Пересадько Юлия
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Осенние наблюдения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе
Цель: формирование целостной картины мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей.
Задачи:
Образовательные
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе,самостоятельно устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
• Дать представления о сезонных изменениях в жизни деревьев.
Развивающие
• Развивать у детей любознательность, наблюдательность.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Развивать внимание, память, мышление.
• Развивать ловкость при выполнении движений, быстроту, выносливость.
• Развитие мелкой моторики и речевого дыхания.
Воспитательные
• Воспитывать интерес к живой и неживой природе.
• Воспитывать трудолюбие, желание работать дружно.
Интеграция образовательных областей
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: Наблюдение за осенними явлениями природы. Чтение стихов, загадок. Рассматривание картинок, иллюстраций и составление описательных рассказов по ним. Рассматривание листочков в микроскоп.
Оборудование: Листочки для танца, шапочки листочков для игры "Дождик" (по количеству детей, плащ"Дождика", султанчики (2 шт., таз, лейка, фонограмма, 2 корзины.
Ход прогулки
I. Организационный момент. Приветствие детей.
Воспитатель: посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с вами подарим им улыбки и наше приветствие.
Дети:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:- Доброе утро!
-Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
II.Основная часть.
1)Сообщение цели занятия.
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас на встречу с природой, её тайнами, сюрпризами.
Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению. Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
У природы круглый год обучаться нужно.
Весь лесной народ учит крепкой дружбе.
Вам интересно, что нас ждёт впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?
Дети: Да, нам очень интересно.
2)Наблюдение за погодой
Воспитатель: Дети, какое у вас настроение? (ответы детей)
А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нём. Радуется ли нам солнце? Какое оно? Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?
Обобщение: По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Солнце часто прячется за облаками, словно играет в прятки. Оттого что солнышко прячется от нас, на улице прохладно. Ветер (ок) раскачивает ветки деревьев, листья опадают.
Воспитатель: Давайте вспомним, когда это бывает?
Дети читают стихотворения.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто- розовый, кленовый.
(В. Авдиенко)
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
(Е. Благина)
Воспитатель: Пусть наше настроение сегодня не омрачит осенняя погода. Мы будем рады любым встречам.
Обратите внимание на деревья на нашем участке. Что с ними происходит?
Дети: листья на деревьях поменяли цвет (пожелтели). Листья с деревьев осыпаются (опадают).
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, помогает ли ветер опадать листьям с деревьев? Давайте проверим.
3)Дыхательное упражнение "Ветер"
Дует лёгкий веерок - ф-ф-ф.
И качает так листок - ф-ф-ф.
(выдох спокойный, ненапряженный)
Дует сильный ветерок - ф-ф-ф.
И качает так листок - ф-ф-ф.
Активный выдох
(Звучит музыка и появляется "ребёнок-листочек")
Воспитатель: А вот наша первая встреча.
"Листочек" - Здравствуйте ребята. Я листочек который вы вместе с ветром сорвали с ветки.
Дети здороваются.
"Листочек" : Оторвавшись от ветки мы листочки любим кружится в воздухе, поиграйте со мной.
Танец с листочком.
«Листочек» : Мне так понравилось с вами танцевать, но я не понял, почему же упал с ветки и поменял цвет?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие и узнать,почему осенью зеленые листья меняют свой цвет.
4)Познавательно –исследовательская деятельность.
Эксперимент 1.
-Возьмем листочек и кладем его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучим по листочку сквозь ткань.
- Что вы обнаружили в ходе опыта (На ткани появились зеленые пятна)
- Эта зеленая жидкость из листочка называется - хлорофил,оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Воспитатель: Ребята,благодаря чему листья имеют зеленый цвет?
Дети: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, количество хлорофила в листьях постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем.
Воспитатель: Листочек, теперь тебе понятно почему ты стал желтым?
Ответ «листочка».
Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Да, пахнет листьями.
Воспитатель: А что вы слышите?
Дети: Мы слышим как листья шелестят, шуршат.
Воспитатель: Как вы думаете, почему листья шуршат и шелестят?
Дети: Потому что они сухие.
Эксперимент 2:
Воспитатель: На прогулке вы замечали,что листья падают с деревьев по- разному. Давайте проведем эксперимент,для того,чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, какой листик красивее всех кружится. Для этого возьмем в руки листики разного размера,поднять руку вверх и выпустить из пальцев. Пока лист летит,внимательно следить за его полетом.
Дети: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся,маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Эксперимент 3.
Воспитатель: А теперь ребята, мы проведем еще эксперимент. Кладем сухие листья в таз, «листочек» польет их из лейки, как будто это дождик. Чуть позже мы посмотрим,что произойдет с ними.
А пока мы давайте поиграем в игру "Дождик"
5).Хороводная игра "Дождик" (под музыку)
При помощи считалки выбирают "Дождика". Он надевает накидку и берёт в руки "султанчики". Дети сидят на корточках по кругу - это "тучка". "Дождик" ходит внутри круга, рядом с детьми, встряхивая в их сторону "султанчиками", и поет свою песенку:
- Кап-кап, кап-кап, буду долго капать так,
Если только захочу всех ребят (все листочки) я намочу.
(Дети встают, берутся за руки двигаются по кругу хороводным шагом и поют)
- Дождик, нас пугаешь зря,
Не боимся мы тебя.
Капай сколько хочешь,
Нас ты не намочишь. (бегут врассыпную, "дождик" их догоняет и пытается намочить (дотронуться) "султанчиком".По окончании музыки все останавливаются, и дети, до которых дотронулся "Дождик", поднимают вверх руку. Вместе считают количество "промокших" под дождём.
Воспитатель: А теперь давайте, проверим, что произошло с листочками, которые намочил дождик.
Дети: Листья стали мягкими и не шуршат.
Воспитатель: Правильно, мокрые листья не шуршат, они становятся мягкими и тяжелыми и не умеют летать.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
По сухой лесной дорожке -
топ-топ-топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый.
Дети: Ёжик
Воспитатель: А вот наша вторая встреча.
Появляется ребёнок в костюме ёжика.
Ё жик: Здравствуйте дети, вы узнали меня?
Дети здороваются.
Воспитатель: Дети, а давайте поиграем с ежиком.
6) Пальчиковая гимнастика «Ежик»
Добрый ежик, добрый еж дети крутят кулачки перед собой
На клубочек он похож.
У ежа иголки дети сжимают и разжимают пальцы
Очень, очень колкие.
Ежик, ежик, чудачек, дети прячут кулачки за спинку
Где ты прячешься дружок?
Покажи иголки дети сжимают и разжимают пальцы
Очень, очень колкие.
Ё жик: Зимой очень холодно и мне нечего есть. Ребята я пришел к вам, чтобы попросить помощи. Совсем скоро я засну в своей норке, под старым пнём. Но я не успел собрать себе сухих листьев, чтобы застелить ими свою норку. Помогите мне пожалуйста собрать сухие листья на вашем участке.
7) Труд на участке "Соберём листья"
Ёжик благодарит детей, даёт детям яблоки приглашает "листик" помочь ему унести листья и они уходят.
III. Итог.
Воспитатель: Вот наша прогулка и подошла к концу. Ребята, вам было трудно выполнять задания, проводить исследования? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).
Рефлексия.
Если вам понравилась прогулка тогда наклейте листочек на дерево, а если не понравилась наклейте листочек в лужу.