы, глядя на жи- вотных, люди увидели и себя, свои неблаговидные поступки и смогли измениться, стать лучше.
- У Е. М. Рачева есть свои секреты изображения животных. Он любил рисовать гуашью, акварелью. Но чтобы образы получились ярче, художник обводил их чёрной полосой.
-Чем можно нарисовать? (Карандашом, угольком). Показываю угольки.
-Посмотрите внимательно на выставку. Никто не заметил неточности там? Что-то лишнее?
6. Игровая ситуация «Найди иллюстрацию другого художника»
-Все ли иллюстрации одинаковые? Чем отличаются?
-Да, отличаются эти иллюстрации. У Рачёва животные сказочные и напоминают людей. А на открытке изображение настоящей лисы, которая живёт в лесу. У этих художников разная манера рисования.
-Какие краски использует художник для изображения животных? (разноцветные, красивые, яркие, насыщенные, блестящие)
-Какое настроение было у него, когда рисовал животных (хорошее, радостное, доброе, замечательное, внимательное)
-А вам нравятся иллюстрации Е. М. Рачёва? (ответы детей)
-Нам стало радостнее и веселее, рассматривая эту выставку. Словно художник взял нас за руку и привёл в мир сказок. И ожила, и расцвела красками, засияла старая-старая сказка.
-Вот какой замечательный художник Е. М. Рачёв жил на свете и для нашей радости рисовал сказки—спасибо ему.
- Пора возвращаться нам из сказочного путешествия.
Колокольчик, позвони,
Нас из сказки позови.
III. Итог занятия
-Что стремился передать Е. М. Рачёв в своих иллюстрациях? (красоту, характер, грацию)
-Чем ему это удалось? (одеждой, позой, повадками).
Рассматривание книг,иллюстратором которых был Е. М. Рачёв.
А теперь вы сами попробуете стать художниками-иллюстраторами. Вы подберёте костюм для нашего зайчика, как это делал Е. М. Рачёв. А в заключении вы обведете угольком готовую работу, как это делал художник.
Дети раскрашивают зайчика.
Выставка готовых работ.