Марина Тахтобина
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительная группе «Волшебная страна — Математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
для детей подготовительной группы дошкольного возраста
Образовательная область: познавательное развитие (по ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Вид занятия
Тема: «Волшебная страна - Математика»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Цель: закрепление детьми умения различать группы предметов, считать количество предметов в группах, продолжать знакомить с арифметикой, продолжать развивать умения детей в арифметических операциях.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
«Познание»
Продолжить закреплять умения детей сравнивать предметы и количество предметов (через игровые задачи по сравнению)
формировать умение записывать математические результаты знаками >, <, = (через запись примеров наглядно на доске и дальнейшее их зачитывание вслух, через решение заданий с арифметическими знаками);
совершенствовать умения решать задачи на сложение и вычитание (через стимуляцию арифметической деятельности в игре);
продолжить формировать представлений детей о геометрических фигурах (через метод элементарного оригами).
«Коммуникация»
Активизировать речь детей (через показ картинок, беседу, ответы на наводящие вопросы);
закреплять умения совместной деятельности (в процессе выполнения заданий);
продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя (через индивидуальное обращение).
«Социализация»
Воспитывать чувство коллективизма и уважения к сверстникам (через совместную работу в группе).
2. Развивающие задачи:
развивать мыслительные операции (через математические и геометрические задачи);
стимулировать использование терминов "сложение, вычитание, плюс, минус, больше, меньше, равно" в речи (через поставленные задачи, употребление в речи и совместного чтению);
развивать внимание (через поставленную проблему и мотивацию, через игровую ситуацию);
развивать логическое мышление (через математические задачи, работу с геометрическими фигурами);
развивать у детей любознательность, навыки самооценки, взаимопомощь (через коллективное решение поставленных задач);
развивать мелкую моторику пальцев рук (через пальчиковую гимнастику, применение метода оригами с геометрическими фигурами);
развивать образное мышление, воображение (через сравнение групп предметов, через игровую ситуацию, через восприятие образов цветов);
развивать слуховое внимание (через диалог с воспитателем, через обращенную речь воспитателя);
развивать зрительное восприятие и внимание (через образовательный процесс в целом, через разминку для глаз, через оригами);
развивать физическую активность детей (через физкультминутку, подвижные игры).
Развивать чувство прекрасного и образное воображение (через игровую ситуацию, восприятие сюжета, через восприятие образов цветов-Художественно-эстетическое восприятие)
3. Воспитательные задачи:
воспитывать самостоятельность, умение понимать задачу и выполнять её (через постановку проблемной задачи и поиску её решения) ;
воспитывать интерес к математическим занятиям (через игровые задачи) ;
воспитывать умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности (через выполнение заданий, подвижных игр, образовательного процесса в целом);
воспитывать желание трудиться (через игровую ситуацию, оригами).
Методы и приемы руководства:
наглядные (показ схем и картинок);
словесные (вопросы, разъяснения, художественное слово, пояснения, словесные инструкции, просьба, совет, намёк беседа, рассказы детей, устный счёт рассуждение);
практические (игра, игровые упражнения, физические упражнения, подвижная игра, сравнение, выкладывание, работа на интерактивной доске);
проблемные (постановка и решение проблемной ситуации).
Материал :
• Демонстрационный : конверт с заданиями; карточки с изображением математических знаков и цифр, геометрических фигур, светящийся цветочек-игрушка из пластика, аудиоплеер, цветочки игрушки разных цветов из бумаги.
• Раздаточный: счетные палочки, простой карандаш, линейка, иллюстрированные карточки с заданиями, листок в клетку, медальки (шоколадные в коробке).
Подготовка к занятию, предварительная работа: подготовка игрового поля с цветочками и музыкой, решение логических и простых арифметических задач, индивидуальная работа.
Ход занятия:
Организационно-мотивационная часть.
