Ширшова Евгения
Конспект открытого занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия: «Звуки [л], [л’]. Буква Л»
Цель:
Познакомить детей со звуками [л], [л,], с буквой Л
Основные задачи:
Образовательные:
- уточнить артикуляцию, произношение звуков [л], [л,] и написание буквы Л;
- расширять и уточнять предметный словарь и словарь признаков.
Развивающие:
- развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [л,];
Публикация «Конспект открытого занятия „Звуки [л], [л’], Буква Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- развивать мышление, память, воображение;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные: [/b]
- развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
- воспитывать самоконтроль за речью детей.
Оборудование:
игрушки (лиса и волк); пособие «Листья дерева» (для развития речевого дыхания); пособия «Красная комната» (для гласных звуков и букв, «Сине-зелёная комната» (для согласных звуков и букв); схема для характеристики звуков; касса букв и слогов;
фишки зелёного, синего и красного цветов.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-логопед:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой "Л".
2. Основная часть:
1. Знакомство с новым материалом: логопед-учитель предлагает прослушать стихотворения поочерёдно и определить какой звук в каждом из них чаще всего повторяется.
Белый снег, белый мел
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Зиму всю мели метели.
Клёны, липы поседели.
А весной повеселели
Зацвели, зазеленели.
(Дети определяют на слух звуки)
Демонстрация буквы Л, уточнение на что похожа буква, попробовать нарисовать букву в воздухе.
2. Артикуляционная гимнастика (логопед с детьми выполняет комплекс артикуляционных упражнений на звук [л])
3. Дыхательная гимнастика «Листья»
Учитель-логопед:
- Ребята, выполним дыхательную гимнастику.
- Инструкция:
а) Держать рукой нитку с привязанным к ней листком дерева на уровне губ.
б) Вдыхать воздух носом, не поднимая плеч.
в) Выдыхать ртом длительную воздушную струю на листок.
4. Характеристика звуков.
- Ребята, охарактеризуйте звуки [л], [л,].
Характеристика звука [л]:
[л] – согласный, звонкий, твёрдый.
Характеристика звука [л,]:
[л,] – согласный, звонкий, мягкий.
- Напишите на доске букву Л (дети выходят к доске по одному).
5. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
(развитие мелкой моторики).
Учитель-логопед:
- Выполним пальчиковую гимнастику.
5 пальцев в правой руке, 5 пальцев в левой руке
Попробуй посчитай
1,2,3,4,5, собери пальчики в кулак.
- А теперь выполним эту гимнастику для левой руки. (повтор пальчиковой гимнастики)
6. Развитие фонематического восприятия.
а) игра «Наоборот» (на произнесённый учителем-логопедом слог ла ребёнок произносит слог ля и т. д.)
б) игра «Эхо» (повторить за учителем-логопедом цепочку слогов ла-ля-ла,ло-лё-ло и т. д.)
в) в чистоговорках
ЛА-ЛА-ЛА у меня метла.
ЛО-ЛО-ЛО платье мне мало.
ЛУ-ЛУ-ЛУ стол стоит в углу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ подметаю я полы.
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ вкусное суфле.
АЛ-АЛ-АЛ у меня платок упал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ Вале сделали укол.
УЛ-УЛ-УЛ раздаётся где-то гул.
ИЛ-ИЛ-ИЛ гол в ворота мне забил.
ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ возьмите в руки мел.
7. Дидактическая игра "Светофор"
Дети когда слышат твердый звук Л поднимают синий сигнал, если услышат мягкий звук Л’ поднимают зеленый сигнал (лук, лебедь, лодка, лето, лестница, лото, листья, лыжи, тополь, пила).
8. Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л,].
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки на нее воют,
А достать не могут. (Луна)
Волшебные туфли наденешь на ноги —
И сразу помчишься по зимней дороге. (Лыжи)
Гуляет в рыжей шубке,
Хитрит и скалит зубки. (Лиса)
Если люди за столом не зевают,
Этой штукой пищу ловко хватают,
Этой штукой борщ умело хлебают,
Тех на работу всегда нанимают. (Ложка)
Учитель-логопед: - Ребята, что объединяет эти загадки? (отгадки начинаются на звуки [л], [л,])
- Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л]. (лук, луна, лыжи, ложка, лопата, лось, лужа, лампочка, ландыш, лапша)
-Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л’]. (лягушка, лиса, лейка)
9. Динамическая пауза
«Веник пол подметал» (развитие общей моторики).
Учитель-логопед:
- А теперь отдохнём.
Буквой Л расставим ноги
Словно в пляске,- руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, Влево, вправо,
получается на славу.
10. Дидактическая игра "Чей хвост? чьи лапы?" (Лисий, волчий, беличий, кроличий, лошадиный).- показ предметных картинок небылиц.
11. Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л,].
Учитель-логопед:
Составьте схему слова «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? (два слога)
Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [и], [а])
Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
Назовите первый слог. (ли.)
Назовите второй слог. (. са)
Сколько звуков в слове «лиса»? (четыре звука)
Сколько звуков в первом слоге? (два) Сколько звуков во втором слоге? (два)
Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (звук [л,] согласный, звонкий, мягкий)
Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (звук [с] согласный, глухой, твёрдый)
Составьте схему слова «волк». Сколько слогов в слове «волк»? (один слог)
Почему один слог? (Потому что в слове один гласный звук [о])
Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
Назовите этот слог. (волк)
Сколько звуков в слове «волк»? (четыре звука)
Назовите первый звук в слове «волк». Дайте ему характеристику. (звук [в] согласный, звонкий, твёрдый)
Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [л] согласный, звонкий, твёрдый) Назовите четвёртый звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [к] согласный, глухой, твёрдый)
3. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- С какими звуками и с какой буквой мы работали на занятии? (со звуками [л], [л,], с буквой Л)
- Чем отличаются звуки [л] и [л,] в произношении? (звук [л] – твёрдый, звук [л,] – мягкий)
- Ребята, лисе и волку пора домой (в лес). Попрощайтесь с ними.
Оценка работы детей.
(подсчёт фишек, полученных детьми за работу на занятии, определение по их количеству призового места)