Татьяна Мусихина
Конспект открытой ООД в старшей группе для детей с нарушением речи «В городе красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
совершенствовать грамматический строй речи; закреплять умение классифицировать предметы, учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, развивать связную речь, мышление, воображение, внимание; развивать общую и мелкую моторику рук; формировать познавательный интерес у детей; развивать культуру речевого общения детей друг с другом, педагогом.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект открытой ООД в старшей группе для детей с нарушением речи „В городе красивой речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
-Совершенствование грамматического строя речи : закрепление умения классифицировать предметы («Назови одним словом», образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме, используя суффиксы –к, -ик, -ок, -чик,-чк («Назови ласково», образование относительных прилагательных («Назови признаки», образование слов, противоположных по смыслу («Скажи наоборот»).
Коррекционно-развивающие:
- Активизация речевой деятельности детей;
- Развитие зрительного внимания, развитие мелкой и общей моторики, развитие мышления и воображения.
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование познавательного интереса;
-Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование:
- письмо;
-солнышко, лучики;
-предметные картинки;
- мяч;
- колокольчик;
- экран;
- ноутбук;
- мультимедийная доска;
- музыкальный центр;
- камни;
- дерево, листья
Ход занятия
1. Организационный момент. (Дети заходят в зал)
- Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Дети хором здороваются и встают в круг).
- Вы знаете, я сегодня, когда пришла на работу в наш детский сад, нашла письмо у себя в кабинете. (Показываю детям письмо). Давайте вместе его прочитаем. Ребята, это письмо от жителей города Красивой речи. Интересно, что же там написано (открываю конверт, читаю) :
«Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город, всё, что у нас есть: дома, луга, леса, дороги, реки. Помогите нам расколдовать наш город!»
- Ну что, поможем жителям этого города? (Ответы детей).
- Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним правила поведения:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
- Итак, мы отправляемся в путешествие, в сказочный город Красивой речи. Хотите узнать, как? Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: на воздушном шаре. Согласны? (Ответы детей)
- Тогда надо его надуть. (Артикуляционная гимнастика «Надуваем воздушный шар»)
- Наш воздушный шар готов, залезаем в корзину и полетели. (Включается сказочная музыка, на экране появляется воздушный шар)
- Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Посмотрите вниз, какая красота, а теперь вверх, вправо – влево. Сверху мы видим дома, леса, поля, слышим журчание реки. Чувствуете запах свежего воздуха после дождя? Пусть наш язычок тоже подышит свежим воздухом. (Артикуляционная гимнастика).
2. Основная часть.
- Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? (На экране появляется город с воротами. На воротах висит замок.)
- Ворота, а на воротах – замок. Давайте его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». (Дети выполняют пальчиковую гимнастику.)
На двери висит замок
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.)
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок мы открыли, молодцы! (Заходим в город. Подвожу детей к картинке с изображением солнца)
- Ребята, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались, это (Солнце).
- Только почему – то оно грустное? Может, в письме про это что – то есть? Давайте посмотрим. (Читаю письмо).
«Ребята, злые волшебники и солнышко заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Помогите их найти, чтобы оно снова ярко засияло. Но всё не так просто, чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания. В помощь вам высылаем волшебный колокольчик, он поможет вам найти верную дорогу».
- Ну что, ребята, справимся? Не испугаемся трудностей (Ответы детей)
-Тогда, вперёд!
1 задание
- Волшебный колокольчик, помоги, нам дорогу укажи. (Звоню в колокольчик и вместе с детьми подходим к полянке, на которой стоят пни).
- Ой, ребята, смотрите, какая хорошая полянка, тут и пенёчки стоят, можете присесть отдохнуть, дорога была дальняя. (Дети присаживаются на пенёчки полукругом).
Смотрите, тут и грибы растут (на одном из грибов дети находят первый лучик от солнышка).
- Это лучик не простой, на обратной стороне есть задание, которое нам надо выполнить, чтобы расколдовать его. Нужно сыграть в игру «Назови ласково». (Делаю вид, что обо что-то споткнулась). Что это? Ребята, да это же мяч! Вот он и поможет нам выполнить это задание. (Кидаю мяч каждому ребёнку, называю слово, а в ответ воспитанник называет его ласково и кидает мяч обратно).
( Примерные слова: обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка, ёж, волк, черепаха, мышь, лось).
- Молодцы! Выполнили задание, смотрите, как ярко засиял лучик! Давайте, скорее его прикрепим к солнышку. (Один из детей прикрепляет лучик). Ребята, а мы не только лучик расколдовали, но и полянку! Смотрите, как зазеленела трава! (Дети осматриваются вокруг.) Готовы идти дальше?
2 задание
Волшебный колокольчик помоги, нам дорогу укажи. (Звоню в колокольчик и вместе с детьми подходим к 1му «дому», где лежат предметные картинки с изображением фруктов, цветов, овощей, ягод, деревьев. Дети находят второй лучик).
-Интересно, какое же задание нужно выполнить здесь? (Читаю задание).
_Нужно сыграть в игру «Назови одним словом». (Показываю детям предметные картинки и спрашиваю, как можно правильно назвать одним словом)
-груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
- яблоня, берёза, дуб, сосна (деревья)
-Молодцы! Выполнили и это задание, смотрите, как ярко засиял лучик! Давайте скорее и его прикрепим к солнышку. (Один из детей прикрепляет лучик). Готовы идти даьше?
3 задание
Волшебный колокольчик, помоги, нам дорогу укажи. (Звоню в колокольчик и вместе с детьми подходим ко 2му «дому», гле лежат предметные картинки с избражением разных видов транспорта. Дети находят третий лучик.)
