Получи документы

Конспект открытого занятия «Землю красит солнце, а человека труд» в средней группе (6 фото)

Татьяна Смолянец
Конспект открытого занятия «Землю красит солнце, а человека труд» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: приобщение детей к русским народным традициям через знакомство с трудом и бытом русского народа.

Конспект открытого занятия «Землю красит солнце, а человека труд» в средней группе

Задачи:

1. Формировать представление детей о быте и труде русского народа.

2. Знакомить детей с малыми формами русского фольклора: потешки, пестушки, загадки, заклички, пословицы, поговорки, небылицы, песенки.

3. Развивать связную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами, обозначающие быт русского народа: изба, лавка, печь, люлька, прялка; домашнюю утварь.

Публикация «Конспект открытого занятия „Землю красит солнце, а человека труд“ в средней группе» размещена в разделах

4. Воспитывать интерес к труду русского народа и уважение к историческим корням.

Фото «Землю красит солнце, а человека труд»

Предварительная работа:

• беседа о труде русского народа;

• посещение детьми мини - музея «Русские истоки»;

• рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях и предметов быта;

• чтение русских народных сказок;

• заучивание русских пословиц и поговорок;

• закрепление представлений о труде через дидактические игры.

Методические приемы: игровой, наглядный, художественное слово, фольклор.

Конспект открытого занятия  в средней группе - фото

Оборудование и материалы:

музыкальный центр, аудиозапись с русскими народными мелодиями; предметы русского быта и домашней утвари, декорация русская печь, люлька, кукла-пупс, иллюстрации на тему «Труд», «Русская изба», «Развлечения детей», «Одежда мужская и женская», бубен, атласная ленточка, детская чайная посуда, самовар, соленое тесто, доски, стеки, салфетки (для каждого ребенка).

Интеграция областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Фото №1 Цель приобщение детей к русским народным традициям через знакомство с трудом и бытом русского народа

Ход занятия

I. Вводная часть

(Под русскую народную музыку дети входят в группу и встают полукругом. Кланяются, здороваются с гостями, с хозяйкой)

Хозяюшка:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные и желанные!

Хорошим гостям и хозяюшка рада!

Хоть не богата, а гостям рада.

Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки! Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит.

(Дети проходят, садятся на лавочки)

II. Основная часть

Хозяюшка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Слава нашей стороне, слава русской старине!

И про эту старину, я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли о делах родной земли!

Хозяюшка: Я вам прочитаю маленький стишок, а вы подумайте доскажите слово

Фото №2 Формировать представление детей о быте и труде русского народа

Хочешь первым всегда быть,

Сытым и здоровым жить?

Мой совет: ты не ленись,

А работай и …

Хозяюшка:

Поговорим мы на наших посиделках о труде в те далекие времена. А помогут мне мои помощницы Евдокия и Василиса.

Дети, какие пословицы вы знаете о труде?

(дети озвучивают пословицы о труде)

«Умелые руки не знают скуки»

«Без труда нет добра»

«Дело мастера боится»

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»

Хозяюшка: Спасибо за пословицы.

Вопросы детям: Мы находимся в избе, а как появилась изба?

В старину говорили не «построить», а «срубить» дом. Перед началом строительства долго искали место для избы, отбирали самые крепкие деревья Избы чаще всего делались из ели, сосны и лиственницы. Заготовку древесины плотники начинали в середине зимы. В это время древесина была самой прочной. Сруб готовили весной в марте.

Вопросы детям: Какие инструменты использовали в работе?

Строили избу всем миром, выходило до двадцати человек одновременно. От сюда появились пословицы:

(пословицы озвучивают Евдокия и Василиса)

«Чем больше рук, тем легче труд»

«Не для лета изба рубится, а для зимы»

Хозяюшка:

Вопросы детям: Дети, а что было главное в избе?

Благодаря чему было в избе тепло, уютно и светло?

Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка

«Без печи хата – не хата»

Вопросы детям: Кто делал кладку печи?

Ещё печь ласково называли «кормилицей»

«Когда в печи жарко – тогда и варко»

Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.

На печке было место, которое называлось лежанка.

