Губина Елена
Конспект НОД по математике «Плоскостные и объемные фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект для подготовительной группы.
Цель: формирование математических представлений.
Задачи:
Закрепить умение соотносить плоскостные и объемные фигуры.
Совершенствовать умение сравнивать предметы по размеру; результаты сравнения обозначать словами (круглый, плоский, объемный, высокий, низкий, глубокий).
Публикация «Конспект НОД по математике „Плоскостные и объемные фигуры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Учить измерять объем при помощи воды. Закреплять умения детей узнавать геометрические фигры и формы. Учить соотносить геометрические фигуры и формы.
Коррекционно-развивающая задача:
Развивать зрительное и тактильное восприятие, мыслительные операции, ручную моторику. Развивать конструктивные способности, наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие. Развивать координацию речи с движением. Продолжать формировать коммуникативные умения.
Коррекционно-воспитательная задача:
Воспитывать интерес к математике, самостоятельность, желание прийти на помощь тем, кто нуждается. Воспитывать умение детей доводить начатое дело до конца; слушать внимательно педагога и ответы детей.
Методы
Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.
Приёмы
Поисково-исследовательская деятельность, игровой прием.
Материалы и оборудование :
Раздаточный: круг, шар.
Методы и приемы обучения: Наглядный: фотография Архимеда, стакан круглый низкий, стакан круглый высокий, геометрические фигуры круг и шар,
Словесный, практический
Ход занятия:
Дети стоят в кругу, воспитатель рассказывает им историю: «Однажды, давным-давно жил был человек и звали его Архимед, он был на столько знаменит, что его узнавали везде: гулял ли он на улице в парке, гулял по набережной, или посещал музей. Ребята (обращаю внимание на фотографию Архимеда) он был самым на то время знаменитым греческим математиком!
Ребята у меня есть волшебная палочка и мне бы хотелось, чтобы мы с вами сейчас стали знаменитыми математиками! Станем? (конечно)
Тогда закрываем глаза иииии. ( на столе под пеленкой прятался: стакан с водой круглый низкий, стакан с водой круглый высокий, и 2 таких- же пустых стакана, а так же геометрическая фигура шара и картинка круга)
Вот что приготовил нам Архимед, давайте вместе скажем его имя «Архимед», молодцы. Напомню вам, что это великий математик, и он приготовил нам опыты с водой и много других занимательных игр.
Мы будем делать опыт с водой, измерять ее оббьем, вспомним, чем отличается круг от шара, и почему этот стакан вмещает в себя больше воды, чем в этот. Так же Архимед приготовил нам интересное задание, которое вы узнаете в конце занятия. А сейчас мы с вами превратимся в ученых и сядем за столы (парты).
Физминутка:
Стану я ученым, (показывают пальцами обеих рук на себя)
смелым и отважным (берут со стола шапочки ученых и одевают себе на голову)
изобретать я буду, Самолет бумажный (делаю ладошки вместе изображая самолет).
Не испугаюсь я реактивов разных (изображают взрыв руками)
Все изобрету, для жизни это важно! (обводят руками круг, и от себя)
Проходят на свои места.
Давайте для начала посмотрим на шар. Он какой? (Если дети затрудняются в ответе или называют обобщающие признаки круга и шара, то мы помогаем им выделить главное).
Ответ детей – он круглый.
В. - а еще какой? - да круглый - но что он имеет? (наводящий вопрос, если дети сразу не ответили) -Да но, по объему он какой?
Д. - Объемный.
В. - Верно, шар круглый, он имеет объем. Он какая фигура?
Д. - объемная.
В. - верно, давайте взглянем на круг. Он какой?
Д- круглый.
В. - а еще какой? (Если затрудняются в ответе). Круг нарисован на листе бумаги, он не имеет форму, значит он какой?
Д. - плоский.
В. - верно, значит эта фигура плоская.
У вас на столе лежат вырезанные круги возьмете их в левую руку, (напоминает, которая находится от окна, посмотрите на круг. Давайте обведем пальчиком правой руки по кругу.
Круг круглый, он не имеет формы.
Возьмете шар. Берут фигуру шара. Трогают ее, обводят так же пальчиком, смотрят со всех сторон, приходят еще раз к выводу, что он объемный.
Теперь мы как настоящие ученые, запоминаем это и смотрим на вот этот предмет.
В- что это?
Д. - стакан.
В. -Какой он?
Д. - круглый.
В. - а еще какой он?
Д. - объемный.
В. - верно, он круглый, объемный. (Если дети затрудняются то можно еще раз повторить, задать наводящие вопросы про шар. Потрогать геометрическую фигуру). Давайте посмотрим, вот он объемный, круглый, а еще какой? По высоте?
Д. - высокий.
В. - Правильно он высокий. Что же там налито?
Д. - Вода.
В. - Как можно воду назвать по-другому?
Д. - Жидкость.
В. - правильно вода является жидкостью и мы помним что она не имеет ни цвета, ни запаха, ни формы. (можно спросить у детей)
Теперь обратим внимание на стакан другой. Он какой?
Д. - он низкий.
В. - (если дети затрудняются можно поставить высокий стакан рядом с низким и сравнить, чем они похожи, чем отличаются). - Миша подойди к столу, поставь эти два стакана рядом и скажи чем они похожи, а чем отличаются. (Помощь детей приветствуется, если Миша затрудняется в ответе, но Миша сам потом должен повторить)
Миша (дети)- этот стакан выше, а значит он глубже, а этот стакан ниже, значит он менее глубокий.
В. - правильно. Давайте маленько отдохнем.
Физминутка
-потрудились - отдохнем!
- встанем, глубоко вздохнем
-руки в стороны, веред.
- Влево, вправо поворот.
- Три наклона, прямо встать
- Руки вниз и вверх поднять
- Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
Ну, вот мы с вами отдохнули. А теперь посмотрим и скажем, в каком стакане воды больше?
Д. - в том, что выше и глубже.
В. - давайте в этом убедимся. Настя подходи к столу. Сначала мы возьмем высокий стакан без воды и стакан низкий с водой. Настя переливай воду из низкого стакана в высокий. (воспитатель помогает перелить воду если есть необходимость). Посмотрите теперь в этом стакане воды меньше. (показывает высокий стакан). Почему?
Д. - в этом стакане воды меньше потому, что он глубже, чем тот стакан с которого мы перелили воду. (воспитатель помогает дать полный ответ детям).
Затем просим подойти другого ребенка и проделываем тоже самое с другим стаканом, выясняем, что в тот стакан вся жидкость не вошла. Объясняем почему, полным ответом.
Затем сравниваем, похож ли шар на стакан? Почему? Похож ли круг на стакан? Чем? (Воспитатель помогает детям в полных ответах. Помогает сравнить и придти к выводу, что стакан и круг похожи тем, что они оба круглые. Шар и стакан похожи тем, что они объемные.)
В- Скажите с кем мы сегодня познакомились? Архимед. А что мы сегодня узнали? (ответы детей). Какие опыты делали? Что произошло с водой когда мы перелили из большого стакана воду в маленький? (ее стало меньше, она не вошла вся).
Спасибо за прекрасное занятие. У вас на столе лежат кружки, вам нужно взять свои пеналы и раскрасить свой кружек любым цветом каким захотите. Можно разноцветными карандашами.