Лариса Дорофеева
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математическая прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной к школе группе
Задачи:
Закреплять навыки счёта в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Закреплять умение определять и называть предыдущее, последующее и пропущенное число к названному числу в пределах 10.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Математическая прогулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Обозначать количество предметов соответствующей цифрой.
Продолжать знакомить с задачей, учить решать шуточные задачки на сложение и вычитание, составлять математические равенства при помощи цифр и знаков, читать получившиеся выражения.
Совершенствовать умение измерять длину предмета с помощью условной меры.
Уточнять приёмы деления круга на 2,4,8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (1/2, 1/4, 2/4,1/8, 3/8)
Обогащение и активизация словаря математическими понятиями.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент
Дети входят в зал, встают в круг со словами:
Встанем рядышком по – кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» - друг другу.
«Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, Матушка – Земля! Здравствуйте, мои друзья!»
(дети здороваются по кругу, называя имена)
Нам здороваться не лень:
«Всем привет! И добрый день!»
(здороваются друг с другом и с гостями)
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами живём в самой большой, самой красивой и дружной стране, как же она называется? (Наша страна называется Россия)
Верно! Мы с вами живём в России, значит мы с вами кто? (Мы россияне)
- Ребята, скажите, а чем для каждого из нас (для каждого человека, живущего в нашей стране) является Россия? (Россия – это наша родина)
-Правильно! Россия – это наша страна, наша большая Родина!
- А что же тогда, мы с вами называем нашей малой Родиной?
(Это то место – город, посёлок, деревня, где человек родился, живёт, учится, растёт, где живут его самые близкие и родные люди)
Воспитатель:
- Скажите, а как называется наша малая Родина? (Это наш город Тюмень)
- А кто может сказать, как называется река, которая протекает вблизи нашего города? (Река Тура)
- Верно! Ребята, сегодня, я хотела бы пригласить вас в необычное путешествие, а куда и на чём мы отправимся, вы узнаете, выполнив задание.
Но прежде, для того, чтобы у всех всё получилось при выполнении задания, предлагаю размять и подготовить к работе наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.
(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера, горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия! (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди в виде сердечка)
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Воспитатель:
- Ну, вот, наши руки готовы к выполнению задания. Проходите и усаживайтесь за столы. Ребята, проверьте себя, все ли сидят ровно, у всех ли правильно стоят ноги!
Упражнение «Кораблик»
Воспитатель:
- Ребята, перед вами точечный рисунок, соединив при помощи простого карандаша цифры по прядку от 1 до 10, вы узнаете, на чём же мы отправимся в путь.
(Дети выполняют задание, воспитатель проверяет правильность выполнения, оказывает помощь при необходимости)
- И так, ребята, на чём же мы с вами отправимся в наше путешествие?
(Мы поплывём на корабле)
Воспитатель:
- Верно! На корабле! Как я уже обещала, наше сегодняшнее путешествие будет необычным. Мы с вами отправимся на математическую прогулку по нашей реке Туре.
- Вы готовы? (Да) Тогда полный вперёд!
Звучит «Гудок парохода»
Воспитатель:
- А пока наш корабль отчаливает от пристани и набирает ход, я предлагаю вам размяться и провести на палубе математическую разминку.
«Математическая разминка» (работа с раздаточным материалом)
Воспитатель:
- Ребята, у каждого из вас есть лоточек с цифрами, достаньте их и разложить перед собой по порядку от 1 до 10.
Давайте сосчитаем по порядку от1 до 10
А теперь будем считать в обратном порядке от 10 до 1
Назовите число, следующее после числа 6? (7)
Назовите число, предыдущее числу 4? (3)
Назовите число, которое больше 4, но меньше 6? (5)
Назовите число, которое стоит между числами 8 и 10? (9)
Назовите соседей числа 3? (2 и 4)
Покажите цифру, которая обозначает количество предметов на картинке? (7)
(Дети считают флажки на картинке, обозначают количество соответствующей цифрой. Это цифра 7. Она обозначает количество предметов на картинке)
-Ребята, вы отлично справились с заданием! Цифры уберите в лоточки и отодвиньте их на край стола.
Воспитатель:
- А вот и наша первая остановка, предлагаю выйти на берег.
(Дети подходят к воспитателю)
- Ребята, наша страна красива и богата лесами с их разнообразием животного и растительного мира. Морями и океанами, реками и озёрами. Предлагаю ненадолго заглянуть в подводный мир и полюбоваться его красотами. А заодно, потренируем наши глазки.
(Дети встают вдоль растянутого карата, напротив экрана, выполняют гимнастику для глаз)
Воспитатель:
- Ваша задача внимательно глазами следить за движением подводных обитателей. Напоминаю! Что во время гимнастики для глаз, мы не двигаемся, голова стоит на месте, работают только глазки.
Гимнастика «В пучине морской»
Воспитатель:
- Ребята, у каждой страны есть свои отличительные знаки – символы. Какие символы России вы знаете? (флаг, гимн, герб)
- Верно! А еще, одним из отличительных символов нашей страны является русская красавица – белоствольная берёза.
