Марина Ковалёва
Конспект занятия по формированию фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет
ТЕМА: «Учимся правильно дышать. Развитие речевого и физиологического дыхания».
ЗАДАЧИ:
Обучающие : - познакомить детей с правилами правильного дыхания (схемой);
- формировать умение делать выдох длительно, коротко;
- развивать силу голоса;
- упражнять в образовании ласковых слов;
Коррекционно - развивающие:
Публикация «Конспект занятия по формированию фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховой, зрительный, гнозис;
- развивать мелкую моторику.
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
МАТЕРИАЛ: индивидуальные зеркала, предметы: собака, самолет, утка, кошка,
петух; сказочный персонаж «колобок», пузырьки, контур бабочек
на ниточке; кукла, тетрадь (на каждого ребёнка, простые карандаши (на каждого ребёнка).
Эмоциональный настрой Психогимнастика.
Дети стоят полукругом перед педагогом.
- Все мы дружные ребята, Мы ребята - дошколята. Никого не обижаем.
- Возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза, подарите друг другу улыбку, с хорошим настроением легче заниматься.
ХОД.
I. Мотивация.
- Ребята, мы сегодня отправляемся в лес. На импровизированной полянке дети собирают грибы, ягоды, цветы.
II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия (ОО «Речевое развитие»).
1. По просьбе педагога один ребенок шепотом произносит «АУ».
- Почему вы не услышали, как звал Коля?
- Правильно, потому, что он звал тихо.
- Как надо звать на помощь, чтобы вас услышали? (громко)
- Давайте вместе громко скажем: ау.
2. К/У «Подуди в дудочку»
Педагог предлагает ребенку дудочку.
- Подуди в дудочку (ребенок дудит, дудочка молчит).
- Почему молчит дудочка? (Педагог объясняет детям, что дудеть надо с силой, вдох делать через нос, а выдыхаем сильную воздушную струю через рот, в трубочку)
- Повтори еще раз.
3.
- Мы сегодня с вами будем учиться правильно дышать, произносить слова на
выдохе.
Педагог рассказывает детям о правилах дыхания, сопровождая рассказ показом схемы - картинки.
Вдох нос выдох рот и на выдохе речь
4. Игры и упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
А) Вдох через нос - выдох через рот и на выдохе:
-АААА (длительно, тихо); -УУУ (длительно, громко); -АУ (длительно, громко).
Б) Д/у «Чей пароход лучше гудит?»
Каждому ребенку дается чистый пузырек.
- Ребята вспомните, как мы на прошлом занятии учились гудеть как «пароход». Послушайте, как гудит мой пузырек.
- А как гудит пароход у Светы? (Иры, Васи и т. д., у всех детей)
- Почему громко гудит пароход? (Потому, что мы дуем в пузырек сильно).
В) «Капитаны» - чередование длительного плавного и сильного вдоха.
Перед детьми на столе таз с водой и цветные бумажные кораблики.
- Будем кататься на корабликах. Чтобы кораблик двигался, подуем на него не торопясь (показывает) плавно фу-.
- Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки.
- Налетел резкий ветер и кораблик может перевернуться (п-п-п - резко).
III. Физ. Минутка «Дождь и солнышко» (ОО «Физическое развитие»).
Педагог объясняет правила игры.
- Если светит солнышко, я тихо стучу в бубен и вы гуляете.
- А если идет дождь, я громко стучу в бубен и вы прячетесь в домики. (чередование громкого и тихого звуками).
IV. Образование ласковых слов (ОО «Речевое развитие»).
У детей на столах по 2 предмета: стакан, коробка, книга, банка, лиса, медведь, погремушка, машина и т. д. Педагог показывает картинку - «солнышко».
- Что это? А какое оно? (желтое, круглое, ласковое)
- Мы с вами будем придумывать ласковые слова.
- Что это (машина).
- Как про нее сказать ласково? ( при затруднении: это большая машина, а как сказать про маленькую).
Так проводится работа с каждым предметом.
V. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие»).
У детей нарисованы большие и маленькие предметы (елка - елочка, цветок -цветочек)
- Обведи простым карандашом контур маленького предмета, назови его
(елочка, цветочек)
VI. Итог (ОО «Речевое развитие»).
- Вы дружно выполняли все задания, слушали товарищей, помогали им. Вспомните: Как надо правильно делать вдох? (через нос)
- Как нужно говорить, чтобы Вас слышали? (громко)
- Какие слова вы сегодня придумывали? (ласковые).