-Здесь, ребята, чтобы расколдовать лучик, нужно сыграть в игру «Что лишнее?»
(Показываю предметные картинки, ребята называют, что лишнее и объясняют, почему).
- самолёт, велосипед, машина, дерево
-апельсин, грузовая машина, троллейбус, лодка
- машина, мотоцикл, кузнечик, вертолёт
- велосипед, поезд, машина, стол
- Молодцы! Выполнили и это задание, смотрите, как ярко засиял лучик! Давайте скорее и его прикрепим к солнышку. (Один из детей прикрепляет лучик) Ребята, вы только посмотрите, мы не только лучик расколдовали, но и дома! Они стоят, как новые! (Дети разглядывают дома)
- Вы, наверное, немного устали, давайте отдохнём на этом лугу. (Подвожу детей в центр зала).
Физминутка «На лугу»
Мы по лугу прогулялись
И немножко запыхались.
(Ходьба на месте).
Встанем, глубоко вздохнём,
(Движения по тексту)
Упражнения начнём.
Руки в стороны, вперёд
(Махи руками в стороны, вперёд).
А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
(Приседания)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Вот как дружно хлопаем
(Хлопки в ладоши)
И ногами топаем!
(Топанье ног).
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
(ходьба на месте).
- Отдохнули? Готовы идти дальше?
4 задание
Волшебный колокольчик, помоги, нам дорогу укажи. (Звоню в колокольчик и вместе с детьми подходим к речке, где лежат предметные картинки с изображением рыб. Дети находят четвёртый лучик.)
- Ребята, послушайте, как журчит вода в реке. (Звук реки) Посмотрите, какие красивые камни лежат на дне, давайте присядем на берегу и поиграем с ними, покатаем их в ладонях. (Дети присаживаются «на берег» реки, играют с камнями. Через минуту собираю камешки). Вернём камешки реке и скажем ей за игру «спасибо». Как вы думаете, дети, кто живёт в реке? (Ответы детей).
- Но в этой реке нет рыбок. Она тоже заколдована. Чтобы расколдовать и лучик, и речку, нам нужно отгадать загадки про рыб. Рыбы попадут в реку и она снова оживёт.
Загадки:
- Шальной, с усами, под мостом,
Перед дождём аплодирует хвостом. (Сом)
- В озере большая злюка,
Это зубастая и хищная (Щука)
- От зубастых щук таясь, Стороной проплыл (Карась)
- Плавает в воде,
Весь в серебристой чешуе.
И червяку он будет рад,
Речная рыба это (карп)
(Ребята отгадывают загадки про рыб, называют ответ, даю предметную картинку с изображением рыбы и дети «отпускают» её в реку).
- Молодцы, ребята! Вы очень помогли. И речка наполнилась жизнью, и ещё один лучик солнца засиял. Готовы идти дальше?
5 задание
Волшебный колокольчик. Помоги, нам дорогу укажи. (Звоню в колокольчик и вместе с детьми подходим к лесу, на пне лежат предметные картинки с изображением матрёшки, сумки, ручки, кастрюля, дома, блюдца, стакана. Дети находят пятый лучик)
- Ребята, чтобы расколдовать этот лучик, нам нужно сыграть в игру «Назови признак». В городе Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. (Показываю детям предметные картинки, говорю, что на них изображено, дети подбирают прилагательные)
- Матрёшка из дерева (деревянная)
- Сумка из кожи (кожаная)
- Если ручка сделана из пластмассы, то она (пластмассовая)
-Дом из кирпича (кирпичный)
-Блюдце из фарфора (фарфоровое)
- Кастрюля из металла (металлическая)
-Стакан из стекла (стеклянный)
- Молодцы! Выполнили и это задание, смотрите, как ярко засиял лучик! Давайте скорее и его прикрепим к солнышку. (Один из детей прикрепляет лучик). Ребята, вы только посмотрите, мы не только лучик расколдовали, но и лес! Слышите, как поют птицы? (Слышится пение птиц). Готовы идти дальше?
6 задание
Волшебный колокольчик, помоги, нам дорогу укажи. (Звоню в колокольчик и вместе с детьми подходим к изображению дерева. Дети находят шестой лучик.)
- Ребята, что это? (Дерево) А на дереве, посмотрите, чего нет? (Листочков)
Давайте расколдуем лучик и подарим нашему дереву зелёные листья? Чтобы это сделать, нужно поиграть в игру «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Зима – лето
Длинный – короткий
Сильный – слабый
Весёлый – грустный
Высокий – низкий
Смеяться – плакать
Закрыть – открыть
Надевать – снимать
Тяжёлый – лёгкий
Мягкий – твёрдый
Горячий – холодный
(После каждого ответа даю ребёнку листочек и тот прикрепляет его к дереву)
-Ребята, посмотрите, дерево ожило и говорит вам спасибо. И лучик засиял, давайте прикрепим его к солнышку. (Один из детей прикрепляет лучик, все дети подходят к солнышку).
- Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. Какое оно? (ответы детей).
- Молодцы! (На экране появляется волшебный город Красивой Речи.) Жители этого необыкновенного города говорят вам : «Огромное спасибо!» за то, что вы смогли расколдовать луга, дома, дорожки, речку, деревья, лес, солнышко. И в благодарность дарят свой волшебный колокольчик, который всегда поможет найти верный путь.
3. Итог
– Теперь мы можем отправляться домой, закройте глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит сказочная музыка).
– Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось. Вы все справились, молодцы!