Светлана Гиба
Конспект занятия по развитию речи «Планета Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Цель:
1. Совершенствовать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.
2. Учить строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.
3. Формировать умение пользоваться в речи распространенным предложением; формировать слуховое и зрительное внимание, понимание речи, мышление, память.
4. Закреплять навык различать род имен существительных.
5. Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Планета Детство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Материал. Игрушки: мячик, машина, крокодил, самолет, кубики, ведро, кукла; разноцветные домики из модулей; картинки, с изображением чудо-зверя и осенних листьев; «кочки»; конверты, с изображением зверюшек.
Предварительная работа:
Ход занятия.
Воспитатель. Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!
(Дети встают вместе с воспитателем в круг. Звучит классическая музыка).
-Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчение.
(Дети делают вдох и выдох три раза).
-А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
-Как вы думаете, какого цвета мячик я принесла сегодня на занятие?
(Каждый ребенок называет цвет мячика).
-Сегодня, я принесла оранжевый мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком - вот так.
(Показывает детям, как правильно держать мячик).
Дети передают мячик обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети. Доброе утро, Катюша. Доброе утро, Кирюша и т. д. Доброе утро, Светлана Владимировна.
Воспитатель. Доброе утро, дети. Занимайте свои места за партами.
Дети садятся на свои места.
Разноцветные домики.
Воспитатель. Дети, как называется планета, на которой мы живем?
Дети. Мы живем на планете Земля.
Воспитатель. А сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету, которая называется Детство.
Дети выполняют движения, соответствующие тексту стихотворения.
На планету чтоб попасть, всем сначала надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться, вновь подняться, улыбнуться.
Тихо сесть, глаза закрыть, обо всем на миг забыть.
Дружно всем сказать слова: «Здравствуй, детство и игра».
(Звучит волшебная музыка).
Дети открывают глаза и видят изображение планеты Детство; у каждого ребенка на столе стоит игрушка.
Воспитатель. Вот мы и оказались на планете Детство! Вместе с вами сюда попали и игрушки. Назовите их.
Дети. Машина, кукла, ведро, кубики, самолет, крокодил и т. д.
Воспитатель. А теперь назовите игрушку, которая с вами отправилась на планету Детство. Например так: «У меня пирамидка». Кирюша, что у тебя?
Кирюша. У меня машина.
Воспитатель. Алина, что у тебя?
Алина. У меня кукла.
(Так же отвечают все дети).
Воспитатель. Все жители веселой планеты Детство живут в рвзноцветных домиках.
(Показывает на один из домиков).
-Какого цвета этот домик?
Дети. Красный.
Воспитатель. Правильно, в красном домике живут предметы, про которые можно сказать «она». (Показывает на следующий домик). Какого цвета этот домик?
Дети. Синий.
В. Верно. А в синем домике живут предметы, про которые можно сказать «он». (Показывает на следующий домик). Какого цвета этот домик?
Дети. Зеленого.
В. Правильно, в зеленом домике живут предметы про которые можно сказать «они». (Указывает на очередной домик). Какого цвета домик?
Дети. Желтого.
В. И живут в этом домике предметы, про которые можно сказать «оно».
Воспитатель. Вы игрушкам помогите, в нужный домик поселите. Например так: это пирамидка, пирамидка будет жить в красном домике, потому что пирамидка – «она».
(Дети расселяют свои игрушки в домики, давая при этом полные ответы).
В. Игрушки заняли свои домики, а наше путешествие по планете Детство продолжается.
Чудо зверь.
Воспитатель. Все жители планеты Детство очень любят ходить в цирк, потому что там, на цирковой арене, с концертной программой выступает очень необычный зверь.
(Воспитатель выставляет на мольберт картинку, составленную из трех частей: голова-зайца, туловище -волка, хвост-лисы.)
Это что за чудо- зверь
В цирке на арене,
Из кого составлен он-
Разберись быстрее.
Воспитатель. Зовут этого чудо-зверя Зайцеволколис. Чья голова у этого зверя?
Дети. Заячья.
Воспитатель. Чьи уши? (заячьи). Чье туловище? (волчье). Чей хвост? (лисий). Чьи передние лапы? (волчьи). Чьи задние лапы? (лисьи).
-Дети, скажите, а такого чудо-зверя мы можем встретить на нашей планете Земля?
Дети. Нет, чудо-зверь живет только на волшебной планете Детство.
Обобщающие понятия.
Воспитатель. Зайцеволколис выступает на арене цирка с предметом, название которого вы можете узнать, если поймаете в ладошки звуки, которые я произнесу, а потом из этих звуков составите слово: м, а, ч.
(Дети складывают ладошки «чашечкой» и ловят звуки).
-Какое слово получилось?
