Федотова Галина Николаевна
Конспект по ФЦКМ в подготовительной группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнять и расширять представления о птицах, продолжать знакомить с народным календарем.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулок.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, птичьи перья, лупы, лист бумаги, вода в емкости,немного животного жира на блюдце.
Организационный момент.
Воспитатель: Станьте дети в круг.
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила!
Можем мы большими быть,
(Становятся на носочки)
Можем маленькими стать,
(Приседают на корточки)
Но никто один не будет!
Публикация «Конспект по ФЦКМ в подготовительной группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
1. Основная часть.
Воспитатель: Ребята,какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какой месяц?
Дети:Октябрь.
Воспитатель: По народному календарю 27 октября отмечается праздник Прасковья Грязнуха. Праздник так назвали из- за осенней грязи и непогоды. Существует примета: если в этот день сухо и ветрено, то значит,следующее лето будет сухим и не особо урожайным. Если в этот день дождь и тихо, то урожай будет богатым. Иногда этот праздник называют Порошихой по причине выпадающего легкого снежка на уже замерзшую землю. Скоро земля совсем спрячется под снегом.
-Как вы думаете,птицам легко в это время года?
- Что делают птицы осенью?
-Каких перелетных птиц вы знаете?
(Соловей, кукушка, грачи, щеглы, ласточки, стрижи, скворцы, лебеди, утки, журавли, цапли).
Птицы на юг улетают:
Гуси,грачи,журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
М. Ивенсен
Воспитатель: Как изменилась жизнь птиц с приходом осени?
Дети: Корма для птиц становится меньше, начинает холодать, птицы собираются в стаи,тренируют своих птенцов,готовят их к отлету,пробуют свои силы.)
Воспитатель: Расскажите о своих наблюдениях летом и осенью.
Дети: Летом много корма, они выводят птенцов, вскармливают их. Осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и улетают в теплые края.
Воспитатель: Что происходит осенью с кормом для птиц?
Дети: Корма становится меньше, сначала пропадают насекомые, затем засыхают растения, меньше становится плодов и семян.
Воспитатель: Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью?
Дети: Насекомоядные улетают раньше, чем зерноядные, так как насекомые исчезают и птицам нечем питаться,затем улетают птицы,которые едят зерно, плоды, семена.
Воспитатель: Как птицы готовятся к о лету?
Дети: Они собираются в стаи и быстро летают в воздухе.
Воспитатель: Какие птицы позже всех улетают на юг?
Дети: Позже всех улетают на юг водоплавающие птицы, пока вода не замерзла, им есть чем питаться.
Воспитатель: Знаете ли вы,как выстраиваются птицы при перелете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Во время перелета,птицы придерживаются определенного порядка. Так им легче и удобней лететь. Журавли летят клином- углом. Цапли и гуси- шеренгой. Утки выстраиваются в линию- друг за другом.
2. Воспитатель: Предлагаю вам собраться для перелета.
(Дети строятся клином, шеренгой,в линию)
Журавли летят, курлычут,
Шлют последнее" прощай",
За собою лето кличут,
Забирают в теплый край.
Воспитатель: Как вы думаете, как птицам удается летать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Птицам помогает летать воздух. Попробуйте поймать воздух.
(Воспитатель раздает полиэтиленовые пакеты. Пакеты раздуваются,это поймали воздух).
Дети делают вывод: "Воздух не видимый, но его можно "поймать".
Воспитатель: Сделайте резкое движение руками,ощутите воздух. При резких движениях тоже можно ощутить воздух.
Дети с помощью воспитателя делают вывод: " Воздух помогает птицам при взлете".
3.Воспитатель: Только ли воздух помогает птицам летать?
Дети: Птицам помогают летать крылья.
Воспитатель: Самый главный инструмент птицы в полете- крылья. Крылья имеют вогнутую форму, что помогает им отталкиваться от воздуха.
(Воспитатель предлагает рассмотреть перья с помощью лупы. Дети наблюдают перья разные по величине,по форме, легкие,гладкие).
Воспитатель: Перья придают телу птицы гладкую, обтикаемую форму. Это делает полет легче, так как уменьшает сопротивление со встречным воздухом.
Дети делают вывод: " Перья помогают птицам летать".
4. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.
Птицы собрались на юг,
Осмотрели все вокруг.
(Глазами посмотреть по кругу)
Глазки вправо, глазки влево,
Вверх на голубое небо,
Посмотрели вниз:
Там леса, поля, река
(Выполняют согласно тексту)
Крыльями взмахнули,
С ветки упорхнули.
(Взмах руками, побежали по кругу, размахивая руками, как крыльями).
5.Воспитатель: Когда вы называли перелетных птиц, вы называли и тех, которые живут у водоемов: утки, лебеди, гуси. Как называются такие птицы?
Дети: Птицы,которые живут у водоемов,называются водоплавающие.
Воспитатель: Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои крылья от намокания, ведь им приходится подолгу находиться в воде?
(Ответы детей)
Воспитатель: Птицы смазывают свои перья жиром, который находится у них в сальнике на хвосте.
Воспитатель: Проведите опыт, одну часть бумажного листа смажте жиром,а другую оставьте сухой. Опустите лист бумаги в воду.
(Дети наблюдают,как вода скатывается по части листа, смазанной жиром. Сухая часть размокает).
Дети делают вывод: Жир отталкивает воду, поэтому перья водоплавающих птиц не намокают.
6. Итог. Оценка деятельности детей.