Воспитатель:
(Вхожу с детьми в комнату группы, а в центре на полу находится большой игрушечный цветочек, который светится и привлекает внимание детей)
-Ребята, посмотрите, что мы нашли! Это особенный цветочек, который светится яркими цветами. Но это не просто цветочек, это приглашение в волшебную страну "Математика"! Здесь нас ждут удивительные приключения и интересные математические задания. Хотите отправиться в волшебную страну "Математика"?
Дети:
-Да!
Воспитатель:
-Отлично! Но чтобы проникнуть в эту волшебную страну, нам нужно решить небольшую задачку сравнения групп предметов и их количества. Давайте посмотрим на цветочки, лежащие вместе, и попробуем сравнить их количество.
(Возле воспитателя разложены игрушечные цветочки зеленого и красного цветов, по 7 шт, красных лежит в группе 7, а зеленых 5, но в зоне видимости разложены еще 2 зеленых цветочка)
Дети:
-Зеленых цветочков вместе только 5, а красных 7
Воспитатель:
-Правильно! В нашей группе цветочков красного цвета 7, а зеленого цвета всего 5. Но смотрите, вот (показывает пальцем) есть еще 2 отдельных зеленых цветочка, которые, кажется, потерялись и не могут найти своих друзей и нуждаются в нашей помощи. Что вы должны сделать?
Дети:
-Мы должны помочь им вернуться к своим друзьям
Деятельностная часть.
Воспитатель:
-Правильно! Нужно помочь цветочкам найти своих друзей.
(Дети подносят 2 отдельных зеленых цветочка в общую группу)
Воспитатель:
-Отлично! Благодаря вашей помощи зеленые цветочки вернулись в свою группу. Теперь посмотрите, что у нас получилось! По сколько теперь цветочков в группе? Равно ли количество цветочков в группах?
Дети:
-Да, семь цветочков зеленых и семь красных цветочков
Воспитатель:
-Молодцы! Теперь в группе красных и зеленых цветочков у нас поровну, по 7 цветочков в каждой. Путь к волшебной стране "Математика" открыт!
(звучит волшебная музыкальная композиция)
Воспитатель:
-Садимся за столики, спинки прямые, мы отправляемся в волшебную страну «Математика», но чтобы нам легко справиться со всеми заданиями, нужно размять наши руки.
Пальчиковая гимнастика : “Тише-тише” Приложение А
Воспитатель:
-Вот мы и прибыли в удивительную страну "Математика". Смотрите, перед вами конверт с волшебными заданиями, которые мы должны выполнить, чтобы продолжить наше путешествие и развлекаться вместе с жителями этой волшебной страны. За каждое задание мы будем получать в подарок по одному волшебному цветочку! Когда мы соберем все цветочки и сыграем со всеми волшебными числами, мы вернемся домой.
Задание: «Волшебные математические знаки» (Приложение Б)
(На листке в конверте написаны знаки +; -; =; >; <)
Воспитатель:
-Волшебные знаки математики ждут нас в стране «Математика», чтобы научить нас магии чисел. Каждый знак имеет свою волшебную силу! Посмотрите на листочек из конверта, где нарисованы разные математические знаки : плюс (+, минус (-, равно (=, больше (>, и меньше (<.) Представьте, что каждый знак - это волшебное сокровище, и мы должны раскрыть их тайны, чтобы пройти на следующий уровень в этом волшебном путешествии. Но для этого нам нужно понять, как работают эти знаки.
(воспитатель последовательно опрашивает детей по поводу каждого знака, оказывает помощь и поддержку, поощряет за правильные ответы).
-Вот мы и получили в подарок цветочек (помощник вносит цветок, смотрите какой он красивый, красного цвета, а красный цвет символизирует любовь и доброту.
• Задание: «Какое число больше, а какое меньше (быстрый вопрос-ответ)»
Воспитатель:
-Ой, слышите, кажется, кто- то спорит! Да это же числа, они никак не могут разобраться, какое число больше, а какое меньше. Давайте им поможем. Назовите все цифры больше 2 и меньше 6. (3,4,5).
-А теперь все цифры больше 5 и меньше 7 (6).
