Ольга Кобзарь
Конспект открытого занятия «Знакомство с падежами» в 4 классе коррекционной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные: - формировать умение правильно образовывать формы В. п. и Т. п. имен существительных;
- упражнять в умении самостоятельно производить звуковой анализ слов;
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные, употреблять предлог, делить слова на слоги;
- коррекционно – развивающие :
- способствовать развитию звукопроизношения, зрительного внимания, мышления, творческого воображения;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным, воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
Словарь:
Публикация «Конспект открытого занятия „Знакомство с падежами“ в 4 классе коррекционной школы» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- Открытые занятия. Конспекты
- Падежи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Ход занятия
Логопед Здраствуйте ребята! А какое сечас время года, какой месяц, часло и день недели. В этот осений день, у нас будет не обычное занятие. Мы с Вами отправимся волшебное путишествие. Закрываем глаза, представляем, что мы умеем летать и попали волшебную страну. Давайте познакомимся с жителями.
Прослушивание сказки.
Сказка про падежи
В одном незнакомом городе жили безымянные маленькие человечки - падежи. Они были очень похожи друг на друга тем, что часто задавали вопросы. И все кто приезжал в тот город, путали их.
И вот однажды решили они собраться и поговорить, как жить дальше…
- Есть же в нас какое - то отличие! – сказал первый падеж. – Давайте подумаем…. Кто скажет первый?
- А чего тут говорить? – сказал второй падеж. - И так всё ясно.
- Что именно тебе ясно? – спросил четвёртый.
- И о чём вы только думаете? – воскликнул шестой.
- Не о чём, а чем? – поправил пятый.
- К чему все эти споры? – отозвался третий. – Этак мы только перессоримся все. А вы заметили друзья, что каждый из нас задаёт постоянно один и тот же вопрос?
- И правда, - сказал первый падеж. Я так люблю задавать вопросы особенно к именам людей КТО? Ира, КТО? Саша, а ещё ЧТО? машина, ЧТО? книга.
- Вот и давайте назовём его ИМЕНИТЕЛЬНЫМ, - предложил шестой падеж.
- И чего это ему первому дали имя? – обиделся второй падеж. – У кого здесь первого родилась идея называть всех?
- Ну раз у тебя родилась эта идея то и называйся ты РОДИТЕЛЬНЫМ. И забирай свои вопросы КОГО? ЧЕГО?
- Да, Именительному дали имя и Родительному тоже дали имя …и чему вас только в школе учат? – обиделся третий падеж.
- Не обижайся, - успокоил его шестой падеж. – Дадим и тебе, будешь ты у нас ДАТЕЛЬНЫМ, а вопросы твои будут КОМУ? ЧЕМУ?
Обрадовался Дательный падеж и тут же закричал :
- Кому ещё имя?
- КОГО? ЧТО? – вдруг испугался четвёртый падеж. У него не было своих вопросов, и он предпочитал молчать, потому что считал себя виноватым.
- И чего так кричать? – возмутился Родительный падеж. – Присвоил себе чужие вопросы, да ещё возмущается… Будешь ты у нас ВИНИТЕЛЬНЫМ, чтоб другим неповадно было.
- И ЧЕМ только попрекаете человека? – возмутился пятый падеж. – Ко всему должен быть творческий подход.
- О чём спор друзья? – сказал шестой падеж. – Твори на здоровье и называйся ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.
Все пять падежей были рады своим новым именам и только шестой падеж был грустный, ведь это он предложил своим друзьям их новые имена, а сам остался ни с чем.
- У меня родилась идея! – крикнул Родительный. - Надо дать шестому название.
- Не название, а имя, поправил Именительный.
- К этому надо подойти творчески! – сказал Творительный.
А Винительный падеж сказал : - Пусть он называется ПРЕДЛОЖНЫМ, ведь наши имена предложил он.
- Это вы О ЧЁМ, друзья? – тихо спросил Предложный падеж.
- Не О ЧЁМ, а О КОМ? – хором ответили ему пять падежей.
Составление описательного рассказа о прослушенной сказки по плану.
Куда мы попали?
Кто здесь живет?
Как зовут героев?
Чем закончилась сказка?
Теперь давайте запишем имена падежей и вопросы к ним.
Логопед предлагает ученикам выполнить задания:
Обобщение темы занятия. Запись в тетради даты, темы и падежей.
Игра с мячом «Кто, на какой вопрос отвечает?»
Ребята. Падежы хотеле бы узнать, как вы их запомнили? Дети встают в круг. Логопед объясняет, что сейчас он будет говорить падеж, а вы должны назвать вопрос, на который он отвечает.
Закончите предложения, правильно изменив слова, данные в скобках.
Нам нужно выполнить еще одно задание. Поздней осенью на деревьях нет (листья). В зале еще нет (стулья). В книжке нет (картинки). В поле нет (люди). Не слышны голоса (птицы). На болоте много (комары). В нашем лесу нет.
Игра «Вернуть вещь хозяину»
Цель: закрепление форм родительного падежа. Развитие памяти:
а) на натуральных предметах
У детей логопед собирает мелкие предметы (карандаш, ластик, книга, расческа и т. д. ?
Логопед (демонстрирует их поочередно). Чей это ластик?
Учащиеся. Это ластик Пети.
б) То же, не собирая вещей. (Развитие наблюдательности.) Например:
— У кого синяя куртка? — Синяя куртка у Васи.
Называем пропущенные предлоги.
Положите карандаши на стол. Положите карандаши на книгу. Положите карандаши под книгу. Положите карандаши. книгу.
Логопед. Вы затрудняетесь выполнить это задание только потому, что я пропустила одно маленькое слово. Догадайтесь, какое слово я пропустила.
Затем логопед говорит: «Положите карандаши на книгу. (Задание выполняется.) Положите карандаши. книгу. Какое пропущено слово?» (На.)
Далее повторяются те же задания, предлоги не называются. Ученики каждый раз называют пропущенный предлог.
Обобщение.
-Что мы узнали о падежах?
-На какие вопросы отвечают падежы?
Что вам понравилось больше всего?
Давайте каждый оценит свою работу от 1 до 5.
На этом наше занятие заканчивается, до новых встреч.