Хидирова Алина
Конспект открытого занятия «Воздух: откуда он берётся» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе «Воздух — откуда он берётся»
Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе
Тема: «Воздух - откуда он берётс
Публикация «Конспект открытого занятия „Воздух: откуда он берётся“ в старшей группе» размещена в разделах
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
1. Расширять представления детей о свойствах воздуха;
2. Дать знания детей о том, что воздух принимает форму предмета, в котором он находится; воздух объёмный, бесцветный, что воздух легче воды, воздух может перемещаться, может издавать звуки.
3. Вовлекать детей в экспериментальную деятельность, учить анализировать, уметь делать выводы на основе результатов экспериментирования, отражать полученные знания в мнемотаблице;
4. Развивать у детей связную речь посредством мнемотаблицы;
5. Обогащать словарный запас детей словами: лаборатория, эксперимент, исследования, объёмный.
6. Активизировать речь детей словами: воздух, прозрачный, бесцветный, лёгкий, и т. д.
7. Учить безопасному поведению при проведении экспериментальной деятельности.
Оборудование: фартуки, одноразовые прозрачные стаканы, трубочки,
резиновые игрушки, воздушные шары, бумажные веера, прозрачные пакеты, таз для воды.
Воспитатель:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу и будем дарить окружающим хорошее настроение!
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, а теперь - нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
В-ль: -
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! (Воздух)
Дети: - Воздух. оспитатель: - Ребята, Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем…
Воспитатель обращает внимание на коробку стоящую в центре группы, предлагает посмотреть, что в ней находиться. Открывают, находят полиэтиленовые пакеты, воспитатель удивляется, ищет, что ещё спрятано и находит записку, читает загадку
- Он прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой, он окутывает нас.
Мы его не замечаем, мы о нём не говорим,
Много мы о нём не знаем, но он всем необходим! (Воздух)
Воспитатель: - Правильно, ребята, это – воздух. Хотите о нём всё-всё узнать? (Да)
- Давайте для начала с ним поиграем:
Все вдыхаем носом воздух,
Выдыхаем через рот
А теперь с тобой мы вместе
Сделаем наоборот.
Воспитатель: - Скажите, что мы вдыхали и выдыхали носом и ртом? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, это был воздух. Давайте попробуем его увидеть.
Вправо смотрим – ничего,
Влево смотрим – ничего. (переводят взгляд вправо-влево)
Раз-два, раз-два – посмотри (моргают)
Глазки шире распахни (широко открыть глаза)
Вверх глаза ты подними (посмотреть наверх)
Вниз скорее посмотри (опустить взгляд вниз)
Воздух в комнате найди (круговые движения глаз)
Воспитатель: - Ну, что, увидели воздух? (Нет). Значит, что можно сказать про воздух, какой он? (Воздух прозрачный)
Воспитатель: - Правильно, воздух прозрачный, он не видим, но он находится везде, даже сейчас вокруг нас. Хотите, в этом убедиться? Тогда я предлагаю взять в руки по пакету, которые были в этой коробке и сжать их. Вот так.
Дети берут пакет в руку, сжимают в ладони.
- Что в нём? (Ничего)
- Правильно, в нём сейчас нет ничего, он пустой, поэтому мы его легко сжали. А теперь давайте раскроем пакет, и взмахнём сверху-вниз и быстрее его закрутим. Что произошло с пакетом? Как он изменился? (Он надулся, стал плотным)
- Как вы думаете, что в пакете? Почему он надулся? Чем он сейчас заполнен? (Он с воздухом)
- Действительно, пакет изменил форму, потому что он стал полон воздуха. На что стал похож пакет? (На воздушный шар).
- А теперь откройте пакет и выпустите из него воздух. Что произошло с пакетом? Как вы думаете, почему? (Вышел воздух)
- Мы с вами уже узнали, что воздух прозрачен, а что после игры с пакетами мы узнали?
Дети: - Воздух есть вокруг нас, он заполняет любое пространство.