-Кажется громче всех спорят числа 9 и 10, какое из них больше, а какое меньше? (меньше 9, а больше 10)
-Ребята, посмотрите, а числа 5 и 9 никак не могут посчитать сколько между ними цифр, давайте им поможем и назовем все цифры (6,7,8).
-Вот мы и получили в подарок оранжевый цветочек (помощник вносит цветок, он символизирует радость и счастье!
Воспитатель: Какой по счету у нас цветок?
Дети:
-Второй!
Воспитатель:
-Ну что ребята, у нас осталось еще два задания, но прежде, чем мы перейдем к ним, нам нужно дать нашим глазкам отдохнуть.
• Зрительная гимнастика: “Послушные глазки” Приложение В
• Задание: «Счетные палочки»
Воспитатель:
- Давайте сделаем интересное занятие с счетными палочками! Мы собираемся создать разные формы. Для начала, давайте построим домик. Для стен дома, нам нужно взять 8 палочек и сделать из них квадрат. Затем, для крыши, возьмем 4 палочки и сделаем из них треугольник. Для окна, нам понадобится еще 4 палочки, чтобы сделать квадрат. На чердаке у нашего домика будет окно в форме треугольника, и для него понадобятся 3 палочки.
(Воспитатель слушает ответы детей, исправляет ошибки, поощряет детей)
-А какие еще геометрические фигуры вы знаете? Мы можем попробовать их создать с палочками тоже!"
(Воспитатель слушает ответы детей, исправляет ошибки, поощряет детскую самодеятельность, оказывает помощь).
-А вот у нас еще один желтый цветочек (помощник вносит цветок, как солнышко. Давайте узнаем, какой это цветок по счету у нас?
Дети:
-Это 3-й цветочек!
Воспитатель:
-Правильно, давайте перейдем к следующему заданию!
• Задание: Игровое упражнение "Обручи и группы".
Воспитатель:
-Давайте поиграем в игру, чтобы найти следующий винтик. У нас есть два обруча на полу. Девочки возьмут один обруч, а мальчики другой. Посмотрим, сколько у нас получится групп, и сколько детей в каждой группе. Почему вы так думаете?
(Помогает детям взять обручи и поделится на группы).
-Какая группа будет больше? Почему вы так думаете?
(Слушает ответы детей, исправляет ошибки, поощряет детей, после ответов подытоживает, что групп две, проговаривает численность детей в группах, после просит группу мальчиков снова повторить свое количество, а затем группу девочек).
Воспитатель:
-Теперь давайте соединим обе группы веревочкой (Связывает обе группы веревочкой, а теперь посчитаем, сколько у нас детей в общем круге. Что больше: общая группа или группа мальчиков (группа девочек? Что меньше: группа девочек (группа мальчиков) или общая группа? Почему вы так думаете?
(Воспитатель слушает ответы детей, исправляет ошибки, поощряет детей, после ответов подытоживает ответы и просит всех повторить верный ответ).
-Ребята, мы успешно завершили это задание и нашли следующий зеленый цветочек (помощник вносит цветок, он символизирует природу! Какой по счёту это был цветочек?
Дети:
-Четвертый!
Воспитатель:
А теперь давайте отдохнем, дети, встаньте вместе передо мной.
• Физкультминутка Приложение Г
• Задание «Школьные задачки»
Задача 1 (Приложение Д)
(Выкладывает на стол 6 игрушечных машинок, выставляет их в ряд)
-Машинки прибыли на парковку возле магазина. Посчитайте, сколько машинок припарковалось? (Шесть)
(Убирает одну машинку со стола)
Воспитатель:
-Дети, через некоторое время одна машинка покинула парковку. Какой вопрос мы можем задать об этом событии?
Дети:
-Сколько машинок осталось на парковке?
