Наталья Чернышова
Конспект педсовета «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в соот-ветствии с ФГОС ДО.
Форма проведения: деловая игра «Путешествие в мир творчества».
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, аукционный молоток, музыкальное сопро-вождение, разноцветные очки, грецкие орехи, картины для аукциона.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Публикация «Конспект педсовета „Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
обобщение опыта работы Чернышовой Натальи Юрьевны «Использова-ние нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками»;
показ НОД в средней группе «Украсим елочку к Новому году» (нетради-ционная техника);
проведение мастер-класса для педагогов «Рисование на воде».
План проведения педсовета :
1. Организационный момент.
Упражнение «Грецкий орех»;
Сообщение темы и цели педсовета.
2. Деловая игра «Путешествие в мир творчества» :
Станция «Актуальная» (теоретическое обоснование темы педсовета);
Разминка;
Станция «Художественная мастерская» (блиц опрос);
Станция «Картинная галерея» (Игра «Вопрос-ответ»);
Станция «Интеллектуальная» (разгадывание кроссворда);
Станция «Аукционная» (аукцион).
Станция «Рефлексия».
3. Принятие решения педсовета.
Ход проведения педсовета.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Организационный момент. Упражнение: «Грецкий орех»
Цель: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и ин-дивидуальности каждого участника.
Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлага-ется каждому участнику педсовета взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его структуру, постараться запомнить все его индивиду-альные черточки, затем орехи складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Ведущий. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).
На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмот-реться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти не-возможно перепутать свой орех с другим.
Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индиви-дуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать.
А дети тем более все уникальны и задача педагогов, создать такие условия, чтобы каждому ребенку было комфортно, необходимо уметь находить в каж-дом ребенке его уникальность, его привлекательность, даже пусть у этого одно-го будет всяких «неровностей» намного больше, чем у других.
Ведущий. Наш педсовет посвящен теме «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через изобразительную деятельность».
СТАНЦИЯ АКТУАЛЬНАЯ.
- Первая часть нашего педсовета – теоретическая, а начнем мы ее со сказки…
Звучит народная музыка.
Верьте, аль не верьте,
А жил на белом свете -
Педагог!
Долго работал он в детском саду. Всего - то у него вдоволь было: и знаний, и умений и, опыт огромный. А уж про взаимную любовь с детьми и говорить не буду!
Как - то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался природой, да Думу думал, как же ему сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее. Но вдруг….
(Звук шума ветра)
собрались над дубом тучи, подул ветер ….перемен (звучит тревожная му-зыка) и принёс …. ФГОС! От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит: «Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная как!»
Испугался Педагог перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС успокаивает: «Не кручинься, вот тебе в помощь чудо - чудное – новше-ства, которые являются основой образовательного процесса.»
И идёт педагог, и спешит педагог,
И науки гранит грызёт педагог,
И одно только слово твердит педагог:
ФГОС, ФГОС, ФГОС…
Кто видит, тот увидит,
Кто мыслит, тот поймёт,
Кто слышит, тот услышит,
А кто ищет, тот всегда найдет….
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым людям всем урок!
Ведущий. ФГОС ДО –это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Основные ЦЕЛИ Стандарта:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства для каждого ребенка в получении каче-ственного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного обра-зования на основе единства обязательных требований к условиям реализа-ции образовательных программ дошкольного образования, их структуре и ре-зультатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уров-ня дошкольного образования.
Принципы стандарта:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных осо-бенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится активным в выбо-ре содержания своего образования, становится субъектом образования;
- сотрудничество взрослых и детей, признание ребенка участни-ком образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
- сотрудничество учреждения с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие методов, требований, условий возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
- Уважаемые коллеги! На основе каких нормативных документов разработан ФГОС ДО? (ответы участников педсовета).
С введением ФГОС ДО детский сад возрождает свои добрые традиции, прежде всего, в образовательную деятельность возвращается игра как ведущий вид деятельности. Содержание режима дня в соответствии с ФГОС претерпело существенные изменения, и это, прежде всего, связано с формированием инди-видуально - личностного развития воспитанников, с необходимостью учета линий развития ребенка и решением образовательных областей по направле-ниям развития ребенка.
- Уважаемые коллеги! Сколько образовательных областей определяет ФГОС ДО? Назовите их (ответы участников педсовета).
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Одно из требований ФГОС ДО – "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".
В качестве тематического модуля образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дошкольного образования выделяют «Художественное творчество», которое формирует культуру личности ребенка, его развития и способности, развивает познавательные интересы в совместной изобразительной и конструктивной деятельности. Системообразующие направления воспитания, определенные в программе, должны «пронизывать» учебно-воспитательный процесс, выходя в более углубленную работу художественно-эстетической направленности. Они предполагают развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
Все выделенные в стандарте образовательные области необходимы для все-стороннего развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Но, пожалуй, именно область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощ-ным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспи-тательно – образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассо-циативные связи, способствующие развитию воображения, творческого начала.
«Изобразительная деятельность» – это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в ри-сунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд, при этом в рабо-ту включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Детское рисование всегда вызывает интерес многочисленных исследователей. Ученые различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон, искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества, психологи че-рез детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутрен-ний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей, задумываясь над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их пове-рить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и тво-рить чудеса на бумаге.
