Наталия Безотечество
Конспект открытого занятия «Осенние хлопоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №87 «Улыбка» комбинированного вида г. Улан - Удэ
Конспект открытого занятия в подготовительной группе.
«Осенние хлопоты»
Подготовил: Безотечество Н. В.
воспитатель 26 гр. «Ладушки»
г. Улан-Удэ 2020 г.
Публикация «Конспект открытого занятия „Осенние хлопоты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Конспект открытого занятия в подготовительной группе.
«Осенние хлопоты»
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественное - эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Методические приё мы: беседа – диалог, физкультминутка, чтение загадок, стихотворений, подведение итогов.
Цели и задачи мероприятия:
Цель: Расширить представления детей об осени, как времени года и ее признаках; животных, готовящихся к зиме; перелетных и зимующих птицах; вызвать у детей бережное и заботливое отношение к природе и обитателям леса.
Продолжать формирование знания о труде людей осенью; закрепить знания об овощах и фруктах; расширять знания о съедобных и несъедобных грибах; хвойных и лиственных деревьях; Совершенствовать навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда;
Задачи:
Образовательные: обогащать словарный запас детей названиями грибов, птиц, животных, деревьев. Закреплять навыки прямого и обратного счета, умение называть число предыдущее и последующее названному числу.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы; развивать мышление, зрительную память, воображение. Способствование формирования мыслительных операций, развитии речи.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативные качества: дружелюбие, отзывчивость, готовность оказать помощь друг другу в трудную минуту.
Предварительная работа: беседа с детьми о характерных признаках осени, рассматривание иллюстраций и картин по осенней тематике, лепка грибов из пластилина, рисование животных, птиц, аппликация осеннее деревце.
Материалы и оборудования: Корзина с овощами и фруктами, плоскостное изображение осенних листьев разных деревьев, грибы, макеты животных, картинки птиц, деревьев, кубики – вагончики, счет до 10.
Ход занятия:
Организационный момент. Вступительная беседа.
Добрый день ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Давайте отгадаем с вами загадку, о чем же свами мы будем сегодня говорить.
Несет нам урожаи,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья раздевает,
Но не касаясь елочек и сосен
Так кто же это? -.
(Осень)
Воспитатель: Верно ребята! Мы поговорим с вами о золотой осени, ее приметах. Вспомним как мы с вами люди готовимся к зиме, как хлопочут животные, птицы, насекомые.
- Ребята, давайте представим, что сразу после лета наступит холодная зима, что тогда будет?
Дети: Животные не успеют подготовиться к зиме, птицы не успеют улететь на юг и не переживут зиму, насекомые не успеют спрятаться.
Воспитатель:
Правильно ребята, в природе все идет по плану. Сначала жаркое лето сменяется осенью, затем после осени наступает зима. Поэтому, именно осенью все трудятся : и насекомые, и звери, и птицы, и мы люди, что бы подготовиться к суровой зиме.
- Сегодня ребята мы отправимся с вами в путешествие, а куда догадайтесь сами.
Здесь растет деревьев много:
Лип, осин, берез и кленов,
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже за год.
Место то полно чудес,
А зовем его мы…. (лес)
Воспитатель:
Правильно ребята и именно в осенний лес мы отправимся на прогулку.
Но для начала нам нужно одеться. Одеваем шорты, валенки, кепку, шарф, шубу! Как неправильно, а что нужно одеть?
Дети: Мы надели куртку, шапку, перчатки, сапоги.
Верно ребята нужно одеваться по погоде. Ведь осень настолько разная, бывает ранняя осень и поздняя. Давайте назовем месяца осени? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: Правильно, а какая бывает погода осенью?
Дети: Пасмурная, дождливая, ненастная, ветреная.
Воспитатель: Верно ребята. А отправимся мы в лес на поезде. Ой, посмотрите ребята, а здесь все вагончики перепутались. Давайте поставим их по прядку. (Дети ставят вагончики по порядку от 1 до 10) Молодцы, теперь нам нужно найти вагончик на котором мы с вами поедем, он находится между шестым и восьмым вагоном. Какой по счету это будет вагон, правильно 7 вагон. А наши гости поедут в вагоне, который идет следующий после 8 – го вагона. Правильно это 9 вагончик.
