Сяллинина Татьяна
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Лаборатория добрых дел. Бумага»
▼ Скачать
План-конспект педагогического мероприятия с детьми.
Образовательная область: «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром».
Возрастная группа детей: подготовительная (6-7 лет)
Тема: «Лаборатория добрых дел. Бумага».
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление детей о значении деревьев в жизни людей и планеты в целом, дать представление о разнообразии бумаги, закрепить знания о некоторых свойствах бумаги.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Лаборатория добрых дел, Бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к природе.
• Формировать навыки выдвигать гипотезы, предположения, анализировать явления, делать выводы;
• Познакомить с правилами безопасности при использовании бытовых приборов.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
• Развивать внимание, память, логическое мышление, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные:
• Формировать понятие о доброте, желание совершать добрые поступки;
• Воспитание экологической культуры дошкольников, в процессе исследовательской деятельности;
• Вызвать чувство радости у детей.
Предварительная работа:
Беседы о богатстве природы; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирование состояний веществ.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественной-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование: Образцы белой бумаги А4, картона газеты, глянцевой бумаги, предметы сделанные из бумаги (салфетки, туалетная бумага, открытки, календари бумажные, книги, обои и тд.); рамки (по 2 шт.) с натянутой сеткой на каждого ребёнка; плотные полотенца 10 шт. ; х/б ткань; клеёнка; халаты на каждого ребёнка, шапочки, перчатки; губки на каждого ребёнка; емкости с теплой водой; блендер; клей ПВА 5 шт., по одной бутылочке на стол; гуашь 5 шт., по одной баночке на стол; одноразовые ложки для гуаши; пайетки; горячая вода; готовая пульпа; презентация.
Техническое обеспечение: мультимедийная установка.
Ход занятия:
Дети входят в группу
Воспитатель: Ребята посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте улыбнемся и поприветствуем их.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, а вы любите делать добрые дела?
Ответы детей.
Воспитатель: Я для вас приготовила сюрприз.
Стол для опытов закрыт ширмой. Воспитатель убирает ширму на столе стоят стойки из геометрических модулей, лежат листы бумаги А4, деревянные кубики
Воспитатель: Обратите внимание на стол, что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям провести эксперимент- выдержит ли лист бумаги формата А4, находящийся между стоек деревянный кубик положенный сверху
Воспитатель: К сожалению, ничего не получилось, как вы считаете почему у вас такой результат?
Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, как я решу эту задачу, (воспитатель делает из листа А4 «гармошку», кладет её на стойки, сверху кладет деревянный кубик, потом по одному добавляет ещё и ещё).
Ребята как вы считаете, почему в такой форме бумага выдерживает такое количество предметов.
Ответы детей.
Воспитатель помогает сформулировать ответ: У бумаги появились «рёбра жесткости», поэтому она стала крепкой.
Ответы детей.
Воспитатель приглашает детей к следующему столу, на нем стоят шесть стаканов. В трех налита цветная вода (синяя, красная, желтая, рядом лежат салфетки, в форме трубочки сложенной пополам). Детям предлагается установить трубочки так, чтобы один конец трубочки был в стакане с цветной водой, а другой в пустом стакане, Дети наблюдают за тем, как цветная вода перетекая в пустой стакан, наполняет его и смешивается с соседним цветом.
Воспитатель: Ребята, после проведенного эксперимента какой вывод мы можем сделать? Какими свойствами обладает бумага?
Ответы детей.
Воспитатель помогает сформулировать ответ: Бумага пористая, поэтому впитывает воду, и бумага окрашиваясь может передавать цвет другим веществам.
Воспитатель: А какие еще свойства бумаги вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите как много различных свойств имеет бумага. А кто мне скажет, из чего изготавливают бумагу?
Ответы детей.
Воспитатель: Бумагу изготавливают из деревьев, предлагаю присесть на стульчики и посмотреть на экран чтобы узнать, как это делают на целлюлозно-бумажных комбинатах.
Воспитатель: Что вы можете сказать после увиденного на экране?
Ответы детей.
Воспитатель: Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, вырубается огромное количество деревьев, трудятся очень много людей, используется большое количество воды и электроэнергии. Такие производства наносят огромный ущерб экологии, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги.
