Алексеева Нина
Конспект интегрированного урока чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Творчество А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированный итоговый урок по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе.
Учитель русского языка и литературы МОКУ СКОШ-И № 34: Алексеева Нина Алексеевна;
Учитель швейного дела МОКУ СКОШ-И № 34: Иванова Туйара Егоровна.
Дата: 26 октября 2018 г.
Урок : Чтение+швейное дело.
Класс : 8в класс.
Публикация «Конспект интегрированного урока чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида „Творчество А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Тема урока : «Творчество А. С. Пушкина (итоговый урок)», «Мода начала 19 века в эпоху А. С. Пушкина».
Метод обучения урока : интегрированный.
Тип урока : обобщение и закрепление материала уроков.
Образовательные технологии урока : развивающее, личностно-ориентированное обучение.
Средства, оборудования урока : интерактивная доска, компьютер, ваза для цветов, осенние веточки, скатерть, шторы на окне, фоновая музыка, одежда и атрибуты одежды 19 века.
Цель урока : Формирование учебной активации через знания, умения, навыки и познавательный интерес.
Задачи:
Коррекционно-образовательная :
-систематизировать знания учащихся о жизни и творческом наследии А. С. Пушкина. Повышение уровня развития способностей и познавательного интереса;
Коррекционно-развивающая :
-Развитие знаний, умений и навыков по швейному делу через школьный предмет чтение;
-развивать творческую активность, эстетические способности, воображение;
-стимулировать самореализацию каждого ребенка;
-развивать межпредметные связи;
-развивать умение находить изобразительно-выразительные средства языка;
-формировать коммуникативные навыки.
Коррекционно-воспитательная :
-Воспитывать учебную самостоятельность через деятельность и взаимодействия на уроке.
-воспитывать интерес к личности и творчеству великого русского поэта;
-воспитывать художественную культуру, любовь к литературе, музыке, создавать --предпосылки к самообразованию.
Оборудования урока : цветные карточки - листья, ваза, подсвечник, музыка Г. Свиридова к повести "Метель", слайдовая презентация.
Ход урока:
I. Постановка цели урока. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодняшний урок мы полностью посвящаем творчеству великого поэта А. С. Пушкина.
Известная поэтесса, человек необыкновенной судьбы М. И. Цветаева написала книгу "Мой Пушкин". В ней она рассказала о своем первом знакомстве с великим поэтом. А началось оно с картины, что висела в спальне ее мамы. Эта картина называлась "Дуэль". Мама рассказывала дочери о дуэли, на которой был убит поэт, и Марине запомнилось слово: "Убит". Детские переживания сохранились на всю жизнь.
Мне хотелось бы, чтобы у каждого из вас тоже был свой Пушкин. Давайте подведем итог увиденному и услышанному ранее об этом человеке.
II. Обобщение материала.
1 Беседа о детстве А. С. Пушкина.
- Вспомните, где и когда родился А. С. Пушкин?
- Вспомните, ребята, как проходило детство Пушкина.
Ученик: "Мать недолюбливала сына за африканские черты лица. Ее раздражало в нем все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти.
С большой любовью относилась к нему бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Много вечеров провел мальчик с этими милыми для него людьми, своей няне он посвятил стихотворение, в котором есть такие строки: " Подруга дней моих суровых:".
Чтение стихотворения «Няне» ученицей.
2. Введение нетрадиционного приема урока
- Ребята, вы видите на столике вазу. За этот урок мы соберем и подарим А. С. Пушкину букет осенних листьев.
Осень -это было любимое время года поэта, а поэтому, думаю, что такому подарку Пушкин обрадовался бы.
Только что мы услышали отрывок из стихотворения поэта "Няне" и поставили один листок в вазу.
3. Беседа о лицейских годах поэта.
- А все начиналось в лицейские годы поэта. Что вы о них знаете? Как проявилась любовь поэта к литературе в этот период?
Ученик (опережающее задание) :
- С 1811-1817 год Пушкин провел в Лицее. Это был первый курс Лицея, образованного в Царском селе под Петербургом. В нем обучались дети из дворянских семей. Среди тридцати ровесников А. С. Пушкин выделялся своим поэтическим талантом. На уроке словесности он отвечал лучше всех стихами. Однажды на уроке математики при решении уравнения профессор Карцев спросил будущего поэта: "Чему равняется икс?". Пушкин ответил, улыбаясь: "Нулю!". "У Вас в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи", - ответил учитель, понимая способности и склонности ученика.
На публичном экзамене, когда Пушкин стал читать свои стихи, Г. Р. Державин пришел в восторг от таланта юноши. Позднее он написал: "Теперь я могу спокойно умереть".
- Ребята, мы с вами видим, что литературный дар Пушкина был уже замечен в лицейские годы. Этот талант был оценен и друзьями - лицеистами, и учителями. Ведь первое стихотворение Пушкина было отправлено в редакцию журнала тайком от автора его другом Дельвигом.
- Каких еще друзей Пушкина вы знаете?