Воспитатель: - Молодцы, мы узнали уже 2 свойства воздуха : он прозрачен, и он есть везде. А как вы думаете, как ещё мы можем узнать про воздух?
Дети: - Из книг, из телевизора, спросить у взрослых, у учёных.
Воспитатель: - Молодцы, назвали всё правильно. А напомните мне, как наша группа называется? (Незнайка). А кто из друзей Незнайки был самым умным? У кого была своя лаборатория? (У Знайки). Предлагаю обратиться к нему за помощью, может он нас познакомит ещё с какими-нибудь свойствами воздуха. Согласны? Тогда давайте его позовём. (Знайка, Знайка)
Входит взрослый, одетый в белый халат и очки в руках книга «Энциклопедия Почемучек»
Знайка: - Здравствуйте, ребята, я услышал, что вы меня зовёте, и поспешил к вам на помощь. Как вы думаете, почему меня зовут Знайка? ( Ответы детей: много знаешь, много читаешь)
Знайка: - Правильно, я знаю почти обо всём на свете, на любой вопрос я могу найти ответ, и моя любимая книга «Энциклопедия Почемучек». Своими знаниями я могу с вами поделиться, о чём вы хотите узнать?
Дети: - Мы хотим узнать о свойствах воздуха.
Знайка: - А что вы о нём уже знаете?
Дети: - Он прозрачный, невидимый, он вокруг нас.
Знайка: - Ну что же, чтобы узнать ещё про свойства воздуха, я приглашаю вас в свою лабораторию.
Дети проходят к столам, усаживаются.
Знайка: - Вы мне сказали, что узнали, что воздух есть вокруг вас, а я вам покажу, как можно его почувствовать. Предлагаю с помощью воздуха устроить ветер! Возьмите веера с подноса, помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Ветер) Да, веер движется и подгоняет воздух, воздух начинает тоже двигаться, поэтому в лицо дует лёгкий ветерок.
Воспитатель: - Знайка, а я знаю интересную игру с веером, хочешь, я тебя и ребят научу? (Конечно, хочу)
Движения выполняются по тексту сначала одной рукой, затем веер перекладывается в другую руку и движения повторяются.
- Ветер дует на меня, (машут веером на себя)
Ветер дует от меня. (машут от себя, вытянув руку вперёд)
Ветер дует высоко, (встают на носки, машут над головой)
Ветер дует низко. (наклониться, помахать внизу)
Ветер дует далеко, (руку вытянуть в сторону и помахать)
Ветер дует близко (машут опять на себя)
Знайка: - Интересная игра с веером, когда у меня будет свободная минутка от опытов, я с удовольствием со своими коротышками её повторю. Ребята, прошу положить веера на поднос и скажите, что вы узнали про воздух, с помощью вееров?
Дети: - Он может двигаться, когда движется, получается ветер.
Знайка: - Ребята, как вы думаете, можно воздух услышать?
(Ответы детей)
Знайка: - Я вам сейчас докажу, что воздух можно услышать, возьмите по шарику и надуйте. (Дети выполняют). Где теперь воздух? (Он внутри шариков). Чтобы его услышать, растяните немного шарик и спустите воздух. Что происходит? (Воздух выходит из шарика, слышно его шипение). Молодцы, так какой можно сделать вывод про звук воздуха?
Дети: - Звук можно услышать, если есть сильное давление
Знайка: - Ребята, как выдумаете, воздух пахнет? Может ли он чем-нибудь пахнуть? (Ответы и предположения детей) Хотите это узнать? На ваших столах стоят контейнеры, предлагаю их открыть, понюхать, определить, пахнут или нет, что это за запах, найти соответствующую картинку и её показать
Дети открывают контейнер (банку, нюхают, определяют, чем пахнет, на столах у каждого 4 картинки с изображением апельсина, лука, духов и карточка без изображения, по 2 контейнера с запахом.
Знайка: - Что вы узнали, пахнет воздух или нет? (Ответы детей)
Если дети затрудняются, то Знайка делает вывод сам:
Знайка: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие вещества. Воздух может пахнуть свежестью после дождя, едой, которую готовит мама, дымом от костра, духами и другими веществами
Воспитатель: - Знайка, а в нас есть воздух?
