Федорчукова Александра
Конспект урока «Звук [Ч]. Учебные фразы» в 6 классе коррекционной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных педагогических
технологий на индивидуальном занятии
по развитию слухового
восприятия и формированию произношения
в 6 классе на тему :
«Звук [Ч]. Учебные фразы.»
Структурный самоанализ занятия по РСВ и ФП
ФИО учителя Федорчукова Александра Николаевна
ФИ ученика Шувалов Тимофей Возраст 12 лет Класс 6
Степень потери слуха: III-IV степень тугоухости. Протезирование на оба уха
Публикация «Конспект урока „Звук [Ч], Учебные фразы“ в 6 классе коррекционной школы» размещена в разделах
Краткая характеристика речевого и умственного развития ребенка (произношение, слух, интеллект) Рабочее расстояние на восприятие с АИП - 5 м, без ЗУА – 0,2м. Поставлены все звуки, кроме [ц]. Поставленные и откорректированные звуки сохраняются в самостоятельной речи, некоторые требуют контроля. Голос: по высоте, силе и тембру нормальный. Интонация в самостоятельной речи достаточно выраженная. Речь достаточно внятная. Темп при самостоятельной речи нормальный. Грамматический строй речи на уровне простых предложений. Описание картины заключается в перечислении знакомых объектов. Пересказ простого текста выполняет с помощью педагога или по вопросам. Диалогическая и самостоятельная речь на уровне простых предложений. Чтение по словам, темп замедленный, допускает ошибки. Интеллект норма.
Тема занятия. «Звук [Ч]. Учебные фразы»
Структура занятия.
I. Организационный момент.
II. Работа над произношением
III. Работа по развитию слухового восприятия.
IV. Рефлексия
Место и роль занятия в теме. Четвертое занятие по счету по ФП в теме «Звук [Ч]». Четвертое занятие по счету по РСВ.
Данное занятие призвано формировать навык правильного произнесения звука [Ч], развивать просодическую сторону речи (речевое дыхание, грамматический строй речи, слуховое восприятие, высшие психические функции: память, внимание, мышление, устную речь, обучать составлению словосочетаний, умению слушать.
Цели занятия. Формирование навыка правильного произнесения звука [Ч], развитие слухового восприятия, разностороннее развитие личности.
Дидактические задачи: Образовательные и воспитывающие: стимулировать у учащегося с недостатком слуха интерес к учению, формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, обеспечить оптимальное развитие мышления с учетом возможностей ребёнка, правильно произносить звук [Ч]; обогащать словарный запас, закреплять правила орфоэпии, обучать умению отвечать на вопросы, воспитывать интерес к занятиям.
Коррекционно-развивающие : коррекция звука [Ч] : отработка навыка правильного произнесения звука [Ч] в прямой и обратной позиции в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; отработка навыка слитного произнесения слов, словосочетаний, предложений; отработка навыка правильного употребления ударения в словах; развитие речевого дыхания; закрепление правил орфоэпии «Звонкие согласные в конце слова говорим, как глухие»; обучение составлению словосочетаний; формирование навыков самоконтроля над произношением и самооценки своей деятельности; развитие слухового внимания и памяти, формирование навыка восприятия учебных фраз.
Выполнение намеченного плана занятия. Распределение времени. План занятия выполнен. На ФП - 10 мин. На РСВ - 10 мин.
Материалы к занятию (наглядность). таблички со словами и правилом орфоэпии, карточки с речевым материалом, магнитно-маркерная доска, маркер, картинки, А. Н. Пфафенродт Произношение 3 класс Москва ПРОСВЯЩЕНИЕ 2000.
Технологии, используемые на уроке. коррекционно-развивающая технология личностно - ориентированного подхода (С. А. Зыков, А. Г. Зикеев, Е. Г. Речицкая, Е. З. Яхнина) - Формировать речевую деятельность, развивать языковую способность, воспитывать потребность общения словесными средствами, развивать словесно-логическое мышление, познавательный интерес, формировать и развивать связную речь. На занятии происходит развитие личностной, интеллектуальной, речевой активности, овладение опытом социального поведения.
технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении - Формировать и развивать словесную речь. Повышение качества знаний, включение детей в речевое общение, предупреждение переутомления: профиль звука, опорные схемы характеристики звука.
технология уровневой дифференциации (Гузик Н. П.) - Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Индивидуальная программа, комфорт.
игровые технологии (Никитин Б. Н.) - Целью игровых технологий является решение ряда задач:
- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков);
- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления и др.);
- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание общительности и др.);
- социализирующих (адаптация к условиям среды и др.).
Способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
Организационный момент
дидактическая задача этапа подготовить учащихся к работе на уроке
содержание этапа взаимные приветствия, проверка работы слухового аппарата; организация внимания
Работа над произношением
дидактическая задача этапа Отработка навыка правильного произнесения звука [Ч], формирование внятного, членораздельного произношения, достаточно естественного звучания речи.
содержание этапа Выбирается по необходимости:
• Изолированное произнесение
• Отработка звука в слогах.
• Отработка звука в словах.
• Работа над орфоэпией.
• Отработка звука в словосочетаниях.
• Отработка звука в предложениях.
• Работа над речевым дыханием, слитностью, словесным и логическим ударением.
• Работа над расширением словарного запаса учащихся.
