Екатерина Репрынцева
Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.
Красота и доброта у ребенка появляется с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, ребенок тянется ручонками к красивой игрушке и душа его замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, он рассматривает книжки, а за тем сам на листе бумаге пытается что-то создать, изобразить только ему понятную картину. В старшем возрасте, он уже изобретателен в выборе - имеет свое собственное суждение, может удивить, восхитить и поразить умением видеть окружающий мир. Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он вспоминает красивую поляну, любимое дерево, игрушку, то место, где проводил больше времени, молодую маму, добрую бабушку и т. д. Такие воспоминания одухотворяют чувства, в этот момент у человека преображается голос и лицо.
Публикация «Методическая разработка, Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Как важно, что бы восприятие красоты ребенок сохранил на всю жизнь. Ребенок должен видеть прекрасное в окружающем мире : в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, в их поступках. Поэтому многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком в этом сложном и многообразном мире.
Каждый ребенок с рождения обладает творческими способностями, которые находятся в скрытом состоянии и часто не всегда полностью реализуются. Поэтому мы должны создать условия, побуждающие ребенка к занятиям художественным творчеством, дать возможность для пробуждения творческих способностей. Не важно, кем будут наши дети, главное, что рисование с использованием нетрадиционных техник способствую развитию воображения, мышления. Поэтому изобразительное искусство должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность ребенка воспринимать оттенки различных чувств и эмоций и выражать их в практической работе. Для детей становится важнейшим открытием то, что он сам может показать характер животных и состояния человека, изобразить природу так, как видит ее он доступными ему художественными средствами.
У детей дошкольного возраста не большой опыт в освоении образного языка изобразительного искусства, его нужно многому научить: наблюдать, пользоваться художественными материалами, выражать свои мысли через изобразительную деятельность. В течение года дети осваивают всевозможные виды художественно–творческой деятельности (конструктивные, изобразительные, декоративные и т. д.) и постепенно приобретают первичные навыки в работе с тушью, гуашью, восковыми и акварельными мелками, ножницами, клеем, цветной бумагой и другими материалами для творческой деятельности. Многообразие форм работы помогает детям искать себя в материале, ведь по природной расположенности кто-то из них - график, кто–то - живописец. Известно стремление маленьких художников повторять действия воспитателя. Обычно воспитатель рисует на доске, дает образцы. Многие исследователи отмечают, что подражание является естественной формой познания, особенно в дошкольном возрасте. Но для развития личности нужны не готовые алгоритмы, а условия для самостоятельного поиска.
Ребенок, наблюдая за природой, выражает свое видение происходящих в ней явлений посредством творчества. Педагог помогает ему, используя основной методический принцип – одухотворение природных явлений, он должен уметь импровизировать (очеловечивать природу). Педагог во время образовательной деятельности создает ситуацию образных сравнений, при которых раскрываются творческие возможности ребенка, его наблюдательность, фантазия, воображение. Деревья, птицы, звери, насекомые наделяются образами: маленькими, тонкими и толстыми; они разговаривают на своем языке, учатся сопереживать, радоваться и грустить, узнают добро и зло, прекрасное и безобразное, поэтому педагог преподносит каждую тему в сказочно-игровой форме. Так же ребенок учится различать любовь и ненависть, коварство и справедливость.
Способы вовлечения детей в процессы продуктивного творчества и воспитания разнообразны : игровые ситуации, сказочное повествование, погружение ребенка в ситуацию зрителя, собеседника, слушателя. Природа может выступать в качестве прекрасной волшебницы, которая создает видимый человеком мир по законам гармонии и красоты. Добрые сказочные феи Флора и Фауна во всем ей помогают.
Важной составляющей каждой образовательной деятельности является созерцание картин природы. Педагог организует процесс восприятия, сопоставляя и сравнивая образы, которые были запечатлены художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами (фотографии, иллюстрации, слайды). Зрительный ряд будоражит детские умы, вызывает воспоминания. С этой целью проводятся прогулки, экскурсии, походы в лес. Педагог с детьми посещают экологическую зону на территории детского сада, организуются наблюдения за различными природными явлениями; дети делают наброски, зарисовки, любуются картинами, созданными волшебницей-природой.
Опыт показывает, что красота природы вызывает восторженный отклик в детской душе. Вот наступила золотая осень. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, смотрят, как они кружатся в воздухе и плавно опускаются на землю. Педагог может предложить поиграть в игру "Найди такой же по цвету или по форме", составить из собранных листьев изображение, при этом дети фантазируют и каждый придумывает что-то свое. Так же можно предложить детям нарисовать красивые осенние листья с натуры или лес с использованием техники монотипии. Ознакомление детей с изобразительной деятельностью обогащает детское творчество, углубляет их нравственно-эстетические чувства.
Целью изобразительного искусства является формирование эмоционального отклика на красоту природы, обогащение чувственных впечатлений ребенка. Ребенок с помощью взрослых должен научиться видеть, понимать, различать формы природных объектов, явлений, чувствовать цвета, краски, оттенки окружающего мира. Необходимо знакомить детей с уникальными уголками родного края, просматривать видеофильмы, документальные сюжеты, фотографии, если есть возможность, совершать поездки и экскурсии. Необходимо обращать внимание детей на то, что красота окружает нас повсюду, только нужно научиться замечать ее и ценить.
Задачи:
•развивать умение созерцать природу, наслаждаться ее красотой, вглядываться, вслушиваться;
•развивать умение передавать свое состояние души через изобразительную деятельность;
•развивать эмоционально-эстетическое отношение к действительности, чувственные ассоциативные познания на красоту природы;
Чтобы добиться желаемых результатов, педагог пробует экспериментировать, искать что-то инновационное.
Правильно развивать эстетический вкус – это главная, очень ответственная и совсем нелегкая цель эстетического воспитания. Важно найти путь к тому, чтобы сделать встречу каждого ребенка с искусством интересной, увлекательной, ненавязчивой. Когда это удается, эстетическое воспитание способно давать высокие результаты, независимо от того, в каких рамках оно проводится. Через познание содержания искусства в душе ребенка формируется нравственно-эстетическая позиция, которая необходима нашему обществу. И именно детский сад должен пробудить в детях интерес к искусству, который сохранится на всю жизнь.