Вопросы детям: Для чего служило это место?

Для чего еще использовали печку в избе?

Хозяюшка: Сейчас мы послушаем русскую народную песню-пестушку «Тень - тень- потетень»

(песню-пестушку исполняет ребенок)

Тень-тень-потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

Кот к тарелке — скок!

Себе нос обжег.

Хозяюшка: Раньше все предметы изготовлялись своими руками.

Вопрос детям: Дети назовите предметы, которые изготовляли русские мастера своими руками в старину.

(дети называют домашнюю утварь, изготовленную русскими мастерами)

Кто из глины посуду лепил, другие ложки да плошки вытачивали, плели лапти да корзины.

Во время работы песню затягивали, то шуткой перебрасывались (шутку исполняет ребенок)

Лежебока, ха-ха-ха,

Отлежал себе бока,

Захотел поесть,

Но не может сесть!

Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе:

«От скуки бери дело в руки»

Хозяюшка:

Вопрос детям: Дети, от куда брали одежду в то время?

Что это за предмет? Для чего нужна прялка?

О том, какую одежду носили в старину мужчины и женщины нам расскажет Евдокия

(рассказ сопровождается показом иллюстраций на тему «Одежда в старину)

Евдокия: Исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась сбоку, называется косоворотка. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в штаны и подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Головной убор назывался картуз.

Женскую рубаху шили из льна, шерсти. Длинное платье на бретелях называется сарафан, его носили как повседневную и как праздничную одежду. Головные уборы носили - платок, кокошник, повязку.

Зимой крестьяне носили шубы из овчины мехом внутрь и валенки. На голову мужчины одевали шапки из валяной овечьей шерсти, женщины поверх повязывали платки.

Хозяюшка: Спасибо Евдокия.

Люди, которые жили в деревнях и селах, от мала до велико очень много трудились и труд был нелегкий. Весной все выходили в поле чтобы посеять рожь, овес, ячмень и пшеницу. Летом работали в огородах, вели хозяйство, ухаживали за скотиной.

Вопросы к детям: Что делали люди осенью в те далеки времена?

Хозяюшка: Но наш народ отличался не только славным трудом, но и умел проводить весело свободное время - водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.

(Василиса весело приглашает детей поиграть в русскую народную игру «Ленточка»)

А, ну, честной народ, выходите поиграть,

Ваши ножки подразмять!

Физкультурная минутка

Русская народная игра «Ленточка»

(все выходят в центр избы и начинают игру)

Правила игры: Дети встают в круг, водящий с ленточкой в руке выходит в середину круга, ходит по кругу и выбирает напарника-друга. Водящий кладет ленточку на пол и под бубен бегают вокруг ленточки, и кто первый схватит ленточку тот дальше продолжает быть водящим. Игра сопровождается словами:

Вышла (имя ребенка) погулять

Стала друга выбирать.

Стала друга выбирать

Кому ленточку отдать.

Поклонись, поклонись

Да за ленточку возьмись.

Мы считаем раз, два, три

Ну-ка ленту забери.

Хозяюшка: Ой как хорошо поиграли, молодцы.

Хозяюшка:

Вопросы детям: Дети, слышите? Кто плачет? Мы своей веселой игрой разбудили малыша.

(слышен «плачь малыша», хозяюшка подходит к люльке

и берет малыша-куклу)

Вопросы детям: Как успокоить малыша?

Конечно, нужно спеть колыбельную песню «Сладко спи, ребенок мой»

Сладко спи, ребенок мой,

Глазки поскорей закрой

Баю-баю, птенчик спать!

Будет мамочка качать.

Ночь пришла, пора всем спать,

Надо глазки закрывать.

Задремал петушок,

Спит и серенький коток.

Вышла вышла маменька

И закрыла ставеньку.

Баю- баю, баю - бай

Поскорее засыпай.

Хозяюшка: Пока наш малыш спит, мы займемся делом и в этом нам поможет моя помощница Василиса. Пожалуйста.