Поезд то наш волшебный и он нас мигом доставит в нужное место, поэтому закрываем глазки и считаем в обратном порядке от 10 до 0.
Воспитатель: Посмотрите ребята какой чудесный осенний лес, как красиво и тихо в лесу.
Дети, посмотрите, что лежит у нас под ногами? Правильно, листья, и мусор! Давайте поскорее соберем, что будем собирать листья или мусор? (Дети собирают мусор в мусорный пакет)
А кто знает, как надо вести себя в лесу? Давайте я вам буду показывать запрещающие знаки, а вы мне объясните, что эти знаки означает.
Дети: Не шуметь, не обижать животных, не рвать растения и т. д.
Воспитатель: Эти знаки какие? Правильно запрещающие.
Воспитатель: Ну а теперь ребятки, присаживайтесь, теперь можно и поговорить. А что такое лес?
Дети. Это деревья, кустарники, трава, цветы, орехи, ягоды, птицы, насекомые, животные.
Воспитатель: Как называется лес, где растут берёзы, клёны, дубы, тополя, рябины?
Дети: Лиственный.
Воспитатель: Да, такой лес называется лиственный потому, что в нём растут лиственные деревья и кустарники.
Воспитатель: Какие ещё виды деревьев вы знаете?
Дети: Хвойные деревья.
Воспитатель: Назовите хвойные деревья?
Дети: Сосна, ель, пихта.
Воспитатель: Правильно, ребята! Там где растут сосна, кедр, ель, пихта называется хвойный лес.
Воспитатель: Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья?
Дети: Смешанный лес.
Воспитатель: Кого же мы можем встретить в красивом осеннем лесу? Для этого, чтобы узнать кто живет в этом лесу мы поиграем в игру "Назови лишнее слово". Я буду вам говорить несколько слов, а вы называете лишнее. И объяснить свой ответ.
1. Бабочка, комар, заяц, пчела. (Кто догадался, какое лишнее слово вы услышали? Почему так думаете). (Заяц - животное, остальные - насекомые).
2. Собака, корова, лиса, баран. (Лиса - дикое животное, остальные - домашние животные.)
3. Белка, воробей, ворона, синица. (Белка - животное, остальные - птицы.)
4. Жираф, зебра, лев, медведь, (Медведь - животное наших широт, остальные животные Африки.)
5. Зима, еж, лето, весна. (Еж – животное, остальное - времена года.)
Воспитатель: Ребята, а что же делают осенью звери, птицы и насекомые? Правильно они готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг в теплые края. А почему? Некоторые звери готовят себе норочки, потому что ложатся в спячку (медведи, ежи, барсуки, суслики, утепляют дупла в деревьях, некоторые звери меняю шубку (Зайка, белочка). Звери готовят припасы, потому что зима долгая и в лесу очень много снега, а из под снега еды не достать, ведь снег весной в лесу тает в последнюю очередь. А как вы думаете почему?
Воспитатель: Ребята послушайте кто то здесь плачет! Посмотрите это белочка плачет, оказывается она все лето делала кладовочки с припасами, да кто то все разворошил, давайте поможем белочке собрать все запасы грибочки и шишечки. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая игра «Грибы».
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(Дети под музыку собирают грибы и шишки в корзиночку) Затем рассматривают грибы.
Воспитатель: Вот как много грибов вы насобирали, молодцы.
А все ли грибы съедобные и полезные. Помните ребята, никогда не собирайте незнакомые грибы. Они могут оказаться ядовитыми. «Не всякому грибу место в лукошке». Есть среди них и очень ядовитые, которые и в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если ты, по забывчивости, возьмешь этими руками хлеб, то и отравиться можешь. Почти все ядовитые грибы похожи на съедобные. Помни об этом и будь осторожен. Самые опасные грибы – мухомор и бледная поганка.