Знайка:- А вы, правда, хотите это узнать? (Да) Тогда сделайте губы трубочкой и выдохните воздух на ладонь. Какой воздух вы почувствовали? (Холодный) А теперь откройте рот широко и выдохните воздух. Какой вы почувствовали? (Тёплый). А теперь закройте рот и нос, проверим, как долго мы сможем не дышать. (Дети выполняют). А хотите увидеть воздух, который выходит из вас? Перед вами стакан с водой и трубочка, вдохните через нос, а выдыхать надо через трубочку в стакан с водой. Воздух выходит из лёгких, проходит в рот, а изо рта мы его выдыхаем в трубочки в стакан с водой, и мы видим его в виде воздушных пузырьков. Какой можно сделать вывод?
Дети: - Воздух лёгкий, легче воды. Человек не может без воздуха.
Знайка: - Но я хочу вам сказать, чтобы быть здоровым, необходимо дышать только свежим воздухом. К сожалению, ежедневно заводы, фабрики, машины выбрасывают огромное количество вредных веществ, которые загрязняют воздух. И люди ставят огромные очистительные фильтры. Хотите посмотреть? (Да)
Просмотр мультфильма «Чистый воздух»
Знайка: - Интересный мультфильм? Так что вы интересного узнали про воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, а вам понравилось в лаборатории у Знайки?
Давайте все вместе повторим, что же мы узнали про воздух :
Раз, два, три, четыре, (загибают поочерёдно пальцы)
Мы про воздух говорили (круговые движения руками над головой)
Легче он простой воды, (волнообразные движения кистями рук)
Не увидишь его ты. (махи кистями из стороны в сторону – «нет»)
Запахом не наделён, (потрогать кончик носа)
Человеку нужен он. (хлопают ладонями)
Воздух есть вокруг всех нас (круговые движения руками)
Может двигаться на нас, (махи кистями рук на себя)
Звук его услышать можем, (отгибают поочерёдно уши)
Ещё раз повторим то же?
…
Чтоб здоровыми нам быть, (ходьба на месте)
Надо воздух защитить! (круговые движения руками над головой)
В-ль: - Правильно, конечно, воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: - Лаборатория.
В-ль: Да, это лаборатория. Мы сейчас с вами отправимся в лабораторию, где узнаем много интересного про воздух. А кто знает как нужно себя вести в лаборатории?
Дети: - Двигаться аккуратно, не мешать друг другу, соблюдать тишину.
В-ль: - Всё правильно, ведь если случайно опрокинуть ёмкости с исследуемым материалом, можно испортить труды многих лет работы.
В-ль: А сейчас, ребята, мы с вами произнесём волшебные слова и окажемся в лаборатории.
-Раз, два, три, повернись и в учёных превратись (Подходят к столам).
Вот мы с вами прибыли в лабораторию. Чтобы, нам выглядеть как настоящие исследователи, я предлагаю надеть фартуки и перчатки.
Учённые записывают результаты опытов в тетради или компьютеры. А мы будем обозначать свои результаты, вот такими карточками-символами, которые помогут вам запомнить свойства воздуха. Из этих карточек, мы составим таблицу, по которой мы сможем рассказать о воздухе.
В-ль: - Ребята, а как вы думаете, воздух нам нужен? (ответы). А почему? Где мы можем взять воздух? (он находиться вокруг нас) Но мы его не видим, почему? (он бесцветный)
В-ль: - Правильно, мы видим вокруг себя предметы, людей, значит это одно из свойств воздуха – бесцветный.
В-ль: - Но всё же как нам доказать, что воздух все-таки вокруг нас? Вы хотите поймать воздух? Если мы попробуем поймать его ладошками, у нас получится?
Дети: - Нет.
В-ль: - Возьмите каждый по пакету, посмотрите есть в них что-то? Они пустые. А теперь взмахните пакетом и зажмите их. Что изменилось?
