Татьяна Ингачева
Статья «Чтение детской природоведческой литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Читаем своим детям природоведческую литературу.
В настоящее время, мы живем в мире высоких технологий, где книги занимают, далеко, не первое место. Мы много времени проводим на работе и придя домой продолжаем заниматься своими делами (готовим, прибираем). Своим детям уделяем не так уж много времени, как бы хотелось. Тем самым, разрешаем им смотреть телевизор, играть в компьютер или планшет. Но если, вспомнить свое детство : мы ждали, когда мама придет с работы и почитает нам книгу. Ведь художественная литература является хорошим средством для познавательного развития. Давайте не будем забывать об этом! Также, посмотрев в окно, что мы видим? Кругом одни постройки и густые клубы дыма, тянущегося высоко в небо. Вот что принесли в нашу жизнь прогресс и технологии. Мы забываем о природе и ее значимости в нашей жизни. Но как привить детям любовь и бережное отношение к природе? Одним из способов является, чтение природоведческой литературы.
Публикация «Статья „Чтение детской природоведческой литературы“» размещена в разделах
Природоведческая литература делится не 2 вида :
1. Научная
2. Художественная: рассказ, сказка, стихотворение.
Значение:
1. Помогает обогащать знания детей: сообщение новых знаний, пополнение, уточнение и конкретизация уже имеющихся знаний.
2. Научит всматриваться в окружающий нас мир, поможет искать ответы на многие вопросы, будет развивать познавательный интерес к природе.
3. Помогает детям познать природу в ее многообразии.
4. Глубоко воздействует на чувства детей, содержит оценку происходящего, дети переживают события, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает развивать этические представления: бережное отношение и любовь к природе.
5. Научит и эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников.
Цели:
1. Чтение природоведческой литературы перед наблюдением в природе : вызвать ожидание встречи с природой; вызвать интерес к предстоящему наблюдению; продумать последовательность наблюдения, т. к. часто в тексте рассказа уже содержится план наблюдения.
2. Чтение природоведческой литературы может сопроводить наблюдение. Это позволяет детям полнее ощутить красоту природы, почувствовать и осмыслить увиденное.
Задачи:
1. Расширять, обогащать и углублять знания етей о природе.
2. Развивать познавательный интерес к явлениям и объектам природы.
3. Формировать способности детей к восприятию и пониманию содержания художественной литературы, основных связей в произведении и мотивы поступков.
4. Развивать эмоциональную активность, способность к сопереживанию.
Требования:
1. Тщательно отбирать природоведческую литературу в соответствии с возрастными возможностями восприятия и понимания ее детьми.
2. Сочетать данный метод с другими: наблюдением, рассматриванием иллюстраций, беседой и др.
3. Наличие художественных иллюстраций, соответствующих возрасту детей.
Многие книги о природе написаны учеными – биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывают основу материалистического понимания ее:
1. Рассказы о природе современных писателей:
a) Н. П. Павлова, ученый – растениевод: «Желтый, белый, лиловый», «Чьи башмачки», «Разными глазами» .
b) В. Бианки, ученый – биолог: «Лесная газета», «Чей нос лучше», «Хвосты» и др.
c) Н. Сладков, ученый – топограф: «Почему ноябрь пегий?», «Грачи прилетели», «Поле вокруг зеленое», «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна».
d) Е. Чарушин: «На нашем дворе», «Кто как живет», «Что за зверь», «Волчишка», «Лиса», «Дятел», «Зайчата», «Медведица и медвежата», «Воробей».
e) В. Берестов: «Веселое лето», «Лети», «Родничок», «Снегопад» и др.
f) Г. Скребицкий: «Юные поселенцы», «Смелый фотохудожник».
g) Г. Снегирев, Г. Ладонщиков, Ю. Дмитриев и др.
2. Рассказы о природе русских классиков :
a) Л. Толстой: «У Розки были щенки», «Нашли дети ежа», «У Вари был чиж», «Птица свила гнездо», «Пришла весна», «Была зима», «Белка прыгала».
b) К. Д. Ушинский: «Уточки», «Коровка», «Петушок с семьей», «Гуси».
c) М. Пришвин, К. Паустовский.
3. Стихотворения: А. Пушкин, В. Жуковский, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Некрасов, А. Барто, Е. Благинина, Л. Квитко, И. Токманова, Е. Серова.
4. Сказки: русские народные + авторские Г. Андерсон, В. Сутеев и др.
Детская природоведческая литература должна использоваться для всех возрастов. Только мы сами можем привить любовь и бережное отношение к природе своим детям. Удачи!
Использованная литература : Журнал «Дошкольное воспитание»№ 10, 1981г., № 8, 1978г.