Давайте вспомним названия грибов.
Воспитатель: Ребята просмотрите здесь среди грибов я нашла какую то записку, а нет, это рецепт.
Чтение стихотворения «Вкусный суп».
Ведьма суп сварить решила.
Змей сушеных покрошила,
Развела большой костёр
И поставила котел.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор –
Отыскала мухомор,
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины.
Супчик вышел то, что надо:
Целых 20 литров яда.
Воспитатель: Ребята, из чего ведьма варила суп? А можно такой суп кушать? Почему?
Дети: Такой суп кушать нельзя. Он сварен из ядовитых растений. Этим супом можно отравиться.
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь я поняла кто взял все грибы, это была ведьма, она специально дает такой рецепт, и думает что такой суп всем придет по нраву, поэтому давайте отдадим белочке только съедобные грибы, но для начала посчитаем все шишечки и съедобные грибочки.
Давайте сравним чего больше и на сколько.
Воспитатель: Ну что ребята продолжаем наше путешествие! Вы слышите что это за звуки? (звук пения птиц) Конечно это наши друзья пернатые. А почему их называют пернатыми. Верно, потому что у них есть перья.
Воспитатель: Все ли птицы улетают на юг? Ответы детей.
Как мы называем тех птиц, которые улетают на юг?
Дети. Улетают перелётные птицы.
Воспитатель: Как мы называем тех птиц, которые не улетают на юг?
Дети. Зимующие птицы.
Воспитатель. Назовите, по каким причинам одни птицы улетают, а другие остаются на зиму?
Дети. Из-за холода исчезают растения, насекомые, перелётным птицам нечем питаться, а зимующие могут питаться семенами, ягодами, добывают корм из шишек, ищут личинок под корой, прилетают к жилищу человека с полей и лесов после снегопада.
Воспитатель. Давайте вспомним перелё тных птиц: ласточка, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, трясогузка. Сопровождается показом иллюстраций.
Воспитатель: А теперь ребята давайте сыграем в игру.
Дидактическая игра: «Зимующие и перелетные птицы». Ребята, когда вы услышите название перелетных птиц, то машем руками как крыльями, если названия зимующих птиц, то нужно присесть.
Воспитатель: Наше путешествие в лес закончилось, мы вспомнили как готовятся, хлопочут к зиме звери, птицы, а теперь давайте вспомним, как же готовятся к зиме люди. (ответы детей)
Правильно ребята! Это прежде всего сбор урожая, с полей, огородов, кое что собираем в лесу (грибы, ягоды, орехи, травы) Давайте вспомним а что мы собираем с огородов (овощи и фрукты)
(ответы детей)
Хорошо ребята, а теперь подумайте, вот собрали люди весь урожай положили где ни будь и все. Что произойдет с овощами и фруктами.
Дети: они испортятся.
Воспитатель: Верно, все испортиться, поэтому урожай нужно хранить правильно при определенных температурах, в амбаре, в подполье, погребе, также готовят соленья, варенья, сушим, маринуем. Давайте и мы с вами кое что посолим.
Физразминка. (2р.)
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем
Вот и насолили, и на блюде подаем.
Ну вот ребята весь урожай заготовили, а теперь давайте с вами поиграем в игру, будем варить суп «Борщ» и компот из фруктов. (Дети делятся на две команды, одни собирают фрукты для компота, другие овощи для Борща.)
Подвижная дидактическая игра «Свари борщ и компот»
Воспитатель: Ну вот и закончилось ребята наше путешествие по осеннему лесу, я хочу вам сказать, что вы большие молодцы. Давайте вспомним, где мы сегодня были?
Дети: мы были сегодня в лесу: собирали мусор, помогли белочке собрать запасы, вспомнили какие бывают грибы, какими бывают леса лиственные и хвойные, вспомнили чем занимаются в лесу осенью животные, вспомнили перелетных и зимующих птиц, вспомнили как готовятся к зиме мы с вами люди.