Дети. Мяч.
Воспитатель. Я предлагаю вам сейчас тоже поиграть в мяч.
(Дети встают около своих стульчиков).
-Я буду бросать каждому из вас мяч и называть одним словом сразу несколько предметов, а вы, поймав мяч, кидаете мне его назад и называете любой из этих предметов. Например: овощи – свекла.
(Воспитатель бросает каждому ребенку мяч, называя обобщения: фрукты, посуда, мебель, одежда, деревья, транспорт, домашние животные, обувь и т. д.)
Прогулка в лес.
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас совершить прогулку в лес, но, что бы дойти до него, мы с вами должны аккуратно прошагать вот по этим кочкам, стараясь не упасть.
Мы по кочкам в лес пойдем,
Ни за что не упадем.
(Дети шагают по «кочкам» и попадают на лесную поляну).
-Какие деревья вы увидели в лесу?
Дети. Ели.
Воспитатель. А что у елок на веточках вместо листочков?
Дети. Иголки.
-Как, по другому можно назвать иголки?
Дети. Хвоинки.
Воспитатель. Но это не просто хвойный лес, - это лес волшебный. Каждый, кто сюда приходит, может ненадолго превратиться в дерево.
Вы на месте повернитесь
И в деревья превратитесь.
(Дети поворачиваются вокруг себя, поднимают руки вверх и превращаются в деревья).
Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся.
(Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами).
Вдруг подул сильный ветер – деревья стали раскачиваться и рассказывать о своих листочках.
Дети. Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят: Кленовый: «Ааа». Рябиновый: «Иии». Березовый: «Ооо». Дубовый: «Ууу».
(Называя листочки, логопед обращает внимание детей на мольберт с картинками, где изображены эти листья, а под ними картинки – символы звуков, которые произносят листочки: а, и, о, у.)
Воспитатель. Дети, скажите, какой листочек пел песенку «Ааа»?
Дети. Кленовый.
- Какой листочек пел песенку «Иии»? (Рябиновый).
- Какой листочек пел песенку «Ооо»? (Березовый).
- Какой листочек пел песенку «Ууу»? (Дубовый).
Воспитатель. Давайте присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними громко скажем: «а-и-о-у». А сейчас каждый из вас тихо-тихо, почти шепотом, попрощается с осенними листочками.
(Каждый ребенок сначала громко, потом шепотом произносит «а-и-о-у».)
Что нам почта принесла?
(Дети занимают свои места. На столах перед ними лежат «письма»).
Воспитатель. Пока мы гуляли в лесу, нам пришла почта. Кто принес нам письма?
Дети. Почтальон.
(На конвертах приклеены картинки с изображением зверюшек). Воспитатель. Давайте внимательно посмотрим на конверт и расскажем. От кого мы получили письма. Например: Я получила письмо от цирковой обезьянки.
Дети. Я получила письмо от циркового льва; Я получила письмо от цирковой собаки и т. д.
Воспитатель. Давайте заглянем в конверт и посмотрим, что же там внутри.
(Дети достают из конвертов карточку, на которой наклеено две картинки).
-Расскажите, пожалуйста, какие предметы у вас изображены на карточках и сколько их. А рассказывать вы будете вот так. «У меня один синий чайник и одна красная клубника».
Дети. У меня одно желтое солнышко и одна серая кошка. Один зеленый огурец и одна оранжевая морковь. Одно розовое платье и один синий бант и т. п.
Воспитатель. Молодцы, теперь мы знаем, что вам прислали в конвертах жители планеты Детство. А сейчас мальчики уберут свои картинки в конверт, а девочки положат свои картинки на конверт.
(Дети выполняют инструкцию).
Подведение итогов.
(Дети встают со своих мест и образуют полукруг возле воспитателя).
-Вам понравилось путешествовать по планете Детство?
Дети. Да.
-Вспомните и назовите, какие игрушки вместе с вами оказались на этой планете.
(Дети называют игрушки, которые они расселяли в разноцветные домики).
-Наше путешествие на планету Детство завершается, но я думаю, что мы еще раз вернемся туда, будем там играть и заниматься.
-Пусть вечно правит миром веселая игра.
Воспитатель. Игры мир добр и светел
И светел мир игры.
Он полон звонких песен
И сказки и мечты.
Он дарит радость встречи,
Ведь все мы в нем друзья.
Пусть на любой планете
Дети. Всегда живет игра!
Воспитатель. На память о нашем путешествии жители планеты Детство хотят подарить вам вот эти маленькие сувениры. (Показывает маленький сундучок, в котором лежат коробочки с мозаикой на каждого ребенка).
-Наше занятие закончено, вы можете отдыхать и внимательно рассмотреть свои подарки. (Звучит веселая детская музыка).