ольга николаевна зазеко
Педагогическая технология «Утренний круг», «Вечерний круг»
▼ Скачать +Заказ
Практика реализации ФГОС ДО показывает активное использование педагогическим
сообществом практико-ориентированных технологий, развивающих методик, проектноисследовательской деятельности для развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольника, формирования у него предпосылок учебной деятельности, обеспечивающихего социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.
Публикация «Педагогическая технология „Утренний круг“, „Вечерний круг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
От того как начнется день будет зависеть настроение ребенка и желание посещать детский сад, поэтому технология «Утренний круг» занимает важное место в работе воспитателя.
«Утренний круг»– это начала дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы
порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (Что
интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о
правилах и т. п.
Доброжелательная атмосфера круга способствует формированию у детей навыков
свободного ведения беседы, они не боятся задавать вопросы или высказывать свою точку
зрения, они учатся активному слушанию, внимательно сосредотачиваются на том, что
педагог хочет им сказать.
Утренний круг включает в себя несколько структурных элементов:
Позывные для утреннего сбора.
Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о
начале утреннего сбора : звон колокольчика, речё вка:
«Дружба»
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (улыбаются).
Организация круга.
Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят вокруг солнышка, на
подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации
круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг – это открытость,
внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.
Приветствие.
Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью
группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге.
Начиная приветствие, покажите, как это делается. Существует много способов
приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера
устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное
выражение лица, открытые жесты. Приветствия также могут содержать комплименты.
Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия.
Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка,
микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.
Новости.
Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет
возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться
своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут
носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение
небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается
коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети
учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается
и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость,
доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой
новости, не селекционируются (только хорошие новости, не вытягиваются (мы еще не
слышали твоих новостей, не запрещаются (об этом мы не говорим).
На утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день
недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего
детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня
рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень
важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня, и следить,
чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
Дети по желанию рассказывают знакомое стихотворение или поют любимую песню.
Динамическая пауза.
Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с темой.
Проблемные ситуации.
Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят
глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности
каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления,
высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над
разрешением ситуации. ( например: Ребята уже давно ходили в садик. Подружились и
хорошо знали друг друга. И однажды к ним в группу пришла новенькая маленькая
девочка. Она не умела одевать колготки. Сидела и плакала. Дети не обращали на нее
внимание. Как бы вы поступили в этом случае)
Игры по теме.
Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля
тематической недели, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение
имеющихся, и встреча с интересным человеком. Приветствуются различные презентации
(например, «Я ходила на базар…» Дети сидят в кругу, закрывают глаза. Взрослый
двигается по кругу за спинами ребят и говорит: «Я ходила на базар, покупала там товар,
все товары хороши, покупала от души, но один я потеряла» и останавливается на
последнем слове. Взрослый накрывает платком ребенка, у которого остановился. Просит
детей открыть глаза и отгадать кто под платком. Можно спрятать под платком одного или
двух детей).
Предоставление права выбора
Дети осознают последовательность событий, которые произойдут в группе, учатся
планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду
появится пиктограмма «Дом», а это значит, что они обязательно вернуться в семью, где их
ждут и любят.
Завершать утренний «Круг» можно девизом группы, олицетворяющим единство всех, кто
пришел сегодня в группу (у каждой группы он свой) или провести игру на сплочение
коллектива. (например, «Давай познакомимся!» Дети с воспитателем сидят в кругу.
Воспитатель держит в руках мяч. Ребёнок ловит мяч, называет свое имя и бросает мяч
следующему участнику игры и т. д.)
Ежедневно, в конце дня после того, как дети выполнили задуманное – реализовали свой
план в каком – либо центре активности, с детьми проводится итоговой «Вечерний круг».
«Утренний круг» - это развивающее общение, развивающий диалог, а «Вечерний круг» -
это радостный настрой на следующий день.
Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии; продемонстрировать общие
итоги работы за день, обсудить что получилось, что не получилось, наметить
последующие шаги. И еще одна не менее важная задача – заразить энтузиазмом и вселить
в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят.
Вопросы, которые можно задать детям в конце дня:
- «Что Вам запомнилось больше всего?»
-«С какими трудностями Вы столкнулись? Что помогло с ними справиться?»
-«Что было самое смешное, необычное?»
- «О чем бы Вы хотели поделиться со своими родителями?»
-«Что нового Вы узнали? Где это можно применить?».
Предельно важна роль воспитателя в организации и активизации процесса рефлексии, в
поддержке положительной самооценки детьми своих достижений и перспектив, их
влияния на общую ситуацию в группе.
Каждый элемент группового сбора позволяет дошкольникам освоить целый ряд
социальных умений, развивает интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки
каждого члена группы. Это уроки доброты, сопереживания, партнерского взаимодействия,
приводящие к прекрасным результатам как внутри группы, так и за ее пределами.