Юлия Ларкина
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Знакомство с бытом и традициями русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие во второй младшей группе: «Знакомство с бытом и традициями русского народа посредством театрализованной деятельности"
Цель: Продолжать знакомить детей младшей группы с русским народным бытом и традициями через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Обучающие:
Публикация «Конспект открытого занятия во второй младшей группе „Знакомство с бытом и традициями русского народа“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: сказками, потешками.
• Продолжать знакомить с бытом и традициями русского народа.
2. Развивающие:
Побуждать интерес к театрально – игровой деятельности, создать необходимые условия для её проведения.
3. Воспитывающие:
Воспитание положительного восприятия к театрализованной деятельности, уважение к традициям культуры русского народа.
Предварительная работа:
1. Создание условий:
• Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками;
• Создан уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок;
• Кукольные театры, настольный, пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Маша и Медведь».
2. Разучивание потешек, считалок для речевого развития детей с помощью театра. Чтение русской народной сказки с сопровождением действий игрушки, использование пальчикового театра, шапочек, масок различных персонажей.
3. Знакомство с бытом русского народа, с атрибутами, которые использовались в жизнедеятельности русского народа (печка, чугунок, самовар, изба, лавка и тд.)
4. Словарная работа: изба, самовар, печка, потешки, загадки, лукошко.
5. Материал:
• Изба: плетень, печка, стол, 3 миски, 3 ложки, 3 чашки, самовар, 3 лавки, 3 стула;
• Костюмы: для Маши, медведей, подружек, бабушки, дедушки, зайца, котик из театра би-ба-бо, 3 корзинки, шишки.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие, сегодня мы с вами
отправимся в необычное путешествие – путешествие в прошлое, к корням русского народа.
В старые времена был такой обычай у русских людей, здороваться с новым днём, давайте мы все вместе поздороваемся!
Эмоциональный настрой: Игра «Поздороваемся»
Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок. (покачивают руками из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький цветок. (приседают и начинают потихоньку подниматься)
Здравствуй, утро. (правую руку в сторону)
Здравствуй, день. (левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень. (обнимают друг друга)
Молодцы, ребята!
У меня в руках волшебный мешочек, интересно какие русские народные сказки там спрятались? (В волшебном мешочке персонажи из настольного деревянного театра) Слушайте внимательно загадки:
1. Где и когда приключилось такое,
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал. И печалилась баба.
Только кудахтала… (курочка ряба)
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)
3. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
4. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
А сейчас покажем русскую народную сказку «Три медведя»
Действие 1. Действие около деревенской избушки.
Дедушка и бабушка сидят на лавочке возле избушки.
Ведущая:
Давным-давно, в одной деревеньке жили-были дедушка с бабушкой. И была у них внучка Машенька. Один раз зашли за Машенькой подружки и стали звать ее в лес по грибы, да по ягоды.
1 подружка:
- Ну, подружка, скорей собирайся веселей!
2 подружка:
- В лес зеленый мы пойдем, грибов, ягод наберем!
Машенька:
- Дедушка, бабушка! Отпустите меня в лес по грибы, да по ягоды!
Дедушка (грозит пальцем):
- Ох, проказница, что с тобой делать? Ступай, да только смотрите осторожно. Вот тебе лукошко.
Бабушка:
- Ты по сторонам глади, от подруг не отходи!
Действие 2. Лес.
Маша с подружками идёт в лес, собирают шишки в корзинки. В это время на полянку выбегает зайчик!
Ведущая: Ребята, а кто же это к нам прискакал? Да, правильно это зайка к нам, он с нами поиграть хочет! Становитесь вместе с зайчиком в хоровод, вспомним весёлую потешку!
Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…»
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(Дети поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Дети, начинают тереть и хлопать в ладошки, как будто греются)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.
(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются).
Маша: - Ау! Ау! Подруженьки!
Ведущая: Видит Маша избушку трех медведей, стучится!
Маша: - Кто здесь в домике живет? Кто мне двери отопрет?
Ведущая: - Дверь открыта, горит свет, только вот хозяев нет.
Действие 3. Избушка трех медведей.
Маша заходит в избушку.
Ведущая: - Машенька, а кто это на печи спрятался? Да, это котик.
Ребенок показывает кота на печке.
- Ребята, вы знаете про него потешку?
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
- Котик хочет с нами поиграть.
Подвижная игра «Васька-кот» (Котик сидит возле печки, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на стульчики. (1 раз)
Продолжение сказки…
Маша видит стол и три стула: один большой, другой поменьше, а третий совсем маленький.
Посидела Маша на первом стуле - неудобно ей стало, потом посидела на стуле поменьше, и тут неудобно, а вот на маленьком стуле хорошо.
Маша весь день в лесу провела, проголодалась. Поела она из большой миски: неудобно ложку держать, поела из миски поменьше - тоже неудобно, стала Маша есть из маленькой мисочки, так всю кашу и съела.
Устала Маша, захотелось ей спать, видит Маша стоят в избушке три кровати. Легла в самую большую - неудобно ей, просторно как-то, легла в кровать поменьше – да и тут неловко, а в самой маленькой кроватке ей уютно и тепло, и не заметила Маша, как заснула.
А медведи тем временем гуляли в лесу. Пришли они домой и увидели, что в их домике кто-то был. Увидели они девочку, Маша (проснулась, испуганно смотрит на медведей):
- Ой-ой, как страшно!
Михаил Иванович: -Ты не бойся нас, девочка, мы совсем не злые.
Настасья Потаповна (угощает баранками): - Вот, попробуй пирожки, это печка матушка для вас постаралась, пирожков напекла.
Мишутка: - Хочешь дружить будем? Будешь к нам в гости приходить.
Маша: - Спасибо, вам Мишки!
Итоговые вопросы:
• Ребята, как называется деревянный домик трех медведей? (Изба)
• А что же мишки делают, чтобы не замерзнуть осенью или зимой? Что им помогает согреться в избушке? (Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь).
• А в печи люди готовили готовили в чугунках.
• Раньше чайников не было, в чём чай кипятили? (в самоваре)
Ведущая: на Руси была традиция люди собирались вместе и водили хоровод, приглашаю всех на наш дружный хоровод!
Хоровод: «Ровным кругом!»
Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так! (2-3 раза)
Ведущая: Спасибо вам мишки, за чай, за угощение, нам пора возвращаться домой.
Дети: До свидания, мишки!