Ирина Сергеевна Жбанкова
Конспект открытого занятия по шахматам в форме квест-игры «В поисках шахматного коня»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать учить детей игре в шахматы, закреплять умение использовать полученные знания на практике.
Задачи:
Образовательные:
- обобщать и систематизировать знания детей об игре в шахматы;
- закреплять названия и ход шахматных фигур;
- закреплять понятия (шахматная доска, шахматное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, правильное расположение шахматной доски перед началом игры, начальное положение фигур и т. д.)
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия по шахматам в форме квест-игры „В поисках шахматного коня“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошадь, жеребенок, конь
- Открытые занятия. Конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- активизировать речь детей шахматной терминологией;
- развивать умение ориентироваться на плоскости;
- развивать память, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- умение договариваться, ставить и достигать общие цели.
Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой момент, применение ИКТ, постановка проблемы.
Оборудование:напольная шахматная доска с комплектом фигур,магнитная демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур, мультимедийное оборудование, сундук закрытый на 4 замка, 4 ключа от замков, конверт с заданием, свиток с загадками, фигуры на резинках на голову (для танца) шахматные дорожки из 8 полей (для составления шахматной доски, фигуры шахматного коня грустного и веселого, для рефлексии.
Предварительная работа:знакомство с правилами игры, шахматной доской, шахматными фигурами. Использование дидактических игр «Волшебный мешочек», «Что изменилось», «Белые и черные», «Шахматный куб», «Найди ошибку», «Сложи шахматную доску», «Чьи следы», «Почтальоны» и т. д. Чтение шахматных сказок, стихов, загадок.
Ход занятия
(На экране заставка Шахматная доска Слайд1)
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
Ребята, совсем скоро у нас состоится шахматный турнир. Но для победы в нем, нам нужно хорошенько подготовиться и потренироваться. Поэтому, я пригласила вас, сегодня в этот зал, чтобы вспомнить правила игры. Пройдем к шахматной доске.
Дети:
-Здесь нет одной фигуры. (Какой)
-Белого шахматного коня.
Воспитатель:
-Куда же он пропал? Что с ним случилось (Слайд2 Волшебство)
Волшебное зеркало: (Слайд 3)
-Слушайте обращение нашего тирана – диктатора.
Румпельштильский: (Слайд 4)
- Привет, детвора! Ваш шахматный турнир не состоится. Коня я спрятал в сундуке, за четырьмя замками. Хотите его получить, идите по стрелкам и выполняйте мои задания. За каждое из них, дам возможность найти ключ. Хотя я сомневаюсь, что у вас что-нибудь получится. Ха-ха-ха.
Воспитатель:
- А вот и сундук. Отправляемся по стрелкам? (Да)
1 задание «Чьи следы?»
-Смотрите, ребята, здесь конверт. Посмотрим, что внутри?
Румпельштильский: (Слайд 5)
- Ну что, нашли конверт? Догадайтесь, какие шахматные фигуры оставили свои следы?
Воспитатель:
- Мы справились с заданием!
Румпельштильский: (Слайд 6)
- Не думал я, что вы такие умные. Ну что ж, ищите ключ. (Ключ спрятан под крышкой стола)
Воспитатель:
- Ключ должен быть, где то здесь. Нашли! Отправляемся дальше.
2 задание «Найди ошибку»
-А вот и магнитная доска с шахматными фигурами. Интересно, в чем состоит задание?
Румпельштильский: (Слайд 7)
- Расставьте королевские армии правильно!
Воспитатель:
- Молодцы!
Румпельштильский: (Слайд 8)
- Что, опять справились? Ищите ключ! (Ключ спрятан за магнитной доской)
Воспитатель:
- Давайте поищем ключ. Нашли! Отправляемся дальше.
3 задание физминутка «Танец Королей»
Воспитатель:
- Странно, какое задание нам предстоит выполнить здесь?
Румпельштильский: (Слайд 9)
- По моему новому указу, к участию в турнире будут допущены только те, кто умеют танцевать! (Слайд 10 Заставка для танца)
Воспитатель:
- Вот так то!
Румпельштильский: (Слайд 10)
- Вы и танцевать умеете? Ищите ключ! (Ключ спрятан под корзинкой с фигурами масками)
Воспитатель:
- Давайте поищем ключ. Нашли! Отправляемся дальше.
4 задание «Шахматные загадки»
Воспитатель:
- Какой-то свиток. Посмотрим?
Румпельштильский: (Слайд 11)
- Попробуйте отгадать загадки, с ними вы точно не справитесь.
Воспитатель:
- И снова победа! Мы справились!
Румпельштильский: (Слайд 12)
- Да как же так? Ищите ключ и забирайте своего коня! (Ключ спрятанна ножке стола)
Воспитатель:
- Ребята, все четыре ключа у нас! Давайте, скорее, откроем сундук!
(Воспитатель с детьми открывают сундук, достают шахматного коня и ставят его на доску)
- Ну, вот теперь можно и потренироваться. Постойте! А ведь пока мы выполняли, все задания Румпельштильского, мы вспомнили, как ходят фигуры, названия шахматных фигур, начальную расстановку и поэтому вы все будете допущены к участию в шахматном турнире! Поздравляю вас!
Рефлексия:
- Ребята, если вам сегодня было легко и интересно выполнять задания - возьмите веселого шахматного коня, а если вам было скучно и сложно справляться с заданиями – возьмите грустного. (Дети выбирают шахматные фигуры на палочках)
Воспитатель:
- Ой, посмотрите, я что это за подарок? Давайте посмотрим, от кого он? Здесь написано «Спасибо за мое спасение! В благодарность за это я дарю вам новую интерактивную игру Приключения в шахматной стране».
- Это подарок от шахматного коня, в игру мы сможем поиграть в группе.
Воспитатель:
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
Я вам скажу, ребята,
Спасибо за старания,
А всем гостям мы скажем:
До встречи! До свидания!
(Дети прощаются и уходят)
Приложение 1
«ЗАГАДКИ»
1. Шагаем лишь вперед,
А не наоборот.
По чину нам положен,
Один короткий шаг.
Зато назад не может
Нас передвинуть враг. (Пешка)
2. Видимо, она упряма,
Если ходит только прямо.
Не петляет прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края,
Может двигаться она.
Эта башня боевая,
Неуклюжа, но сильна. (Ладья)
3. Быть особо защищенным, у него такая роль.
Это правило резонно, потому, что он … (король)
4. Обитает не в саванне и не так огромен он,
Но такое, же названье, у фигуры этой… (слон)
5. Он, не цокает, конечно, но легко перешагнем,
Через ряд фигур и пешек, этим шахматным… (конем)
6. Его травой кормить не надо.
Он любит буквой "Г" ходить.
Пусть пешки встали плотным рядом,
Вперёд он сможет проскочить. (Конь)
7. Фигура важная и сильная.
Всегда в красивом платье стильном.
Захочет, так пойдёт по вертикали.
Ну, а захочет, так и по горизонтали.
Её ходы не просто угадать -
И по диагонали может пошагать. (Ферзь)