«Берёзовая роща» (конверт с заданиями)
- Ребята, мы с вами в берёзовой роще, но это не совсем обычная роща, дело в том, что здесь живут загадки – задачки. Предлагаю разгадать некоторые из них. Согласны? (Да)
Дети усаживаются на стульчики – пенёчки, расставленные полукругом.
«Весёлые задачки»
1. Как - то ёжик весело по лесу шагал,
На обед грибочки он собирал:
2ва – у берёзки нашёл, 1н – у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине? (3)
2. 5 зайчат в лапту играли.
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (4)
Записывают решение при помощи цифр и знаков, читают записи.
(магнитная доска, указка, набор цифр и знаков)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы отлично потрудились над решением задач.
Есть такая пословица:
«Умеешь трудиться – умей отдыхать!»
Русский народ трудолюбивый, умеет хорошо трудиться, а после работы отдыхать и веселиться.
- Предлагаю нам с вами тоже немного отдохнуть.
Музыкально – подвижная математическая игра «Встань по 1,2,3…»
(аудиозапись «Пляска», веер цифр)
Воспитатель:
- Замечательно, мы с вами отдохнули, ну, а наша математическая прогулка продолжается.
- Ребята, я вам уже говорила, что в нашей стране очень много морей, рек, озёр.
Словарная работа:
Есть реки длинные, а есть - …. короткие;
Есть реки глубокие, а есть - … мелкие;
Есть реки широкие, а есть - …. узкие;
Есть реки извилистые, а есть - …. прямые.
Это интересно!
Кстати, ребята, самая длинная река в России называется река Лена.
- Ребята, а давайте измерим длину нашей реки.
(На ковре растянута атласная голубая лента, приколотая к ковру на булавки - шапочки)
- С помощь чего мы можем её измерить? (с помощью меры)
А что можно использовать в качестве меры? (веревочку, палочку, ладошки, ступни, шаги)
Эксперимент по измерению (шагами) :
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему Мишиных шагов в длине нашей реки уложилось меньше, а Вариных больше? (ответы детей)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Чем меньше мерка, тем больше раз она уложится в длину, и наоборот, чем мерка больше, тем количество уложившихся в длину мерок будет меньше.
- А сейчас, предлагаю измерить длину нашей реки, специально приготовленной меркой (мерка + маркер)
Откуда начинаем измерять? (Начинаем измерять от начала ленты слева направо, у конца меры ставим отметку маркером и продолжаем измерение, переложив мерку к отметке)
Совместно с педагогом дети измеряют длину реки - ленты.
Сколько раз мерка уложилась в длину нашей реки? (5)
Какой цифрой обозначим количество уложившихся в длину мерок? (5)
Чему равна длина реки? (Длина реки равна 5 меркам)
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и с этим заданием мы с вами справились.
Воспитатель:
- Ребята, наша страна славится гостеприимством. Как вы понимаете слово гостеприимство? (принимать гостей)
Очень важных и дорогих гостей в России принято встречать и угощать караваем – хлебом. (Воспитатель показывает каравай)
Каравай – это еще один отличительный символ нашей Родины.
Вот лежит каравай
У меня на столе,
Черный хлеб на столе
Не вкусней на земле.
- Сегодня я хотела бы угостить вас караваем, но вот каравай у меня один, а вас 8 человек. Как же быть? (Надо каравай разделить)
- Правильно! Давайте разделим каравай на 8 равных частей. С чего начнём?
Сначала разделим каравай на 2ве равные части (разрезают)
Как можно назвать каждую часть? (половина или часть)
Что больше целый каравай или половина?
(Целый каравай больше, чем часть каравая)
Как будем делить дальше? (делят на 4 части)
(Каждую половинку разделим ещё на пополам)
Сколько частей получилось? (4 части)
Как можно назвать каждую часть? (1/4 часть)
Что больше половина каравая () или его часть?
(1/2 часть каравая больше, чем часть)
А если взять 2 части из 4х, как их можно назвать? (2/4)
А дальше каждую 4ю часть разделим еще на 2ве части.
Давайте сосчитаем, сколько частей у нас получилось? (8)
Как можно назвать 1 часть из 8; 2 из 8; 3 из 8? (1/8, 2/8, 3/8)
- Верно! Скажите, ребята, скольких гостей я смогу угостить караваем?
(Караваем можно угостить 8 человек)
Каравай остаётся на столе, а дети встают в круг.
Воспитатель:
- Ну, что же, ребята, наша с вами математическая прогулка по реке Тура подходит к концу, и нам пора возвращаться в д/с. Скажите, что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось на прогулке?
(Решать математические загадки, измерять реку, следить за обитателями подводного мира, рисовать корабль по цифрам, выполнять разминку)
- Замечательно! У меня на разносе смайлики, выберите смайлик с той эмоцией, которая соответствует вашему настроению после прогулки.
- А сейчас, подойдите к столу, возьмите каждый себе по кусочку каравая и наклейте на него выбранный смайлик.
- Наше путешествие закончилось, мы с вами возвращаемся в группу.