Елена Матийцива
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с искусством гжельской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по художественно - эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе «Знакомство с искусством гжельской росписи.»
Интеграция областей :
- Позновательное развите,
- Социально - коммуникативное развитие,
- Речевое развитие,
- Художественно - эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Цель :
Публикация «Конспект занятия по рисованию в старшей группе „Знакомство с искусством гжельской росписи“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Выявить творческие и художественные способности детей через приобщение к истокам народно - прикладного искусства.
Програмные задачи.
- Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине - голубой гамме, развивать умение выделять ее специфику : цветовой строй, ритм и характер элементов ;
- упражнять в рисовании простеших узоров (цветы, точки,листики, завитки, сеточки, прямые и волнистые линии)
- развивать мелкую моторику рук, закреплять умение рисовать гуашью ;
- воспитывать интерес к народному, декоративному искусству, вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Предварительная работа воспитателя.
Изготовление конверта с росписью гжельских узоров. В конверте : распечатка позновательного материала для детей об истории возникновения гжели, особенностях народного промысла и наклейка - сюрприз для каждого ребенка «от гжельских мастеров» ;бумажные заготовки для росписи узоров в форме кувшина ; образец росписи кувшина (вырезанный из бумаги).
Предварительная работа с детьми.
Беседа о народных промыслах. Рассматривание изделий с гжельской росписью, изделий других народных промыслов (хохлома, дымка, городецкая роспись, филимоновская игрушка). Прослушивание народных мелодий.
Материалы к занятию.
Гуашь синего и белого цвета, палитра, баночки с водой, кисти, салфетка, белая бумага, вырезанная в форме кувшина, письмо.
Демонстрационный материал.
Иллюстрации с изображением предметов гжельской росписи (посуда, сувениры, и тп), изображение узоров гжельской росписи ; образец росписи, выполненный воспитателем на бумаге в форме кувшина.
Ход ОД.
Организационня часть занятия.
Воспитатель показывает детям письмо :
- Ребята к нам в сад пришло вот такое необычное, красивое письмо. На нё м есть надпись :
- «В народе говорят : С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».
- Про что эта пословица?
ответы детей :
- Про то, что люди прежде чем стать мастерами должны обучиться какому нибудь делу.)
- Давайте откроем конверт и посмотрим, о каких мастерах идет речь.
(воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает историю возникновения гжели, особенности народного промысла).
- Ребята в этом письме речь пойдет о гжельских мастерах, об их народном промысле, о разнообразии форм гжельской посуды и уникальной, неповторимой необычной росписи. Итак, послушайте, что вам хотят рассказать гжельские мастера.
- Название этого народного промысла связано с селом Гжель московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители села занимались сельским хозяйством. Однако их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из неё получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различных гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объеденились в большие производства. Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель» .Само же название села означало «жечь» .Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с увереннстью называть её уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова. Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают в печи, при высокой температуре. Изделия из гжели оличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.
Мир гжели представлен такими предметами как :
- Чайные пары,
- сервизы,
- вазы для цветов,
- заварочные чайники,
- сахарницы,
- розетки для варенья,
- самовары,
- сувениры, и многое другое.
Для создания изделий под гжель необходимо владеть чёткостью, кропотливостью и невероятным полётом фантазии. Посуда изготавливается из фарфора или майолики. Майолика - более прочный материал, а фарфор тонкий и хрупкий.
Поцесс изготовления происходит в 5 этапов :
1. Создание заготовки.
2. Подготовка к росписи и первый обжиг.
3. Контроль и отбраковка изделий.
4. Роспись.
5. Второй обжиг.
- А как ранообразен и оригинален узор : здесь и капли, и усики, и травинки, жемчужины, гребенки, цветы, а самым традиционным считается гжельская роза. Но не только орнамент и растительный узор используют мастера в своей работе. Также и сюжетные рисунки пользуются популярностью. Они представляют собой картины из жизни : красивые пейзажи, веселые ярмарки, катания на санях, и т. д. А вдохновление на своё искусство мастера черпают у самой природы.
Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства.
Таким образом гжель была и остается непревзойденным символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа.
Воспитатель :
- Ребята на прошлом занятии, мы с вами рассматривали изделия гжельских мастеров, а теперь познакомились и с историей этого удивительно - красивого ремесла.
- А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя в роли гжельских мастеров. Но прежде чем приступить к работе, немного отдохнем.
Физкульминутка.
- Наши синие цветы распустили лепестки,
- Ветерок чуть дышит, лепестки колышит,
- Тихо засыпают, головой качают.
- Завтра утром все цветки
- Вновь распустят лепестки.
Практическая деятельность.
Воспитатель вывешивает образец росписи кувшина.
Воспитатель :
- Ребята, рассмотрите узоры на кувшине. Обратите внимание на кайму : она может состоять из повторяющихся сочетаний линий, точек, мазков, и т. д. Кайма расположена в верхней и нижней части изделия. В самой широкой части, по центру, обычно изображаются цветы из «капелек», «мазков» и «завитков» .
- Мы с вами попробуем нарисовать в центре большой цветок. Обращаю ваше внимание на то, что гжельская роспись рисуется сразу кистью, без предварительного эскиза карандашом. Голубой цвет получим путем смешивания белой и синей краски. В качестве палитры будем использовать крышки от гуаши.
Воспитатель дает совет о том, что краску следует набирать одной стороной кисти, крупный цветок рисовать мазками всей частью кисти, а мелкие элементы - кончиком кисти. Далее каждый ребенок выбирает для себя элементы росписи, составляет узор и начинает оформлять кувшин. По ходу работы воспитатель помогает тем детям, которые в чем то затрудняются.
Заключительная часть.
По истечении работы воспитатель организует выставку детского творчества.
Дети рассматривают работы, любуются, делятся впечатлениями.
Воспитатель хвалит детей, отмечает красоту и индивидуальность каждой работы, благодарит и вручает призы - наклейки от «гжельских мастеров» за проделанную работу.
Список литературы.
1. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе деского сада.» конспекты занятий.
2. Н. Сурьянинова «Синие цветы гжели»
3. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5 - 6 лет» .
4. Картотека физкультминуток.