Янна Петрова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Жостовские подносы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18
Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
на тему:
Выполнила : воспитатель Петрова Я. В.
г. Миллерово
2020 г.
Тема: «Жостовские подносы»
Цель:
- закрепить знания и умения детей рисовать пластилином в технике пластилинография;
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Жостовские подносы“» размещена в разделах
- Жостовская роспись, подносы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Обучающая: продолжать учить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов;
Познавательная: продолжать познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
Развивающая: развивать мелкую моторику, умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству, научить детей заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.
Материалы к занятию :
-музыкальные записи из произведений П. И. Чайковского «Вальс цветов»;
Спокойная музыка релаксации. Русская народная мелодия «Эх, полным –полна моя коробочка»;
-мультимедийная презентация по мотивам жостовских подносов;
- Пластилин разных цветов; стека;дощечки для лепки;салфетки;бумажные шаблоны подносов;бумажные конвертики; заготовки бумажных цветов. Оформлена мини-выставка жостовских подносов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.
Словарная работа: композиция, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы, пластилинография.
Образовательная деятельность
Ход занятия
Воспитатель:-Ребята, а вам нравится любоваться цветами?
(дети собираются на ковре)
-Да (Ответы детей)
- Красота цветов,к сожалению, недолговечна. Но еще с давних времен народные умельцы, мастера и художники научились сохранять красоту цветов, рисуя и изображая их в разных видах творчества, например писали картины, украшали предметы рисунками… Ну-ка ребята подойдите поскорей, я вам хочу что-то показать (Воспитатель подводит детей к столу, на котором организована мини-выставка жостовских подносов).
- Ребята, а что это у меня в руках? (воспитатель показывает поднос)
Ответы детей: - Это поднос.
Воспитатель: - Издавна на Руси любили почаевничать с баранками, вареньем, для этого случая поднос просто незаменим, на него можно было поставить самовар и угощения. Но поднос этот непростой, он расписной.
Воспитатель: - Посмотрите, что изображено на этих подносах? (Слайды в презентации)
Дети: - Цветы, листочки, растения.
Воспитатель: -Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?
Дети: - Формой, размером. (Слайды в презентации)
Воспитатель:- Подскажите, помните ли вы как называется такой поднос?
Дети:- Жостовский поднос.
Воспитатель:- Правильно, ребята. Хотите послушать историю…. Недалеко от Москвы находится село Жостово. Это село знаменито тем, что никто лучше местных мастеров не умеет рисовать цветы на железных подносах. Жостовские подносы легко отличить от всех остальных. Их главная особеннность - изображение цветов в окружении свежей листва на черном фоне, а бортики, т. е. края подноса обрамлены орнаментом.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотели бы попробовать создать такой поднос?
Дети:- Да, хотим. (ответы детей)
Воспитатель: - В этом нам помогут разноцветные конвертики, выбирайте понравившийся, (дети берут заранее приготовленные конверты)располагайтесь за столами.
Воспитатель:- У меня для вас есть вот такие заготовки (воспитатель показывает заранее вырезанные из черного картона заготовки разной формы,только ничем не украшены. Давайте- ка заглянем, что же в конвертиках!
Дети открывают конверты, там цветы и листочки из бумаги.
Воспитатель: - Предлагаю вам из этих элементов составить композицию на своем подносе. (Дети на заготовках из черного картона выкладывают композицию из цветов)
Воспитатель: - Какие необыкновенные работы! Но ребята! Долго ли прослужит нам такие подносы?
Дети: - Недолго, потому что они хрупкие!
Воспитатель: - Почему же они хрупкие?
Дети: - Цветы на подносе из бумаги.
Воспитатель: - И правда! Стоит подуть ветерку, как все разлетится…
(Звук ветра, слайд в презентации) Ребята, прячьте скорее цветы в конверты…
Дети складывают бумажные заготовки в конверты.
Воспитатель: - Что же делать? Как же нам сделать наши подносы яркими и красивыми надолго?
Дети: - Нарисовать на подносе красками!
Воспитатель: - Но у нас нет красок! Ребята, прежде, чем улететь, ветерок успел прошептать мне на ухо, что в группе есть то, чем мы можем украсить свои подносы! Предлагаю поискать! (Осматривают группу)
(Звучит музыка, слайд презентации).
Воспитатель: - Слышите, ребята? Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов», предлагаю вам на время превратиться самим в великолепные цветы! Располагайтесь по всей полянке и попробуйте своими движениями передать характер своего цветка….
Дети танцуют и кружатся на ковре.
Музыка стихла.
Воспитатель: - Какие же цветы у вас получились?
Ответы детей:- Красивый, яркий, прекрасный, легкий, радужный, великолепный, ароматный, воздушный.
Воспитатель:- Какие замечательные цветы!
Воспитатель:-Что это? Возможно там находятся краски (обращает внимание на коробочку,которая спрятана под стулом) Хотите посмотреть, что там (Воспитатель с детьми открывают коробку, а там пластилин).
Дети, а разве пластилином можно рисовать?
Дети: - Да, можно.
Воспитатель: - Правильно, можно. Техника рисования пластилином называется «пластилинография». Давайте повторим.
Ответы детей:- Техника рисования пластилином называется «пластилинография».
Воспитатель: -Предлагаю вам самим побыть мастерами и украсить подносы в этой технике. -А теперь я приглашаю вас занять свои места за столами.
Рассказ и показ этапов работы:
1. Отщипываем кусочек пластилина;
2. Катаем шарик;
3. Прикладываем на поднос, где изображен круг; (несколько шариков на один цветок);
4. Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру (так со всеми шариками на цветке);
5. Катаем шарик для сердцевины;
6. Еще один цветок;
7. Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;
8. Прикладываем к подносу
(Дети приступают к выполнению работы)
Звучит спокойная музыка, слайд презентации.
Воспитатель: - Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились замечательные подносы! Яркие, сочные, красивые.
Воспитатель: - Что ж, мои маленькие умельцы, давайте вспомним, как называются такие подносы?
Дети: - Эти подносы называются жостовскими.
Воспитатель: -Что же изображали на них? Какая главная особенность таких подносов?
Дети:- Главная особенность в том, что на черном фоне изображены цветы и зелень.
Воспитатель: Вам понравились творить? Теперь вы настоящие мастера и умельцы! А нас в приемной есть место, где мы можем организовать выставку ваших работ, чтобы ими могли полюбоваться и ваши родители. Предлагаю отправиться туда и организовать выставку.
(Дети и воспитатель покидают группу. звучит музыка Русская народная мелодия «Коробочка»)