А скажите мне ребята, какими изделиями из бумаги мы пользуемся в
повседневной жизни.
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что деревья очень важны для жизни планеты, что будет, если с земли исчезнут деревья?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья поглощают углекислый газ Деревья имеют лечебные свойства. И если они исчезнут то, погибнет всё вокруг. Вот например на новогодние праздники мы свами украшаем елку, а для того чтобы вырастить двухметровую ель должно пройти 15 лет, а для того чтобы вырастить большое дерево, из которого можно изготовить бумагу, мебель и другие предметы должно пройти около 40-50 лет.
Для того что бы сохранить деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры». Макулатура - это использованная, не нужная бумага, давайте вместе скажем это слово «макулатура». Я предлагаю вам сегодня изготовить бумагу из макулатуры.
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию добрых дел, но для начала нам надо приготовиться, предлагаю размяться.
Физкультминутка:
Раз подняться, подтянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладошки три хлопка, головою три кивка,
На четыре ноги шире,
Пять руками помахать
А на шесть халаты взять.
Дети надевают халаты, перчатки и головные уборы
Воспитатель: Ребята перед тем как начать эксперимент давайте вспомним, правила которые нужно соблюдать в лаборатории.
Правило №1. Ничего не трогать на столах без разрешения руководителя.
Правило № 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием.
Правило № 4. Работать аккуратно.
Правило № 5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.
Правило № 6. Поработал убери всё на место.
Решение проблемной ситуации:
Воспитатель: Совсем недавно мы с вами собирали макулатуру, а когда её привезли на пункт приёма, оказалось, что, не всю использованную бумагу принимают для переработки, вот мы ею сейчас и займемся. Посмотрите как много использованной бумаги. Сначала нам нужно порвать её на мелкие кусочки, давайте каждый из вас возьмёт по листочку бумаги и разорвёт его. Мы с вами знаем, что бумага легко рвётся – это одно из её свойств.
Дети рвут бумагу.
Воспитатель: Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой, и размять всё блендером – это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопасности, (воспитатель заливает бумагу горячей
водой и разминает блендером).
Дети наблюдают в стороне.
Рассказ воспитателя сопровождается показом всех действий
Воспитатель: А теперь приступим к самому интересному. Перед каждым из вас стоят емкости с теплой водой, подносы застеленные тканью, тканевые салфетки, губки и рамки, на одной из которых прикреплена сетка. Мы с вами получили кашицу из бумаги. Такая масса называется «пульпа», её мы перельем в емкость с теплой водой. Теперь к пульпе нужно добавить клей ПВА, гуашь любого цвета и пайетки.
Воспитатель добавляет все материалы и перемешивает.
Воспитатель: Я предлагаю вам приготовить раствор для себя самостоятельно.
Дети готовят раствор с материалами по собственному желанию
Воспитатель: Нужно взять две рамки таким способом, чтобы сетка оказалась в середине между рамок, погрузить в кашицу из макулатуры.
Когда в сеточку поместится достаточное количество смеси, мы достаём рамки из емкости и немного ждем, чтобы лишняя жидкость стекла. Верхнюю рамку без сетки убираем в сторону, а рамку в смесью переворачиваем на полотенце и промакиваем губкой по сетке, если жидкости много, повторяем процедуру несколько раз. Подняв рамку с сеткой оставляем получившуюся массу на
полотенце до полного высыхания.
Дети делают бумагу, воспитатель помогает, если это необходимо.
Воспитатель: Ребята теперь нужно подождать пока бумага высохнет, после этого мы с вами изготовим из неё открытки. Я хочу сказать, что мы с вами помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. А ещё у нас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листок.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили и чем занимались?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: Кто из вас считает, что использованную бумагу нужно сдавать на переработку для сохранения лесов на планете, возьмите со стола оставшуюся бумагу и положите в большую корзину, а те, кто считает, что это не важно может положить бумагу в мусорное ведро.
Воспитатель спрашивает несколько детей почему они приняли то или иное решение
Воспитатель: А как вы считаете мы сегодня совершили доброе дело?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята я вами очень довольна, вот теперь я с гордостью могу сказать, что вы являетесь настоящими юными экологами.