Ученик: В Лицее у поэта сложилась крепкая дружба с И. И. Пущиным. Она продолжалась долгие годы, несмотря на разлуки, связанные со ссылками и другими обстоятельствами. Этой дружбе Пушкин посвятил стихотворение, которое и называется "И. И. Пущину". В нем есть такие строки: "Мой первый друг, мой друг бесценный" :
- Кто полностью прочитает это стихотворение?
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину».
- Пополним вазу листиком.
- Многие годы друзья Пушкина организовывали кружки, в которых обсуждались политические проблемы, жизнь простых людей. Стремление молодых людей к справедливости, свободе нашло отражение в стихах поэта.
4. Беседа о декабристах и восстании 25 декабря 1825 года.
- Известны ли вам такие произведения? Назовите их. ("Узник").
- Кто может вспомнить это стихотворение?
Чтение стихотворения «Узник».
- Впоследствии, вспоминая лицейские годы, Пушкин напишет :
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы, нам целый мир чужбина;
Отчество нам Царское Село.
Таким образом, А. С. Пушкин, говорит о том, что Лицей оказал значительное влияние на формирование его как поэта, человека, гражданина. Недаром человеколюбие, стремление к свободе, "вольности святой" станут основными мотивами его творчества.
Подарим поэту лист.
Необходимо добавить, что воспитание лицеистов было французское. До поступления в Лицей их воспитывали гувернеры-французы, в Лицеи они учились и даже писали стихи на французском языке. Данное воспитание отразилось и в культуре, и в моде.
Ш. Связь с другим предметом. Швейное дело. Тема: «Мода 19 века в эпоху А. С. Пушкина».
1. Сообщение о моде 19 века.
Слово учителя:
- 19 век — время постоянных революций, время свержения имперского режима, время создания республик и пролетариатов. И также, мода одежды тоже менялась. В это время законодателем моды в Западной Европе и России был Наполеон Бонапарт, то есть и мода была французская. На развитие мужской моды повлияла философия и стиль жизни Бонапарта (слайд).
Если еще до революции мужской костюм пестрил украшениями и драгоценными камнями, то теперь наряд дворянина характеризовался строгим покроем и минимальным количеством декора. Простые, удобные костюмы из качественной ткани демонстрировали деловитость и энергичность мужского пола (слайд).
В то же время изменением женского платья прекрасная половина человечества была обязана очаровательной Жозефине, жене Наполеона. Именно она вместе со своим всемирно известным портным Леруаром создала так называемый стиль ампир. Платья в греческом и римском стиле стали популярными сначала во Франции, в Европе, потом появились и в России (слайд).
Многие модницы, на примере Жозефины, отказывались от корсетов в пользу удобства и естественности (слайд).
2. Учащиеся с домашним заданием.
Олеся: Стиль ампир предусматривал ношение платьев с мягкими лифами и слегка завышенной талией. Ткань лифа богатые леди украшали изысканной вышивкой, а иногда бусинками и бисером. Юбка была не слишком длинной и оставляла открытой ступню.
Тамара: При движении одежда должна была подчеркивать контуры тела, демонстрировать мягкие линии и грациозность движений.
Олеся: В гардеробе модницы обязательно должны были присутствовать повседневные наряды, костюмы для верховой езды, прогулок на природе и т. д. В стиле ампир мужчины в повседневной одежде надевали светлые панталоны, сорочку, жилет, а поверх него — шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой.
Тамара: Как правило, фраки шили из тканей темных тонов: модными были черный, синий и коричневый цвета.
Олеся: Немного изучив историю моды начала 19 века….
Тамара: Используя все наши знания, умения и навыки полученные на уроках швейное дело, мы попробовали сшить себе платья в стиле ампир.
3. Слайд моды 19 века.
4. Демонстрация моды учащимися.
IY. Подведение итога. Чтение творческих работ.
1. Сообщение учителя.
- Творчество Пушкина многогранно. Сегодня мы вспомнили великого поэта. Наверное, не только Марина Цветаева могла свои впечатления о творчестве и жизни поэта назвать "Мой Пушкин". Каждый из нас носит в душе своего Пушкина.
2. Чтение детьми домашнего задания на осенних листьях на тему «Что значит для меня Пушкин».
- Ребята, мы видим насколько важно творчество Пушкина в жизни каждого, ведь каждый открывает в своем сердце своего Пушкина. Для кого-то это замечательный сказочник, а для кого-то поэт или прозаик. Может быть, именно об этом мечтал Александр Сергеевич, когда писал строки:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа:
- Поставим свои листья в вазу.
V. Рефлексия.
1. Слово учителя.
- Ребята, посмотрите, какой букет из осенних листьев у нас получился в результате нашей кропотливой работы. И мы, как благодарные потомки, дарим его любимому поэту.
- И я думаю, что поэт согласился бы с оценкой вашей сегодняшней работы. Все, кто отвечал на нашем уроке, получают отличные отметки.
- Но на этом встречи с Пушкиным для нас не завершаются, и знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина продолжим в последующих классах.