Ирина Мурзаева
Конспект открытого занятия в средней группе «Пасхальное яичко, украсим твоё личико»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Обучающие: приобщать детей к традиции украшения яиц на праздник Пасхи. Ознакомить с нарядным узорочьем пасхальной росписи, с символическим значением отдельных её элементов (птица-пожелание счастья, веточка-пожелание урожая, рыба-пожелание достатка в доме).
Развивающие: расширять кругозор детей о народных обычаях и традициях, развивать умение пользоваться фломастерами, творчески подходить к работе.
Воспитательные: воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре народа.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Пасхальное яйцо. Украшаем и мастерим яйца на пасху
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: чтение стихов о Пасхе, разучивание песен, рассматривание писанок, изготовление пасхальных поделок на групповую выставку (совместно с родителями).
Оборудование: экран, презентация на тему «Пасха», аудиозапись спокойной музыки, игрушка курочка Ряба в корзине, шоколадные яйца (в корзине под курочкой, силуэты пасхальных яиц, вырезанных из тонированной бумаги; фломастеры с толстым стержнем; картинки с изображением расписных яиц (образцы росписи).
Ход.
1 Вступительная беседа.
Воспитатель:
- Какое сейчас время года? (Весна).
-Весной люди отмечают много праздников, но самый главный из них-это тот праздник, которому уже более двух тысяч лет; наступает он, когда пробуждается природа, а называется он?
Дети: Пасха!
Воспитатель:
- Как радостно опять звучат нам птичьи переливы,
Они тепло в себе таят,
Весенний звон игривый,
И купола опять блестят,
И солнышко сверкает,
Волшебных куличей наряд
О Пасхе возвещает!
2. Воспитатель показывает курочку в корзинке.
- К нам в гости пришла сегодня курочка Ряба. Она ещё молодая и не знает ничего о празднике Пасха. Давайте мы с вами расскажем всё, что о ней знаем.
Рассказы детей. Воспитатель помогает наводящими вопросами.
- Как на Пасху люди поздравляют друг друга, какие слова говорят?
( Люди обмениваются яйцами и говорят друг другу : «Христос Воскрес!»)
- Какое угощение готовят на Пасху? (Красят яйца, пекут куличи, делают из творога «пасху»).
-Как празднуют Пасху? (Играют в игры, ходят друг к другу в гости).
3. Рассказ воспитателя о Пасхе с просмотром презентации.
- А теперь, садитесь поудобнее и посмотрите на наш волшебный экран и послушайте мой рассказ о Пасхе.
Слайд 1. Светлое Христово Воскресенье – это самый главный христианский праздник. Пасху всегда очень торжественно отмечали и люди считали её праздником праздников.
Слайд 2. К Великой Пасхе хозяюшки очень тщательно и заранее готовились: убирали дом, красили яйца, пекли куличи. Когда наступал праздничный день, всей семьёй шли в церковь.
Слайд 3. В доме каждого на праздничном столе присутствуют традиционные блюда. На стол обязательно ставили кулич, пасху из творога, крашенные яйца. До сих пор существует обычай освящать на Пасху куличи в церкви.
Слайд 4. Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Сначала их красили только в красный цвет, затем стали красить в разные цвета – жёлтые, синие, зелёные и назывались эти яйца «крашенки».
Срайд 5. Позднее появились яйца из фарфора, золота, серебра, украшенные бисером или драгоценными камнями.
Слайд 6. Потом крашенные яйца стали расписывать узором и назывались эти яйца «писанки». Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме – это признак благополучия, согласия.
Сайд 7. Если внимательно всмотреться в орнамент, можно многое прочитать в изображениях. Самые распространённые узоры в присанках – это солнечные знаки (всевозможные «солнышки», сочетание кругов с прямыми и волнистыми линиями, растительные мотивы (цветы, листья, ветки). Ветка – это пожелание хорошего урожая.
Слайд 8. Птица символизирует пожелание счастья, рыба – пожелание достатка в доме.
Слайд 9. Прямые и волнистые линии символизируют движение.
Слайд 10. Рядом со взрослыми усаживались за роспись и ребятишки. Они учились у старших премудростям письма.
4. Вопросы к детям.
Курочка: Теперь-то мне всё известно о Пасхе.
Воспитатель: А вам, ребята, понравились яйца, увиденные на экране? Чем они вам понравились?
- А вы хотите расписать такие яички?
- Тогда закройте глаза и представьте, что мы с вами превратились в мастеров, которые так красиво расписывают пасхальные яйца.
5. Пальчиковая гимнастика. «Печём куличи».
- Тесто мнём, мнём, мнём!
-Тесто жмём, жмём, жмём!
Куличи мы испечём.
Энергично сжимать и разжимать кулачки (одновременно и поочерёдно).
Руками совершать движения, как будто лепят пирожки.
6. Краткая беседа.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
- У нас с вами есть такие бумажные заготовки в форме яйца. Давайте мы их с вами распишем, и у нас с вами получатся пасхальные сувениры, которые вы можете подарить тому, кому захотите сделать приятное.
Воспитатель обращает внимание детей на образцы.
- Какие узоры нанесены на яйца?
- Где они расположены?
- Расписывать яйца можно и красками, и восковыми мелками, и фломастерами. Можно взять элементы узора с картинки. А можно придумать самим.
А теперь приступаем к работе. Когда человек красит пасхальные яйца, он думает о хорошем и светлом, желает здоровья всем своим родным, близким людям и друзьям.
(Под спокойную музыку дети расписывают силуэты яиц)
7. Анализ работ.
Все рисунки выставляются на доску. Курочка рассматривает работы, отмечает, что все узоры получились красочными, красивыми.
Чтение ребё нком стихотворения:
Как люблю я праздник Пасхи!
Бабушка яички красит.
Я ей тоже помогу,
Приготовлюсь к четвергу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Крашу кисточкой тихонько
Крестик, солнышко, цветы
Для людей, для красоты.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам!»
8. Итог.
Воспитатель предлагает подарить свои работы тем, кого они любят: своим близким, друзьям, родственникам.
Курочка Ряба благодарит детей и дарит им подарки – шоколадные яички.