Елена Бабич
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие по городам народных мастеров«
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по изобразительной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие по городам народных мастеров»
Цель : Развитие представления детей о декоративно-прикладном искусстве
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи
Образовательные
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе „Путешествие по городам народных мастеров„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Закрепить у детей знания о народных промыслах : дымковском, городецком, хохломском. - Совершенствовать навыки городецкой роспись, используя характерные элементы и цветную гамму.
- Формировать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
- Учить самостоятельно располагать колорит росписи на доске, развивать чувство цвета.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес
-Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
Воспитательные
- Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народным традициям, показывая, что народное изобразительное искусство связано с народной музыкой и устным народным творчеством.
Материалы
- Изделия из хохломы, Городца, Дымково.
- Заготовки для росписи, доски.
- Тряпочки, подставки, гуашь, кисти, палитра, банки с водой.
Технические средства
- Магнитофон для прослушивания русских народных мелодий.
Предварительная работа
- Рассматривание изделий народных промыслов, иллюстраций, альбомов.
- Занятие по-декоративному рисованию.
Работа состоит из 4 этапов:
1. Организационно – информационный.
2. Подготовительный.
3. Практическая работа.
4. Заключительный этап.
5.
1. Организационно – информационный этап.
Ход занятия
Сегодня я ребята приглашаю вас в путешествие по городам русских мастеров. Завет нас в путешествие мелодия русской народной песни. Отправимся мы в путешествие на волшебной карусели. Слышите музыку. «Светит месяц».
Игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра
Вот и первая остановка (на экране деревня Дымково) Мы приехали в деревню Дымково из-под города Вятки. Знаменито это село своими игрушками.
Мы игрушки знатные, Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Из чего делают эти игрушки? (из глины)
Игрушки лепили из глины, потом обжигали в печь, затем белили мелом и расписывали.
А каким узором расписывали игрушки? (кружочки, клеточки, полоски)
Какие цвета используют мастера? (синий, красный, желтый, зеленый)
Получались все игрушки непростые, а волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
Музыка «Русский сувенир»
Игра «Карусель»
Вторая остановка. Хохлома.
(На экране село … Нижегородская область)
Как волшебница жар-птица не выходит из ума
Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы
Вот она, какая Хохлома. В такой посуде любая еда покажется праздничной, сказочно вкусной.
А какие элементы хохломской росписи вы знаете?
( разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябины, травка, завитки, листья, цветы)
А какие цвета используют мастера? (золотой, красный, черный, зеленый)
Снова звучит музыка, дети садятся в карусель.
Третья остановка. Городец.
(На экране г. Городец)
Есть на Волге город древний, по названью Городец
Славится на всю своей росписью, творец
Распускаются букеты, ярко красками горя,
Чудо - птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Посмотрите на городецкие изделия. Какие изделия используют мастера? (Много листьев и цветов)
А какие цветы используют? (купавки, ромашки, самые большие и пышные розаны)
А цвета? (зеленые, розовые, голубые)
А еще, какой элемент используют? (городскую птицу)
Птицу рисуют в центре изделия, а края изображают другими элементами росписи.
Ребята, а вам хотелось бы попробовать себя в роли мастеров?
Посмотрите, что вы видите на столах?
А что это за досточки, где их используют?
Правильно ребята, это кухонные доски, для резки продуктов.
И наша работа с вами расписать одну сторону доски городецкой росписью.
Работа мастера не простая, сложная, она состоит из нескольких этапов:
1. Вырезать доску.
2. Нанести на доску фон, желтой краской
3. Нанести рисунок
4. Расписать рисунок определенными цветами.
5. Покрыть лаком работу.
Но так, как вырезать нам ничего не надо, загатовки мастера подготовили, нам с вами остается нанести желтой краской фон на досточку, а после ее высыхания расположить рисунок на доске. Завершающим этапом будет роспись узоров.
2. Показ последовательности выполнения узора.
Воспитатель: Какие предметы расписывают городецкой росписью?
Дети: Городецкой росписью расписывают посуды, картины, мебели.
Воспитатель: Какие цвета используются в росписи?
Дети: В росписи используются розовый, красный, голубой, синий, зелёный, белый и чёрный цвета.
Воспитатель: Как могут располагаться узоры?
Дети: Узоры можно расположить по центру, по бокам, сверху и снизу, загнутой линией.
- Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам загадки:
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на все предметы и скажите, что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? (конь, птица, петух).
- Мы сегодня с вами повторим, как рисуются вот такие узоры, которые вы видите на образцах. Посмотрите внимательно на образец. Давайте вспомним этапы рисования цветов.
