Роман Кузичев
Конспект пленэрного занятия для детей среднего школьного возраста в ДШИ по теме «Вокзал. Железная дорога»
▼ Скачать + Заказать документы
Нам открывается страна
С вокзального порога.
Отворишь дверь - и вот она,
«В дороге» Самуил Маршак.
Цель: знакомство с индустриальным пейзажем.
Задачи: развитие навыков работы на пленэре, умения компоновать, строить изображение по законам линейной перспективы.
Зрительный ряд: презентация «Образ поезда и железной дороги в изобразительном искусстве и архитектуре».
Публикация «Конспект пленэрного занятия для детей среднего школьного возраста в ДШИ по теме „Вокзал, Железная дорога“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Железная дорога, поезд
- Средняя школа. 5-9 классы
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Ребята,Россия- это огромная страна, гигантское пространство, населенное людьми разных национальностей. Чтобы связать экономику России воедино, доставить грузы, перевести пассажиров в 19 веке начали строить разветвленную сеть железных дорог. Первую железную дорогу построили из Петербурга в Царское село. Главным героем железной дороги стал паровоз. В России первый паровоз построили механики и изобретатели отец и сын Черепановы в 1833-34гг. Тем не менее первые паровозы для России производились в Англии. В 20 веке ему на смену паровозам пришли локомотивы, а сейчас роль тягловой силы выполняют электровозы. Поезд,как символ нового времени, движения показан в первом фильме братьев Люмьер «Прибытие поезда»
фото Кузичева Р. Эскиз дипломного проекта "Синематограф"Ольга Л. 15 лет, бум, акварель.
Впрочем до сих пор на наших железных дорогах ходят паровозы и практически на любом железнодорожном вокзале даже небольшого городка можно увидеть на привокзальной площади памятник паровозу - труженику.
В изобразительном искусстве мы с вами найдем немало картин, связанных с темой железной дороги. В основном - это жанровые картины с изображением паровозов, вокзалов, пассажиров. Железная дорога-это целый мир, который служит верой и правдой человеку уже не одну сотню лет. Но построить этот крепкий, транспортный мир было делом крайне сложным. Огромное количество крепостных крестьян, рабочих, служащих трудились над его созданием. Слайд презентации К. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге». Великий немецкий труженик Адольф фон Менцель дает очень выразительный образ веселой динамичной жизни общего вагона. На рубеже веков в России идет бурный рост экономики, строится Северная дорога известным промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым. Для привлечения средств и показа жизни и культуры народов Русского Севера С. Мамонтов привлекает в экспедицию молодых талантливых художников К. Коровина и В. Серова. Константин Коровин создает большие панно, которые приобретает Мамонтов и дарит городу Москве для нового красивого здания Ярославского вокзала, выполненного по проекту Федора Шехтеля в стиле «модерн»(слайд с фасадом Ярославского вокзала). Тема «Железной дороги» применяется и в прикладном творчестве мастеров глиняной игрушки. Так в Романовском промысле, рядом с г. Липецком создаются композиции в керамике «Липецкий паровоз». В начале 20 века изделие пользуются популярностью и экспортируют в Западную Европу на выставки. Сейчас эти работы можно увидеть в этнографическом отделе Русского музея С-Петербурга.
Клод Моне, Винсент Ван Гог, Д. Кирико, А. Лабас, Г. Нисский, Кукрыниксы и другие художники оставили живописные реплики о железной дороге и о ее главном персонаже- паровозе. И каждый раз -это новое открытие пространства картины, создание нового художественного образа дороги, определение ее,как важного структурного элемента в жанровой или исторической композиции.
Практическая работа.
Выполнение графического рисунка железной дороги, вагонов, локомотива.
Материалы: бум. А4, А3, пр. и цв. кар, ластик, акварель, кисти, палитра, вода.
Цель: передать графическими и живописными средствами образ железной дороги.
Задачи: компоновка объектов, изучение и применение линейной перспективы, развитие графических навыков и умений.
фото Кузичева Р. "Рисунок вагона" Мария Г. 14 лет бум. ,цв. кар.
Рисование на открытом воздухе и пространстве, неподалеку от железнодорожных путей связано с риском. Поэтому прежде, чем выйти на перрон преподаватель проводит беседу о правилах безопасного поведения на железной дороге, а по прибытию на место обращает внимание на плакаты «Не перебегай перед поездом», «Не стой близко к краю платформы» и т. д. Можно все конечно делать дома в мастерской по фотографиям,выполненным преподавателем или взятым с интернета. Но чтобы понимать жизнь, и научиться рисовать индустриальный пейзаж, рисования по представлению, конечно, будет недостаточно. Поэтому при соблюдении всех мер безопасности, как показывает практика, рисование на природе подобных объектов полезно для ученика. Долго, более часа, конечно находится рядом с железной дорогой, да и рядом с любой дорогой- нельзя. Обычно мы всей группой находимся в тени насаждений и в нескольких метрах от полотна, а от поезда на приличном удалении. Такое расположение позволяет охватить взору ребенка большое пространство, что, собственно и требуется при рисовании пейзажа. На пленэре выполняется краткосрочная зарисовка, а ее продолжение, завершение будет в мастерской. Мы приходим на свою станцию в Данкове, обычно когда поезд с Доломитового комбината, везущий на Новолипецк горы щебня, уже находится на железнодорожном пути. Поезд стоит очень долго - производится перецепка локомотива. И в это время удобно нарисовать сам поезд и пути. Можно также нарисовать здание вокзала, семафоры, водонапорную башню и другие постройки.
В быстрой зарисовке необходимо быстро и точно скомпоновать все объекты в лист, дать пространственную и тоновую характеристику, а в мастерской доработать детали и оформить цветовое решение.
Спасибо за внимание.