(дети проходят и присаживаются за большой стол)

III. Практическая часть

( дети выполняют задание: изготавливают из соленого теста печенье, формируют, надрезают края стеком и кладут на противень)

Василиса: В каждой избе пахло хлебом, а по праздникам пекли блины да ладки - оладьи, пироги, печенье. Вся семья собиралась за столом и пили чай из самовара с выпечкой.

Вопросы детям: Дети, вы любите печенье?

Вот и мы будем делать печенье - солнышко. У каждого на дощечках лежат кусочки теста, возьмите в ладошку и сделаем из кусочка теста плоский блинчик. Для этого сначала нужно скатать шарик, затем расплющить шарик так, чтобы получился блинчик. Посмотрите, как делаю я, и попробуйте сделать сами. Теперь с помощью стека сделаем лучика. Для этого нужно надрезать стеком края этого блинчика.

Молодцы. Все печенья мы поставим в печь выпекаться.

(готовые печенья Василиса ставит в печь-декорацию)

Хозяюшка: Молодцы дети, вы все постарались. Пока печенье выпекается, нужно навести порядок и накрыть стол для чаепития.

( дети наводят порядок: убирают все со стола и накрывают на стол – расставляют блюдца и чашки)

Василиса и Евдокия :(вместе) Дети, печень поспело. А какое получилось румяное, душистое, хрустящее!

Хозяюшка: В старину говорили:

«Что есть в печи на стол мечи»

Дети, угостим наших гостей?

(дети раздают печенье гостям)

IV. Заключительная часть

X озяюшка: Молодцы, хорошо мы с вами посидели.

О чем мы с вами говорили?

Так почему же говорят

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»

Конечно, без труда ничего не получится.

За все, что сделано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час -

И ты трудиться будешь!

V. Рефлексия

Хозяюшка: Молодцы!

Дети, вам понравилась наши посиделки в русской избе?

Что вам понравилось больше всего?

Что запомнилось?

Фото №3 Знакомить детей с малыми формами русского фольклора потешки пестушки загадки заклички пословицы поговорки небылицы песенки

Хозяюшка: Мы обязательно попьем час с печеньем. Сейчас поблагодарим Василису и Евдокию и наших гостей.

(дети кланяются и благодарят)

Василиса и Евдокия хвалят и благодарят детей за активное участие в посиделках

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Путешествие в страну ПДД» в средней группеКонспект открытого занятия «Путешествие в страну ПДД» в средней группе Задачи: Образовательные: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах; уточнить, что обозначают его цвета: красный,.

Классный час «Труд красит человека» для учащихся 9–14 лет Цель: Расширить представления детей о значении труда в жизни человека. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких.

Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Посуда»Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Посуда» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация». Цель: систематизация знаний детей.

Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие с Колобком»Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие с Колобком» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка» Конспект Открытого занятия в средней.

Конспект занятия по аппликации «Цветок, как солнце одуванчик» в средней группеКонспект занятия по аппликации «Цветок, как солнце одуванчик» в средней группе Цель: учить детей передавать образ цветка, используя технику «объемная аппликация» Задачи: Образовательные: расширять знания детей.

Конспект занятия по рисованию человека в средней группе «Космонавт»Конспект занятия по рисованию человека в средней группе «Космонавт» Форма работы: подгрупповая Участвовало 15 человек (подгруппы 7 и 8 человек). Цель: Научить детей рисовать человека. Задачи: Учить детей.

Конспект открытого занятия «Значение воды в жизни человека» в подготовительной группеКонспект открытого занятия «Значение воды в жизни человека» в подготовительной группе Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению,.

Консультация для родителей «Не имя красит человека, а человек имя». Дистанционное обучение дошкольниковКонсультация для родителей «Не имя красит человека, а человек имя». Дистанционное обучение дошкольников «Не имя красит человека, а человек имя» Консультация для родителей. Дистанционное обучение дошкольников. Уважаемые родители, проведите.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Осеннее солнце в тучах»Конспект занятия по лепке в средней группе «Осеннее солнце в тучах» . Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета; Развивать.

Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие в лес»Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Землю красит солнце, а человека труд» в средней группе
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 07:20
+241Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия «Землю красит солнце, а человека труд» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Смолянец (УИ 1738446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД