Светлана Лобанова
Конспект занятия по ФЭМП в старших группах «Счет в пределах 5. Сравнение двух предметов по величине»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по формированию элементарных математических представлений в старших группах (область познавательное развитие)
Руководитель : Лобанова С. В
Тема: Счет в пределах 5. Сравнение двух предметов по величине.
Цель: Учить считать в пределах 5; формирование понятий «длинный»- «короткий», «широкий» - «узкий».
Задачи:
«Познавательное развитие» :
-Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старших группах „Счет в пределах 5, Сравнение двух предметов по величине“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
-Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина, ширина, результат сравнения обозначать соответствующими выражениями.
-Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами : вперед, назад, направо, налево.
«Социально – коммуникативное развитие» :
-Способствовать развитию навыков индивидуальной и коллективной работы.
«Речевое развитие» :
-Создать условия для развития речевой активности.
«Художественно – эстетическое развитие» :
-Развивать цветовое восприятие, творческое воображение.
«Физическое развитие» :
-Способствовать развитию двигательной активности, слухового и зрительного внимания.
-Развитие правильной осанки, мелкой моторики рук.
Демонстрационный материал: барабан, дудочка, листочки-сюрпризы, мешочек, карточки с нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная-длинная, широкая; зеленая – короткая, узкая).
Раздаточный материал: двух полосные карточки, цветочки, клубнички, карточки с заданиями, цветные карандаши.
Ход ООД:
Перед входом в группу длинная и короткая дорожки. Звучит мелодия «В гостях у сказки».
1. Организационный момент.
Мотивация детей на активное участие в занятии. Игровое упражнение «Пройди по дорожке».
В. - В мире много разных сказок грустных и смешных, но прожить на свете нам нельзя без них. В сказке может все случиться, наша сказка впереди. Сказка в гости постучится, скажем сказке заходи. Ребята, а вы любите сказки?
Д. - Да!
В. -Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну «Арифметика», нас там ждут интересные задания и игры, но вести себя в этой стране надо правильно, спокойно: не шуметь, не ссорится, а можно дружно играть и выполнять различные задания. Путешествие наше начинается прямо здесь.
Физкультминутка:
-На носочки поднимитесь, и два раза повернитесь, в сказке очутитесь.
Чтобы попасть в эту страну, нужно пройти по дорожке и сесть на свои места: мальчики идут по длинной дорожке, а девочки – короткой, не ошибайтесь.
(Дети идут по дорожкам)
В. -Девочки, по какой дорожке вы проходили?
Д. - По короткой.
В. -Мальчики, а вы по какой дорожке проходили?
Д. - По длинной.
В. -Кто быстрее дошел до своих стульчиков?
Д. - Девочки!
В. -Почему?
Д. - Потому что дорожка была короткой.
В. - Правильно, потому, что девочки шли по короткой дорожке.
(Ритуал приветствия)
В. - Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро!»- солнцу и птицам.
«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Давайте поздороваемся друг с другом. Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: «Доброе утро!»
Сейчас в ваших руках тепло и доброта. И это тепло, и доброту мы отправим друг другу. Опустите руки и подуйте на свои ладошки сильно. Вот мы и поделились друг с другом своей добротой.
В. - Скажите, мне, пожалуйста, какой сегодня день недели?
Д. - Вторник.
В. - Правильно, во вторник у нас всегда занятия по математике. Вот мы и попали в сказочную страну «Арифметика».
2. Основная часть.
Игровая ситуация «Отсчитай столько же»
В. - Дети, отсчитайте столько цветочков, сколько вы услышите ударов в барабан и выложите их на верхней полоске. Сколько вы выложили цветочков?
Д. - Всего четыре цветка.
В. -Почему вы отсчитали и выложили столько цветов?
Д. -Потому что было 4 удара в барабан.
(Задание повторяется 2 раза с другими музыкальными инструментами, число каждый раз меняется)
В. -Ребята отсчитайте столько клубничек, сколько пуговиц на карточке.
(Ребенок на ощупь считает пуговицы и выкладывается на полоске. Уточняем правила счета предметов на ощупь.)
Д. - Всего пять пуговиц.
В. - Сколько пирамидок вы отсчитали?
Д. - Всего 3 пирамиды.
В. -Как проверить правильность выполнения задания?
Д. - Посчитать предметы.
Игровое упражнение «Раскрась столько же».
В. -Ребята, возьмите карточки, закрасьте столько кружочков, сколько предметов нарисовано на карточке. Сколько кругов вы закрасили?
Д. -Два круга.
В. -Почему столько?
Д. -Потому что на верхней полосе нарисовано 2 круга.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх, наклоны вправо-влево)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше. (медленно встаем, поднимаемся на носки, руки вверх)
Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики»
(Большая магнитная доска. Демонстрирую 2 полоски - зеленую длинную и широкую; красную короткую и узкую)
В. -Посмотрите на доску. Сколько полосок, какого они цвета? Что можно сказать об их размере?
Д. - 2 полоски, зеленого, красного цвета. По размеру разные – длинная, короткая; широкая, узкая.
В. - Правильно. Давайте сравним их по длине. Нам нужно наложить одну полоску на другую так, чтобы совпадали нижняя сторона и левые углы. Вот так. Мы видим, что зеленая полоска длинная, красная короткая.
А ещё как можно их сравнить?
Д. - Ещё их можно положить рядом.
В. -Смотрите, я кладу одну полоску зеленую снизу, а красную полоску сверху. Видно, какая полоска длинная, а какая короткая?
Д. -Да!
(Предлагаю детям расположить полоски горизонтально от длинной до короткой снизу вверх – работа у доски)
В. -Какого цвета полоска снизу? Она длинная или короткая?
Д. - Зеленая, длинная, широкая.
В. -Какого цвета сверху? Сверху полоска короткая или длинная?
Д. - Красная, короткая, узкая.
В. - Зеленая полоска самая длинная, красная самая короткая.
(Дети повторяют хором)
Снизу вверх сравнение – самая длинная зеленая, короче красная.
(Повторяем хором)
Сравнение попарно- красная короче зеленой.
(Повторяем хором)
В. Ребята у меня две куклы- большая и маленькая. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле?
Д. -Короткая и узкая.
В. -Какая лента подойдет для бантика большой кукле?
Д. - Длинная и широкая.
(Завязываем бантики и выясняем, почему зеленый бант получился большим)
Д. - Зеленый бантик получился большим,потому что лента длинная и широкая.
А красный бантик получился маленьким, потому что лента короткая и узкая.
В. -Теперь, ребята, вы самостоятельно разложите полоски по образцу.
Получается?
Д. -Да!
В. -Какого цвета самая короткая полоска? Какая полоска длиннее красной? Какая самая длинная?
(Ответы детей)
В. - Ура! Мы справились!Мы молодцы!
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем – и снова в путь!
В. - Ребята, помните, почему в начале занятия девочки сели на стульчики первыми?
Д. -Да!
В. - Правильно, у них дорога была короче, вот и мы научились сегодня выбирать самую короткую дорожку. Поднимите самую короткую полоску вверх.
Игровые упражнения «Правильно пойдешь, клад найдешь»
В. - Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти. Выбираем ведущего при помощи считалки:
Д. -Кады – бады
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.
В. -Сделай пять шагов прямо, сделай четыре шага – поверни направо и сделай еще три шага поверни налево и пройди по кругам.
(Дети находят ларчик и достают из него листочки с сюрпризом)
В. -Молодцы! Все справились с трудными заданиями. Вот и закончилось наше волшебное путешествие. На носочки поднимитесь, и два раза повернитесь, и снова в группе очутитесь.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
В. -Встаньте, дети, в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Тот,кто поймает его отвечает на вопрос.
-Дети, вам понравилось занятие?
-Какие игровые задания мы выполняли?
-Какие дорожки мы нашли в группе?
-Нам нужна была дорожка самая длинная или самая короткая?
-Вы сегодня устали на занятии?
-Какого цвета была короткая дорожка?
-Что больше всего вам запомнилось?
(Ответы детей)
В. - Молодцы, вы очень хорошо справились с заданиями.
-