Анна Филина
Конспект открытого занятия по экологии «Путешествие по экологической тропе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей-с природными объектами экологической тропы.
Задачи:
1. Обобщать и углублять знания детей о током дереве как береза.
2. Дать представление детям о том какую пользу приносит людям
сирень.
3. Выявить знания детей, об отличительных особенностях дерева от
куста.
4. Обобщить знания детей о зимующих птицах, их предпочтение в
рационе питания.
5. Обобщить знания детей о происхождении пня и его назначения в
жизни живых организмов.
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии „Путешествие по экологической тропе“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
6. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
7. Развивать любознательность, наблюдательность.
8. Использовать в занятии произведения художественной литературы.
Ход
Воспитатель: Ребята! Сегодня Старичок-Лесовичок пригласил нас в путешествие по экологической тропе. Хотите отправится с ним в путешествие? Ну тогда выходите он нас уже ждет.
Лесовик:
Здравствуйте ребята! Это я седой старик.
Называюсь лесовик. Я лес сторожу
За порядком слежу.
Я присматриваю за природой вокруг. Вас, как моих помощников, я прошу сегодня вместе со мной пройтись по экологической тропе д/сада и все внимательно осмотреть. У меня есть карта-путеводитель. она поможет нам найти те объекты которые я предлагаю вам сегодня рассмотреть.
(Показать карта – путеводитель)
--Ребята, а вы, знаете, что такое тропа?
(Это путь, по которому куда-то идут люди; Это дорожка, у которой есть начало и конец; Она обязательно куда-то ведет.)
Но, мы сегодня пойдем не по простой тропе, а по экологической. Значит, путешествие наше будет с определенной целью – охранять природу и узнать о ней что-нибудь новое. Теперь давайте посмотрим на нашу карту.
1. (Первый объект «Дерево».)
Отгадайте какое дерево задумал проверить я сегодня.
«Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из майских дней,
Май сережки дарит ей».
(береза)
Правильно. Рассмотрим строение дерева. Что есть у березки?
(ствол,ветки, сережки, листья, корни, береста)
-- Береза своей красотой вызывает восхищенье, полюбуйтесь ей. Берёзка – символ нашей Родины и символ красоты нашей родной природы Береза является красивым и полезным деревом
Хороша березка во все времена года. Люди издавна называют ее «красавицей русского леса» и посвящают ей песни и стихи.
А вы знаете стихотворение про березу?
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубе белой – зимой,
Вся в серёжках – весной,
Сарафан зелёный – летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит
Берёза – дерево сердечное. Даже листья у неё сердцевидной формы.
Весной на березе первыми появляются сережки, а потом уже распускаются листья. Сережки – это цветки, а название свое они получили, так как похожи на длинные женские серьги. В мае береза зеленеет. А осенью на березе появляются новые сережки, но это уже плоды, в которых находятся семена. Упадет семечко на землю, из него вырастет новая березка.
Чем отличается берёза от других деревьев? (белой корой)
Белую кору называют берестой
А как вы думаете зачем березе нужна береста?
(Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит.)
Кто скажет какую пользу приносит береза людям?
(В старину писали на бересте. Делают красивые картины, шкатулки. Различные поделки. Из коры березы получают деготь. А из дегтя делают мази, дегтярное мыло. Мы используем для своего здоровья: березовый сок, весенние почки, молодые листья и веточки, кору, березовый гриб, деготь. Даже березовый уголь нужен. Березовый веник хорошее массажное средство.)
Ребята сколько интересного рассказали вы мне о березе. А вы узнали что-то новое?
А чтобы узнать куда нам идти дальше отгадайте загадку, а ответ проверим, посмотрев в карту.
2.(кормушки)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он всегда
Птиц зерном и хлебом? (кормушка)
(проверить отгадку по карте)
Ребята, а вы, когда выходите на прогулку кормите птиц?
А какие птицы прилетают к вам на кормушку?
Не видно в лесу тропинок,
Уснувших жуков и личинок,
Летите же птицы к людям
А мы кормить вас будем.
Кто скажет, чем вы угощаете птиц на своей кормушке?
(Правильно еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.)
Может быть, за зиму мы с вами спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
В моем волшебном мешочке всегда есть угощение для птиц. Давайте покормим их.
А нам пора отправляться дальше. Давайте заглянем в карту, цветы какого кустарника изображены здесь? (сирень.)
3 (ветка сирени)
"Куст сирени под окном
расцветает майским днём.
Что ни ветка - то букет и душистей веток нет".
(В. Мусатов)
А как вы думаете, что это - куст или дерево? Почему вы так думаете?
(У куста есть ветки, как у дерева, цветы, есть плоды, а вот ствол есть у куста? - Ствола у куста нет. Поэтому сирень мы называем кустом
Это куст, с очень красивыми цветками, цветы бывают разного цвета. - Белого и сиреневого. Цветы у сирени собраны в большую кисть, а на ней расположено большое количество мелких цветочков.
А еще ребята я открою вам секрет цветами сирени можно не только любоваться, но они еще применяются в медицине.
Настоем пользуются при простуде, когда температура. Используют при лечении ран, ушибов. И листья у сирени лечебные ими лечат труднозаживающие, раны.
Аромат сирени широко используют при изготовлении духов. А древесину, как и в древности, для изготовления сувениров. Соцветия сирени – съедобны и из них даже варят варенье)
Ребята, а сейчас я хочу вам загадать еще одну загадку, а вы попробуйте ее отгадать
4. (пенек)
Был я деревом когда - то
И шумел листвой, ребята.
Потерял свою красу –
Стал я ниже всех в лесу. (Пень)
Правильно, это пень. На территории вашего детского сада тоже есть пень, и мы к нему сейчас подойдем.
Как вы думаете, а откуда появился пень?
(Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень.)
В этом пне тоже идет жизнь.
Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке.
(жуки – древоточцы, жуки – короеды, бронзовки, многоножки, муравьи)
Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом
Ребята скажите мне, пожалуйста, а вам понравилась наше путешествие?
А что нового узнали вы сегодня?
Вот ребята и подошло к концу наше путешествие, а закончить его мне бы хотелось стихами.
«Любите родную природу-
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относится добрей».
А мне пора отправляться обратно в лес ведь у меня там очень много еще работы. А вам я думаю пора уже идти в детский сад.
*-