Анна
Конспект открытого занятия в старшей группе «Такие разные эмоции»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие эмоциональной сферы и создание положительного эмоционального настроя, формирование дружеских взаимоотношений в группе.
Задачи:
- создавать положительный эмоциональный фон на занятиях
- закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональное состояния в мимике
- знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния
- способствовать снятию мышечного напряжения у детей
- развивать мелкую моторику
- способствовать повышению уверенности в себе
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, сотрудничать
Материалы: фломастеры, два воздушных шарика (для каждого ребенка, мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребенка, картинки с эмоциями – злость, страх, радость, грусть, музыкальное сопровождение, кубик выбора (с нарисованными эмоциями, таблица рефлексии.
Ход занятия
Ритуал приветствия.
Цель: создание мотивации, настрой на совместную работу
(Дети и педагог-психолог входят в зал под веселую музыку).
Приветствие.
Педагог-психолог: К нам на занятие пришли гости давайте пригласим гостей к нам в круг, и все вместе поздороваемся. Будем здороваться с помощью мимики и пантомимики сердито, грустно, удивленно, радостно.
Я смотрю у всех сегодня хорошее настроение.
Педагог-психолог: Сегодня мы с вами побываем в стране эмоций, где будем, злится, смеяться, грустить, удивляться. А поможет нам в этом «Кубик выбора». Кубик подскажет, к какой первой эмоции мы отправимся в гости.
На мольберте прикрепляется изображение эмоции, выбранной детьми.
«ЗЛОСТЬ»
Педагог-психолог: Как можно узнать разгневанного или злого человека? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения). Это злой, разгневанный человек (дети называют эмоцию) а как вы узнали, что это злой и разгневанный человек?
Дети отвечают характерные особенности эмоционального состояния – злость (мимика и пантомимика)
Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать.
Изобразите гневного, злого человека. (Дети выполняют задание.)
Постарайтесь зло сказать фразу : «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.)
Педагог-психолог: Как вы думаете, можно или нельзя гневаться, злиться на других людей? На друзей? Почему? (Ответы детей.) Я хочу открыть вам тайну : взрослые тоже злятся, но умеют это делать, не причиняя никому вреда. Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом не обижать.
Упражнение «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК» (выполняется на коврике)
Педагог-психолог: Надуйте воздушный шарик и держите его так, чтобы он не сдувался, а был полным (дети выполняют задание). Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случиться с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Отпустите шарик и проследите за ним (Дети отпускают шарики, они быстро перемещаются из стороны в сторону). Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их, может обидеть или даже ударить кого–нибудь.
Теперь надуйте другой шарики попробуйте выпустить из него воздух маленькими порциями (дети выполняют задание). Что теперь происходит с шариком? (он сдувается). А что происходит с гневом внутри шарика? Можно ли им управлять?
Ещё гнев можно пропустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут тёплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев (дети выполняют задание)
Можно представить, что мы собрали остатки нашего гнева в мешочек. Давайте подержим мешочек на ладони. Чувствуете, какой тяжёлый гнев? Сожмите его со всей силы, киньте в мишень (дети выполняют задание).
Вы почувствовали как стало легко и весело! Мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили.
Педагог-психолог: Продолжаем наше путешествие. Кубик подскажет, какой следующей эмоции мы отправимся.
«СТРАХ»
Педагог-психолог: Как можно узнать, что человек напуган? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения). А как вы узнали, что это испуганный человек? Дети отвечают характерные особенности эмоционального состояния – страх, испуг (мимика и пантомимика). Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты. Ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.
Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь, (дети выполняют задание) А что вас может испугать? (дети перечисляют – шум, резкие звуки, непонятные, размытые силуэты, т. д).
Педагог-психолог: Сейчас кто-нибудь из вас изобразит ребёнка, который сильно испугался, и мы все вместе пожалеем, утешим его. Только делать это надо без слов, с помощью прикосновений.
Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально им может быть психолог) какого-либо страшного персонажа (Кощея, Человека-паука, волка, льва и. т. п., детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кощея, тот становится водящим и продолжает игру.
Упражнение «У страха глаза велики»
Педагог-психолог: А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезают. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!
Продолжаем наше путешествие. (Кубик выбора)
«УДИВЛЕНИЕ»
Педагог-психолог: Как можно узнать это настроение? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения). Дети отвечают характерные особенности эмоционального состояния – удивление (мимика и пантомимика). У удивлённого человека приоткрыт рот, брови и верхние веки приподняты. Обе руки могут быть опущены или одна рука может придерживать щеку или прикрывать рот, как будто хочет сдержать восклицание. Ноги могут быть согнуты в коленях. От удивления человек может просто замереть и вскрикнуть. Переживание удивления обычно бывает коротким и приятным.
Педагог-психолог: Расскажите, чему вы можете удивиться или вспомните случай, когда вас что-то удивило?
Подвижная игра «Удивительная газета»
(На пол кладется развернутая газета) Пока играет музыка, вы бегаете. Как только музыка остановится, вы должно все встать на газету. На пол заступать нельзя. (На следующем этапе газета складывается пополам и игра продолжается. Потом еще раз пополам. Дети должны понять. Что для победы им нужно обняться)
Удивительно, правда. Что на такой маленькой газете убралось столько человек!
Педагог-психолог: Ребята, мне очень хочется опять вас удивить. Сейчас я покажу вам фокус.
Фокус со стаканом
Психолог показывает следующий фокус.
На стакан, на наполненный водой, кладется лист плотной бумаги и переворачивается. Лист прилипает к стакану, и вода не выливается.
Цель – вызвать удивление у детей.
Психолог. Представьте, что вы давно не виделись. Посмотрите друг на друга и удивитесь.
Педагог-психолог: Путешествие продолжается
«РАДОСТЬ»
Педагог-психолог: Как можно узнать его настроение? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения). По лицу совсем нетрудно узнать радостного человека: он улыбается или смеётся, уголки губ приподняты вверх и глаза слегка прищурены. Как можно узнать, что чувствует радостный человек? У радостного человека появляется уверенность в собственных силах. Он ощущает необыкновенную лёгкость, ему хочется летать, плясать, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость. Изобразите, как вы радуетесь (дети выполняют).
УПРАЖНЕНИЕ «Я РАДУЮСЬ, КОГДА ….»
«Что такое радость?» Дети перечисляют радостные моменты в их жизни.
РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, полюби его и подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу»
Какое настроение вызвал у вас этот «солнечный зайчик»? Понравился ли он вам? Дети рассказывают об своих ощущениях и настроении.
Рефлексия
Наше занятие подходит к концу, расскажите:
Какие были трудности?
Как с ними справляться?
Что было самое интересное?
Кому и что расскажете?
«Таблица рефлексии»
Предлагаю подойти по очереди к таблице написать свое имя в первой колонке и нарисовать плюсик в какой из эмоции больше всего понравилось в гостях.
В сказке “Золушка” мальчик сказал: “я не волшебник, а только учусь”.
– Я тоже не волшебница, но я хочу улучшить ваше настроение и приготовила вам маленький сюрприз (Подарить всем детям воздушные шарики)