Дети: - Они наполнились воздухом.
В-ль: - Да, теперь пакет стал похож на подушку. Но почему мы не видим воздух в пакете?
Дети: - Потому, что он прозрачный, бесцветный.
В-ль: - А теперь выпустите воздух из пакетов, что произошло?
Дети: - Пакет стал пустым.
В-ль: - А почему?
Дети: - В нем не осталось воздуха.
В-ль: Мы помещаем в нашу таблицу две карточки. Первая карточка обозначает, что воздух бесцветный. Вторая – что воздух объёмный, то есть занимает пространство.
В-ль: - Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат надувные игрушки. Возьмите их и потрогайте, надавите на них. Что вы чувствуете?
Дети: - Они сжимаются и выпрямляются.
В-ль: - А почему?
Дети: - В них есть воздух.
В-ль: - Назовите предметы, в которых, по вашему мнению, находится воздух.
Ответы детей:…
В-ль: - Мы доказали ещё одно свойство воздуха – какое? Воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в который он попал. У нас появилась ещё одна карточка номер 3.
В-ль: - Ребята, а мы сможем услышать воздух? (ответы детей).
Возьмите колпачок от фломастера и подуйте в него. Что вы слышите?
Дети: - Звук.
В-ль: А теперь возьмите каждый шарик и надуйте его. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Что мы узнали? Воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).
В-ль: - Мы ставим ещё одну карточку номер 4 в нашу таблицу. Воздух может издавать звуки. Сейчас, ребята, мы с вами немного отдохнё м:
Физминутка:
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
В-ль: - Ребята, как вы думаете, в наших организмах есть воздух? (ответы детей) Мы сейчас это проверим. Возьмите стаканчики с водой и подуйте в трубочку, опущенную в стакан. Что происходит? (пузырьки, вода бурлит) Это выходит воздух. Значит какой вывод можно сделать, ребята? (внутри человека есть воздух). Давайте обозначим наш вывод карточкой номер 5. Что обозначает эта карточка? (ответы детей)
В-ль: - Ребята, посмотрите у вас на столе лежать веера. Скажите, пожалуйста, а для чего нужен веер? (ответы детей). Помашите веером, что вы ощущаете?
Дети: - Ветер.
В-ль: - Правильно – ветер. Ветер - это движение воздуха. Он бывает сильным, слабым. Когда мы можем ощутить ветер?
Дети: - На улице.
В-ль: - Какие вы знаете электрические приборы, которые могут создавать ветер?
Дети: Вентилятор, фен, винт вертолёта, кондиционер.
В-ль: - Молодцы, угадали. Да, ветер может быть сильным и слабым. Значит, какой можно сделать вывод? Воздух может перемещаться! Помещаем карточку номер 6.
В-ль: - Сейчас мы с вами проведём эксперимент. В нашу ёмкость с водой опустим ложку и воздушный шарик. Что случилось с ними?
Дети: - Ложка утонула, а шарик нет.
В-ль: - Почему ложка опустилась на дно, а шарик плавает сверху?
Дети: - Ложка тяжёлая, а шарик наполнен воздухом.
В-ль: - Какой можно сделать вывод – воздух легче воды, поэтому не тонет! Выставляем карточку номер 7.
В-ль: - Ребята, как воздух попадает в человека?
Дети: Через нос и рот.
В-ль: -Правильно, молодцы. Скажите, а могут ли живые существа жить без воздуха?
Дети:- Нет, не могут.
В-ль: - Правильно, всему живому на земле необходим воздух : людям, животным, растениям. Без воздуха они могут погибнуть! Давайте попробуем зажать носик и не дышать на сколько вы сможете. Видите, долго мы задерживать дыхание не можем. Мы помещаем 8 карточку в таблицу - без воздуха нет жизни.
Ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали про воздух. Кто сможет рассказать, что обозначают карточки в нашей таблице? (ответы детей).
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг и произнесём волшебные слова, чтобы снова превратиться в ребят и вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Раз, два, три, повернись и в ребят превратись…
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.