Уже к старшему дошкольному возрасту значительно повышается произ-вольность, планомерность, осознанность деятельности, что позволяет детям са-мостоятельно намечать замысел, отбирать интересные впечатления для отраже-ния в работе, стремиться выразить в ней собственные чувства, переживания. Дети способны предварительно рассказать о сюжете будущей работы, отобрать необходимые материалы и инструменты, наметить средства выразительности, которые позволят наиболее полно раскрыть художественный образ. Освоенные изобразительные техники позволяют создавать интересные выразительные ра-боты, более детализированные и оригинальные образы, передавать индивиду-альные черты предметов, людей, животных, найти свой способ создания изоб-ражения.
В процессе художественно-творческого развития и воспитания детей тесно интегрированы три взаимосвязанных «объекта познания» — «мир искусства» (с его особым образным языком, «мир красоты» окружающей действительности (природы, предметного, социального окружения) и «мир собственного творче-ства». Ребенок осваивает своего рода параллель — красоту мира и его отраже-ние в художественном образе. При этом он отражает яркое, необычное, запом-нившееся в природе и мире в собственной работе и часто использует для этого «подсмотренные» в художественных произведениях «секреты», выбор методов художественно-творческого развития детей, — соотношение «обучения (обу-ченности, технике рисунка)» и творчества.
Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные пред-ставления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме.
Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим иде-алом является пример родителей, дедушки и бабушки и других родственников, а затем детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Дети с удо-вольствием рисуют, лепят, создают аппликации и конструктивные постройки, по своей инициативе экспериментируют с изобразительными материалами с целью создания более выразительного образа, интегрируют виды деятельности.
Наличие художественно-творческих способностей у детей старшего до-школьного возраста является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка.
Содержание художественно-творческого воспитания детей на современном этапе определяется актуальными задачами: творческим развитием природной одаренности с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов художественно-творческой деятельности; развитием индивидуальности, способности к спонтанному творческому поведению.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в изобрази-тельном искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа. В этом особая сила и своеобразие изобра-зительного искусства : его содержание должно быть присвоено дошкольником как собственный чувственный опыт. На основе этого происходит развитие по-знавательного интереса, эмоциональной отзывчивости и проявление эстетиче-ских чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. Изобразительное искусство, имеющее гумани-тарный характер и эстетическую природу, становится ведущим средством вос-питания, суть которого в обращении к человеку – носителю творческой созида-тельной природы.
«Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человече-ского духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, под-нимает себя до светлого и прекрасного…» – эти замечательные слова принад-лежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Они не потеряли своей акту-альности и на современном этапе развития дошкольного образования. Ведь изобразительное искусство – это чарующая нас объективная реальность, это красота, которая окружает, волнует, радует, побуждая бережно и с любовью относиться к ее прелестям.
Таким образом, дошкольный возраст – это особенный возраст для эстетиче-ского воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фун-дамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспи-тания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом воз-расте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущност-ных эстетических качеств будущей личности.
Ведущий. А теперь, дорогие коллеги, я предлагаю сделать зарядку, которую можно использовать на занятиях по изо-деятельности. (Участники педсовета выполняют двигательную разминку).
Станция «Художественная мастерская» (блиц опрос) :
Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные.
Назовите цвета, составляющие цветовой круг.
Назовите виды традиционного рисования.
Назовите техники нетрадиционного рисования.
Станция «Картинная галерея» (Игра «Вопрос-ответ») :
Выберите из представленных портретов -портрет В. М. Васнецова, а из репро-дукций - репродукции его картин.
Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных?
Выберите из представленных
портретов -портрет Шишкина.
А из представленных репродукций - репродукции его картин.
Станция «Интеллектуальная» (решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство»).
Станция «Аукционная» (проводится, аукцион, на который выставлены детские работы, выполненные в нетрадиционных техниках рисования).
Станция «Рефлексия» :
Ведущая: Наш педсовет подходит к концу. Как и на любом занятии – педагог должен подвести ребят к итогу. А итог нашего заседания мы будем подводить с помощью упражнения «Цветные очки». Для этого предлагаю коллегам выбрать очки любого цвета. Вам необходимо, используя характеристику выбранных очков, подвести итог педсовета :
«розовые очки» - называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом педсовете;
«черные очки» - говорит о «минусах», т. е. - что на педсовете не понравилось или, что принять в работу нельзя;
«зеленые очки» - говорит только о чувствах, которые возникали в ходе педсо-вета;
«синие очки» - размышляет с позиции творчества – где и как можно использо-вать полученный опыт.
Задание понятно? (Участники педсовета выбирают разноцветные очки (сде-ланные из цветной бумаги). На обсуждение дается три минуты.) Тогда начинаем работу.
Ведущая: А теперь предлагаю вашему внимаю проект решения педагогического совета (проект обсуждается и принимается в окончательном варианте).
Проект решения педсовета :
1. Продолжать осуществлять комплексный подход к художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей, гармонично сочетая все формы организации их художественной деятельности, создавая условия для развития самостоятельной творческой активности.
2. Использовать в работе по художественно-эстетическому развитию до-школьников нетрадиционные техники рисования.
3. Усилить работу с родителями воспитанников по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Ведущая: Закончить сегодняшнюю встречу хочется словами, которые на мой взгляд могут стать девизом совместной работы педагогического коллектива по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников :
Детей бездарных в мире нет,
Зажгите в них талант как свет.
Откройте их на радость людям,
Пусть мир еще прекрасней будет!