условия достижения положительных результатов этапа Методы: общие – наглядные, практические, словесные.
специальные – профиль.
специфические – по ФП: аналитико-синтетический концентрический полисенсорный,
Выбраны с учетом индивидуальных возможностей ребенка, с учетом места занятия в системе занятий, с учетом темы и методики обучения. Данные методы соответствуют целям и содержанию занятия. Использовались как классические, так и современные методы работы.
Работа с профилем артикуляции звуков.
Виды работ разнообразные: чтение по табличке, покажи, повтори, ответь, составь …
Наличие \ отсутствие игровых моментов.
Учебный и речевой материал выбран в соответствии с «Программой» и умственным и речевым развитием ребенка.
Способы восприятия: слуховой, слухо-зрительный, зрительный.
Виды речевой деятельности (Подражание. Чтение. Промежуточная речь (ответь на вопрос, покажи, назови, запомни, вставь).
Самостоятельная речь (расскажи, опиши).
Психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий : доступность, научность - Изучив психологические особенности, произносительные и слуховые возможности ребенка, использовала материал доступный для понимания, соответствующий умственному и речевому развитию ребенка.
Связь нового с ранее изученным осуществлялась (артикуляция звука, правило орфоэпии, выбор картинок).
Межпредметные связи осуществлялись.
Индивидуальный подход осуществлялся.
Самоконтроль за речью слабый.
Внимание высокое \ низкое.
Активность высокая \ низкая.
Прилежание и работоспособность высокие \ низкие
Требования к речи ребенка: полный \ краткий ответ
Произношение внятное \ невнятное
показатели выполнения дидактической задачи этапа Показателем эффективности усвоения учащимся навыков правильного произнесения является верность его ответов и действий, участие в подведении итогов выполненного задания, а также проявление качества произношения учащимся на последующих этапах обучения.
Работа по развитию слухового восприятия
дидактическая задача этапа развитие способности воспринимать речевой материал только на слух и слухозрительно; создание слухозрительной основы для восприятия устной речи, совершенствование навыка активной речевой деятельности.
содержание этапа а) восприятие учебных фраз с АИП
б) восприятие учебных фраз без ЗУА
условия достижения положительных результатов этапа Методы: общие – наглядные, практические, словесные.
специфические – по РСВ: использование остаточного слуха, учет умственного и
речевого развития.
Выбраны с учетом индивидуальных возможностей ребенка, с учетом места занятия в системе занятий, с учетом темы и методики обучения. Данные методы соответствуют целям и содержанию занятия.
Виды работ разнообразные: повтори, послушай, ответь на вопрос, опиши
Наличие \ отсутствие игровых моментов.
Учебный и речевой материал выбран в соответствии с «Программой» и умственным и речевым развитием ребенка.
Способы восприятия: слуховой, слухо-зрительный.
Виды речевой деятельности (Подражание. Промежуточная речь (ответь на вопрос).
Психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий : доступность, научность - Изучив психологические особенности, произносительные и слуховые возможности ребенка, использовала материал доступный для понимания, соответствующий умственному и речевому развитию ребенка.
Связь нового с ранее изученным осуществлялась (фразы по РСВ).
Межпредметные связи осуществлялись.
Индивидуальный подход осуществлялся.
Самоконтроль за речью слабый.
Внимание высокое \ низкое.
Активность высокая \ низкая.
Прилежание и работоспособность высокие \ низкие
Требования к речи ребенка: полный \ краткий ответ
Произношение внятное \ невнятное
показатели выполнения дидактической задачи этапа Показателем эффективности усвоения учащимся материала занятия является умение воспринимать предложенный речевой материал на слух и слухозрительно, участие в подведении итогов этапа занятия, а также речевое поведение на основе активного использования развивающегося слухового и слухозрительного восприятия устной речи на последующих этапах обучения.
Рефлексия
дидактическая задача этапа Итог урока подведен \ не подведен. Оценка работы учащегося дана \ не дана.
содержание этапа Повторить, что делали на занятии, самооценка учащегося, оценивание учителем. (Что мы делали на занятии)
условия достижения положительных результатов этапа Спокойное, терпеливое подведение итогов работы; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах занятия; умение в коротких указаниях разъяснить учащемуся, как он работал; нацеливание на самоконтроль на других этапах обучения.
показатели выполнения дидактической задачи этапа Правильное произнесение звука на других уроках и занятиях, применение навыков речевого поведения на основе активного использования развивающегося слухового и слухозрительного восприятия устной речи.
Санитарно-гигиенические условия занятия и здоровьесберегающие технологии Санитарно-гигиенические условия занятия и здоровьесберегающие технологии старалась соблюдать. Виды работ подобраны таким образом, чтобы ребенок постоянно менял положение глаз и тела.
Занятием удовлетворена \ не удовлетворена.
Психологическая обстановка на занятии Психологическая обстановка на занятии доброжелательная \ недоброжелательная.
Занятием удовлетворена \ не удовлетворена.
Меры, намеченные учителем по устранению недостатков; перспектива дальнейшей работы продолжать тренировать в правильном произнесении звука [Ч] в речи, учить правильной постановке ударения, развивать речевое дыхание, отрабатывать слитное произнесение, учить составлять словосочетания, отрабатывать навык использования правил орфоэпии в речи, тренировать в
а) восприятие учебных фраз с АИП
б) восприятие учебных фраз без ЗУА