Наталия Внукова
Конспект открытого занятия «Зимние явления в неживой природе» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с характерными признаками зимы, свойствами снега; учить устанавливать простые причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы.
2. Активизировать ласкательные существительные и обогащать словарный запас детей.
3. Развивать игровой замысел, слуховое и зрительное внимание, творческую фантазию и воображение, мелкую моторику.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, заучивание песен, игр и стихотворений о зиме; лепка и аппликация снеговиков; игры со снегом на прогулке.
Оборудование:
Публикация «Конспект открытого занятия „Зимние явления в неживой природе“ (младшая группа)» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Неживая природа
- Открытые занятия. Конспекты
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Снеговик, снег, крахмал, мука, стаканчики с холодной и теплой водой.
Словарная работа:
Хмурый, веселый, пушистый, липкий, белый, холодный, скрип снега.
Раздаточный материал:
Тряпочки на каждого ребенка, листы бумаги синего цвета, тарелочки с мукой.
Ход занятия.
В. : Дети! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Приготовили пальчики.
Детки в садик все пришли
И друзей себе нашли.
Будем весело дружить,
Будем дружбой дорожить.
Здравствуй, Дима, Юля, Петя,
Здравствуйте, друзья на свете!
В. : Сегодня я расскажу вам одну историю, которая произошла в нашем городе. А о чем она, отгадайте:
Меня не растили, из снега лепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза – угольки, зубы – сучки.
В. : Что же это?
Д. : Снеговик.
В. : Почему вы думаете, что это снеговик?
Ответы детей.
В. : Сегодня в гости к нам пришел снеговик. Посмотрите на него. Мне, кажется, что он какой-то грустный. Вам бы хотелось бы узнать, почему он такой грустный? Оказывается, прилетела ворона, села прямо на плечо снеговика, клюнула и сказала, что он невкусный.
В. : Почему ворона так сказала?
Д. : Потому что снеговик сделан из снега, а снег невкусный.
В. : А что представляет из себя снег? Из чего он состоит?
Д. : Снег состоит из снежинок.
В. : А какие бывают снежинки?
Д. : Легкие, воздушные, красивые, белые, прозрачные и т. д.
В. : А что умеют делать снежинки?
Д. : Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять.
В. : А когда падает много снежинок с неба, как называется это явление?
Д. : Это снегопад.
В. : Так значит наш снеговик красивый. Но снеговик опять недоволен, т. к. вороне он не понравился на вкус. Какого цвета снег?
Д. : Снег белого цвета.
В. : А сейчас я вас попрошу закрыть глаза и послушать очень интересный звук.
Воспитатель берет пакетик с крахмалом.
В. : Что напоминает вам этот звук?
Д. : Скрип снега.
В. : Снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При сильном морозе снег «не лепится». Когда на улице не очень холодно, то снег тяжелый, мокрый, липкий. Чем тогда любят заниматься дети?
Д. : Лепить снеговиков, разные фигуры, играть в снежки.
В. : Снег нам кажется очень чистым. Давайте рассмотрим его внимательно
Воспитатель ставит перед детьми емкость со снегом.
В. : Вы не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он?
Д. : Снег холодный.
В. : Я сейчас положу вам на ладошку немного снега, а вы понаблюдайте, что с ним произойдет.
Воспитатель кладет на ладошку каждому ребенку немного снега, и все наблюдают, что происходит со снегом.
В. : Куда же пропал снег из ваших рук?
Д. : Снег растаял.
В. : Почему снег растаял?
Д. : Потому что ладошка теплая.
В. : Я предлагаю нам провести опыт. Наберу в 2 стаканчика снег, один стаканчик опущу в холодную воду, другой – в теплую. А что произойдет, мы увидим попозже. Пока снежок в стаканчиках отдыхает, мы немного повеселим снеговика.
Физминутка:
1. Все захлопали в ладошки
Дружно, веселее.
Застучали наши ножки
Громче и быстрее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише…
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше…
Завертелись наши ручки,
Снова опустились,
Покружились, покружились
И остановились.
2. Мы зимние снежинки
На облачке сидели.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
В. : Для нашего гостя снеговика я предлагаю сделать сюрприз – нарисовать падающий снег.
Быстрее, сильнее, снежинки кружитесь,
Скатертью белой к столу подходите.
В. : У вас на столах разложены листы бумаги синего цвета и стоят блюдечка с мукой. Снежинки рисуем одним пальцем, обмакнув его в муку и приложив к листу бумаги. Хлопья снега рисуем указательным и средним пальцами, сложенными вместе. А снегопад получится, если дотрагиваться до бумаги всеми четырьмя пальцами.
Под музыку релаксации «Зима», дети рисуют падающий снег,
а воспитатель читает стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
В. : Молодцы, ребята, все постарались. У вас получилась замечательная картина. Снеговику очень понравилась, сюрприз удался. А теперь я вам предлагаю посмотреть, что произошло со снегом в стаканчиках.
Д. : Снег в одном стаканчике, который опустили в теплую воду, растаял.
В. : Снег в теплой воде растаял быстрее. Почему?
Д. : Потому что снег в тепле тает.
В. : Рассмотрите воду, в которую превратился снег в стаканчике. Чистая ли она?
Д. : Вода грязная.
В. : Правильно, снег – это талая грязная вода, непригодная для питья человеку. У нее нет запаха, вкуса. Талой водой хорошо поливать растения, ее можно давать животным. Поэтому снег в рот брать нельзя. А что может случиться, мы сейчас послушаем.
Ребенок читает стихотворение.
Белый, чистый снег идет,
Попадает прямо в рот,
Если только захочу,
Снег весь разом проглочу.
И тогда что будет, братцы!
На коньках не покататься.
И в снежки не поиграть.
И сугробов не видать,
И на лыжах не побегать.
Скучно будет всем без снега,
И поэтому, друзья,
Снег не съем, пожалуй, я.
В. : Дети, так объясните снеговику, почему ворона назвала его невкусным.
Д. : Потому что снеговик состоит из снега, а снег грязный, холодный, без запаха и вкуса.
В. : Снеговик очень рад, благодарит вас, прощается и с собой забирает вашу красивую картину для себя и для своих друзей – снеговиков, чтобы им не было скучно и помнили о вас.
Литература:
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005.– 240 с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003.– 64 с.
3. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы / Т. И. Подрезова. – М. : Айрис-пресс, 2006.– 256 с.
4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М. : «Баласс», 2003.– 304 с.