Воспитатель:
-Мы нашли с вами вопрос, на который нужно ответить "На парковку припарковалось шесть машинок, одна уехала. Сколько машинок осталось на парковке?"(Просит 2-3 детей повторить вопрос)
-Давайте решим эту задачу и определим, сколько машинок осталось на парковке (пять). Стало ли машинок больше или меньше? (меньше). Какой символ мы должны использовать? (минус). У вас на столе есть счетные палочки, используйте для решения их.
(Помогает решать задачу детям, постепенно записывает условие и решение задачи на доске)
-Дети, смотрите, вот какой текст мы составили по условию и вопросу задачи и получили такой ответ. (Зачитывает) : из шести машинок вычесть одну машинку, получится пять машинок".
(Прошу 2-3 детей прочитать ответ)
Воспитатель:
-Вы не устали ребята, хотите продолжить поиски цветочков волшебной страны «Математика»?
Дети:
-Нет, не устали, хотим!
Задача 2 Приложение Е
Воспитатель:
-Ребята, смотрите в ваше письмо, там нарисованы картинки, что вы видите?
(На картинке 2 дерева, на ветках одного сидит 5 птиц, а у другого 4).
Дети:
-Птиц на деревьях.
Воспитатель:
-Верно, сколько их?
Дети:
-Девять.
Воспитатель:
-Верно, а как вы это поняли?
Дети:
-Сложили 5 и 4.
Воспитатель:
-Правильно! А теперь сможете придумать условие задачи с этими птицами на картинке?
Дети:
-На одном дереве сидели 5 птиц, а на соседнее прилетело еще 4 птицы.
Воспитатель:
-Хороший вариант! (Просит любого ребенка повторить вопрос, решение и ответ).
-А теперь давайте запишем решение этой задачи на доске. Прибавьте четыре к пяти, получится девять (Записывает математическую формулу).
(Прошу детей хором вместе со мной прочитать математическую формулу.)
-Молодцы ребята, вот, смотрите, еще один цветочек, голубой, как небо! У нас осталось только последнее задание
• Задание: Геометрические фигуры из бумаги" (Приложение Ж)
Воспитатель:
-Молодцы! Теперь нам надо справиться еще с заданием. Возьмите один лист бумаги из вашего конверта, сложите его пополам. Какая геометрическая фигура у вас получилась? (Прямоугольник). А чтобы получить квадрат как надо свернуть прямоугольник? (Ответы детей). Правильно еще раз пополам. А чтобы получить треугольник как надо свернуть квадрат? (Ответы детей). Правильно! Нужно сложить его по диагонали.
(Слушает ответы детей, исправляет ошибки, поощряет детей)
-Молодцы, ребята, это было последнее задание, а вот и Маша подарила нам синий цветочек, смотрите, он цветом как океан!
-Ребята, вы сегодня у меня такие молодцы, я подарю вам свой цветочек фиолетового цвета, держите!
-А теперь нам пора домой, в детский сад. Видите, эту схему в письме, как вам нужно сложить ваши цветочки, чтобы вернуться домой? (Кругом)
-Чтобы нам вернуться, нужно разложить все цветочки кругом по порядку, как мы их нашли, располагайте (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) (Приложение З).
-Ребята посмотрите на эти цвета и как ни сложились, они вам ничего не напоминают?
Дети:
-Радугу!
Воспитатель:
Правильно дети, волшебная страна математика прощается с вами, показывая вам красивую волшебную радугу! А еще они приготовили вам напоследок подарок, каждому по медали отличника математики!
(раздает шоколадные золотые медали в качестве поощрения и награды).
Рефлексивно-оценочная часть.
-Ну, вот мы и вернулись. Вы все сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним
(Опрашивает детей, поощряет за их работу, напоминает о ходе занятия).
- Где мы сегодня побывали? (в стране «Математика»)
- Чем мы сегодня занимались? (решали арифметические примеры, играли,)
- А что мы собрали в волшебной стране, сколько и что у нас вышло в итоге? (Цветочки, семь штук, радуга)
- Что мы делали впервые? (составляли и решали задачки)
- Наше путешествие не прошло даром – вы хорошо потрудились и узнали для себя что - то новое. На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо, вы – молодцы!