Тамара Ракитина
Конспект открытого занятия в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Золотой ключик»
муниципального образования
Люберецкий муниципальный район Московской области
Конспект ООД
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе
Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста».
Составила воспитатель
высшей квалификационной категории
Ракитина Тамара Евгеньевна.
г. Люберцы 2016 г.
Цель:
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Рассказывание русской народной сказки „Заяц-хваста“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
Познакомить с русской народной сказкой «Заяц-хваста» в обработке А. Н. Толстого.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомство с детской литературой, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя;
• Закрепить знания о жанровых особенностях сказки;
• Активизировать и обогащать словарный запас детей;
Развивающие:
• Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
• Развивать умение инсценировать отрывки из сказки;
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству
• Воспитывать доброе отношение к природе, познавательный интерес;
• Формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.
Программное содержание:
1. Организационный момент: игра, путешествие по сказкам.
2. Основная часть: рассказывание сказки, беседа по содержанию. инсценирование отрывков из сказки.
3. Заключительная часть, подведение итогов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций русских народных сказок, чтение сказок, беседы на нравственные темы, музыкальные игры и подвижные игры- «Зайцы на поляне», «Бездомный заяц», «Заинька покажись…»
Словарная работа: гумно, крестьяне, кокорина.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие (ознакомление с миром природы).
Оборудование и материалы: ноутбук, съемный диск (флэш-карта) с демонстрационным материалом, карточки-иллюстрации с изображением отрывков из сказки на всех детей, детские книги.
Методы и приемы: беседа, вопросы, демонстрация иллюстраций, драматизация отрывков из сказки, игры, рефлексия.
Ход ООД
Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
-А вы хотите попасть в сказку? (ответы детей)
-Тогда, в круг скорее все вставайте и диких животных называйте.
(дети встают в круг и по очереди называют диких животных).
Основная часть
-Вы, конечно, поняли, что мы побываем в сказке, где живет кто-то из этих животных. А вот кто, узнаете, если отгадаете загадку.
«Длинноухий, хвост короткий.
У него характер кроткий,
Очень шустрый, трусоватый,
В шубке беленькой, как вата,
Ну а летом - серый он,
И по бегу – чемпион!»
-Правильно, это заяц. Он герой многих сказок.
-Посмотрите, сколько иллюстраций я приготовила для вас, напомните мне, как эти сказки называются (слайд 1-4).
-Молодцы, вы знаете много сказок, в которых есть заяц. Давайте вспомним, какой чаще всего бывает заяц в сказках? ( ответы детей: длинноухий, косоглазый, куцехвостый, трусливый, пугливый, осторожный, беззащитный, беспомощный)
-А вот я знаю сказку, в которой заяц хвастался. Это русская народная сказка «Заяц-хваста».
-Но, прежде чем рассказать вам эту сказку, я познакомлю вас с новыми словами, которые встречаются в тексте:
«Крестьяне» - это жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством. (слайд 5)
«Гумно»- огороженные участок земли для хранения зерна. (слайд 6)
«Кокорина» - коряга, дерево, вывороченное с корнем. (слайд 7)
-Теперь нам осталось выбрать зайца, которого мы возьмем с собой в сказку. ( на доске 2 иллюстрации: на одной изображен заяц обыкновенный, на другой – сказочный. Дети определяют, какой заяц должен быть в сказке, объясняют свой выбор).
. Физкультурная минутка:
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на обеих руках,
Зайке хочется скакать (прыгают на носочках, показывают руками сначала заячьи ушки, затем – заячьи лапки,
Пробежал вокруг берёзы (кружатся на месте, подпрыгивая,
Не боится он мороза (бегут на месте, отрицательно крутя головой!
-Садитесь удобнее, я начинаю рассказывать, а вы слушайте внимательно, что бы смогли ответить на мои вопросы.
Рассказывание сказки «Заяц-хваста».
Жил-был заяц в лесу : летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался :
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Беседа по содержанию.
• Кто был хвастуном в этой сказке?
• Где жил заяц?
• Когда ему жилось хорошо и когда плохо?
• Куда он ходил и зачем?
• Перед кем он хвастался?
• Кому рассказали зайцы про хвастунишку?
• Как ворона пристыдила зайца?
• Что случилось с вороной?
• Как заяц ей помог?
• Что сказала ворона зайцу?
-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в нашу сказку. У меня в сюрпризной коробочке есть замечательные шапочки-маски. (воспитатель предлагает надеть шапочки детям, которые хотят участвовать в драматизации)
- Представьте себе, что вы этот самый заяц – хваста! Изобразите его. ( Объясняю выразительность движений: грудь вперёд, голова поднята кверху, глаза смотрят на всех сверху вниз, руки в боки, и пошё л хвастать громким голосом: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»).
-А сейчас изобразите, как выглядел этот самый заяц, когда рассказывал тётке Вороне, как хвастался. (Он был виноватым, голову опустил, плечи и лапы – тоже, голос – тихий)
-Вот его тётка Ворона и потрепала. А как это можно изобразить.
-Ребята, вы великолепные артисты.
А наша игра в сказку продолжается. И мы поиграем в игру «Что сначала, что потом».
Подойдите, пожалуйста, к своим столам, на которых лежат конверты. Достаньте из них картинки и разложите их по порядку. Так как развивались события в сказке.
-Молодцы. Вы все справились с заданием.
Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? (ответы детей).
- И как мы с вами всегда говорим: «Вот и сказочке конец. А кто слушал молодец».
-А вам хотелось-бы прочитать еще сказки, в которых обязательно встречался бы заяц?
-У меня в сюрпризной коробочке для вас подарок.
. Я приготовила для вас книги со сказками про зайцев, но хочу вам сказать. Что это не русские народные сказки, а авторские, т. е. их написал писатель. Это Владимир Степанов - автор, который пишет сказки для детей, поэтому их называют авторские.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. ФГОС ДО «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова
3.»Знакомим дошкольников с литературой» О. С. Ушакова.