Дети:1 этап. «Подмалёвок» : рисование кругов: большой круг – розан.
Воспитатель: Каким цветом расписан розан?
Дети: Розан розовый.
Воспитатель: Как получить розовый?
Дети: Смешиваем красный и белый цвета, получается розовый.
Воспитатель: Каким цветом расписаны бутоны?
Дети: голубым цветом.
Воспитатель: Как получить голубой?
Дети: Соединяем синий и белый цвета, получится голубой.
Воспитатель: 2 этап называется.
Дети: «Оттенёвка», т. е на светлые круги наносятся более яркие цвета, на розовый – красный, на голубой – синий.
Начинаем с розана. На кисточку набираем розовую гуашь и рисуем круг– это подмалевок основа цветка. В центре рисуем маленький кружочек – глазок. Розан окружён лепесточками, цвет которых совпадает с цветом середины цветов. Сначала лепесток делаем сверху, снизу, по бокам и между ними.
Переходим к бутону. На кисточку набираем голубую гуашь и рисуем круг– это подмалевок основа цветка. Делаем глазок и дугу.
Воспитатель: 3 этап, завершающий.
Дети:«Оживка», т. е именно после неё весь рисунок словно оживает.
Воспитатель:«Оживку» делают белым и чёрным цветом, прорисовывается многочисленные детали на цветках, листьях в виде усиков, штрихов, дуг (тонкой кистью, точек (тычком).
- Пока бутоны подсохнут, мы в это время нарисуем зеленые листочки. Сначала набираем зеленую краску на кончик кисти и аккуратно рисуем контур листика, а потом закрашиваем.
- Пока мы рисовали листики, наш розан подсох.
- Какие еще элементы нам нужно нарисовать? (глазок и лепесточки).
- Алиса выходи, дорисуй, пожалуйста, глазок.
- Какой нам нужно взять цвет? (красный) Правильно. Набирай на кончик краску.
- Ребята все видели, как нужно рисовать? Берем красную краску, рисуем небольшой кружочек, а называется он глазок.
- Что осталось дорисовать (лепестки).
-Матвей выходи, дорисуй, пожалуйста, лепестки.
Сначала лепесток рисуем сверху, снизу, по бокам и между ними.
- Молодец Матвей. Отлично справилась с заданием.
- Теперь нам нужно дорисовать голубой бутон.
- Что осталось дорисовать (глазок и дуги).
- Какого цвета у нас будет глазок и дуга? (синего)
- Куда смотрит глазок бутона? (вверх). Правильно. Обрати внимание, глазок заходит половина на бутончик, половина вверх.
- Теперь нам надо дорисовать дугу. Дугу начинаем рисовать кончиком кисти, в середине на кисть нажимаем, а затем опять концом кисти.
- Вот ребята мы с вами вспомнили, как надо рисовать узор городецкой росписи.
Но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим пальчики.
Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.
Затем руки я помою
Пальчик в пальчик и вложу
На замочек их закрою и тепло поберегу
Выпущу, я пальчики
Пусть бегут, как зайчики.
3. Практическая работа. Рисование узора.
- Ребята, что нужно сделать вначале работы (придумать композицию - расположение элементов на изделии).
Напоминаю, что городецкая роспись состоит из 3 этапов.
- Какие это этапы?
Дети: Подмалевок, оттеневка, оживка.
Самостоятельная деятельность детей. (под русскую народную мелодию)
Воспитатель ходит по рядам и помогает тем, у кого не получается. Напоминает, что надо начинать рисовать с центрального бутона, что бутоны одного размера и т. д.
4. Заключительный этап.
Итог занятия.
Воспитатель:
- О какой росписи мы сегодня говорили? (городецкой)
- Вам понравилось расписывать силуэты предметов городецкой росписью?
- В чем были трудности?
- Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?
Дети:
- Розан, бутон, листья.
- Чем она вам понравилась?
Нескольким детям поочередно предлагается выбрать понравившиеся работы и обосновать свой выбор.
- Ребята вы молодцы. У вас получились очень красивые расписные доски. Я думаю, что нашим поварам будет очень приятно получить от вас такие замечательные подарки. Давайте покажем ваши работы нашим гостям.
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастера
Может быть и среди вас.
Скажите, вам понравилось? Сложно было наносить краску на доску?
Ребята сегодняшнее наше путешествие закончилось, и музыка зовет нас обратно в детский сад.
«Светит месяц»
Игра «Карусель»
Мы с вами вернулись в наш детский сад.
До новых встреч!