Медведева Людмила Николаевна
Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Натюрморт — застывшая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной к школе группе.
Тема: «Натюрморт - застывшая природа»
Цель: Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет).
Программные задачи:
Формировать умение рисовать с натуры, создавать по замыслу композицию из фруктов.
Публикация «Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной к школе группе „Натюрморт — застывшая природа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать умения передавать характерные особенности предметов в рисунке: цвет, строение и форму.
Закреплять умение детей пользоваться кистью и красками. Воспитывать активный интерес к окружающей действительности, эмоциональный отклик на художественные произведения, аккуратность в работе, эстетический вкус.
Словарная работа: натюрморт, пейзаж, портрет, жанр живописи, муляжи, овощи, фрукты, ягоды, цветы, картины, художники и т. д.
Предварительная работа: Рассматривание картин жанров живописи «натюрморт» «пейзаж» и «портрет»; рисование фруктов, овощей и ягод.
Материал: Презентация «Натюрморт застывшая природа», репродукции картин жанров «Пейзаж», «Портрет». На каждого ребенка гуашь, восковые мелки, простой карандаш, цветные карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, альбомный лист бумаги. Ваза, муляжи фруктов и ягод, ткань разных тонов для д/и «Составь натюрморт». Тихая медленная классическая музыка.
Ход занятия:
Вводная часть (Дети стоят в круге возле воспитателя)
Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня гости. Давайте их поприветствуем. Улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: - Ребята, сейчас у нас с вами занятие - рисование.
- Отгадайте загадку:
На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -(картина)
Воспитатель: -Дети, в нашем детском саду открывается выставка разных картин! Давайте рассмотрим картины, которые будут участвовать в выставке.
Дети рассматривают репродукции
Воспитатель:- Для выставки приготовлены стенды. На каждом стенде должны стоять разные картины, разного жанра! Нас попросили начать расставлять картины на выставке. С какого стенда начнем? Какие картины расставим здесь?
Дети: Картины пейзаж!
Воспитатель:- Покажите картины, где изображён пейзаж. Что такое пейзаж? (всё, что нас окружает)
- Что на них изображено?
Дети:- На них изображена природа - лес, река, поля, деревья, небо и т. д.
Если видишь - на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,-
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Воспитатель: - Согласна! Выставим остальные картины на следующем стенде! Назовите этот жанр живописи!
Дети:- Портрет!
Воспитатель:- Что такое портрет?
Дети: - Картины, где изображены люди.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина
Или Колька твой сосед,-
Обязательно картина
Называется портрет.
Воспитатель: - Отлично! Прежде чем попасть на выставку и стать настоящей, над картиной потрудились мастера! Как называется профессия людей, которые пишут картины?
Дети: - Художники.
Воспитатель: - Как вы думаете, а за что люди любят картины?
Дети: - Там рассказывается о чём-то интересном, важном! О природе, о жизни, ими можно любоваться.
Воспитатель: - Отлично. Какого еще жанра живописи не хватает на нашей выставке?
Дети: -Натюрморта.
Воспитатель: - А что такое натюрморт? (Картина, на которой изображены предметы, фрукты, овощи, посуда).
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу-
Знай, что это натюрморт.
Воспитатель: - Верно. Я вам предлагаю самостоятельно написать натюрморт, чтобы и ваша картина могла участвовать в выставке.
Воспитатель:- Приглашаю вас в творческую мастерскую. (Переходят в другую зону, садятся).
Основная часть
Просмотр презентации
Натюрморт — живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского naturemorte либо же итальянского naturamorta, что переводится как «мертвая природа».
Натюрморт — это картина, на которой изображены домашняя утварь, плоды, цветы, дичь, дары моря и другие предметы
Темой для натюрмортов могут стать самые разные вещи, окружающие человека: цветы, посуда, книги.
Все, что в жизни нас окружает - все это может быть героем натюрморта.
Рассматривание натюрморта И. И. Машкова «Снедь московская: хлебы»
Воспитатель: - Художник Илья Иванович Машков очень любил рисовать натюрморты – разные предметы, овощи, фрукты. Однажды утром он пришел в булочную, а там – чего только не было! И хлеб, и булки, и булочки, и пирожные, и крендели – всего не перечислишь. И все такое свежее, ароматное, аппетитное. А какое разнообразие форм и цвета. И захотелось ему нарисовать все это богатство, чтобы и другие люди удивились и порадовались этой красоте и изобилию. Он накупил всяких изделий, принес их домой и стал красиво раскладывать на столе, чтобы составить натюрморт. Но хлебов, булок, булочек было так много, что на столе все не поместилось, пришлось несколько хлебов положить на полочку; там же он пристроил румяный бублик и связку баранок. Давайте внимательно рассмотрим натюрморт и расскажем, какие же здесь нарисованы хлебные и кондитерские изделия.
Воспитатель: - Давайте мы с вами попробуем составить натюрморт из предложенных вам предметов.
Дидактическая игра «Составь натюрморт»
На столах у каждого из вас лежат тарелочки, муляжи фруктов с ягодами, ткань разного цвета.
Воспитатель: - Какие муляжи фруктов и ягод у вас в тарелках?
Дети перечисляют.
Воспитатель: - Какого они цвета? формы?
Расположите детали натюрморта как настоящие художники.
Какие предметы видны нам полностью, а какие спрятались за другие предметы?
3. Часть. Практическая часть.
Воспитатель: - А теперь, ребята, мы с вами соберем свой настоящий натюрморт изтех предметов, что здесь лежат. Это муляжи – точные копии овощей и фруктов. Вот плоскость стола, покрытая скатертью. Мне нужен помощник. (Выходит ребенок и помогает расставить предметы натюрморта).
Воспитатель: - Составим свой натюрморт из предметов, что я приготовила. В центр поместим вазу с цветами,она самая главная будет в нашей картине. Справа и слева другие предметы. Нельзя располагать все предметы на одной линии, поэтому муляж груши расположим чуть впереди слева, а перец справа, еще ближе к нам, вишенки, близко к переднему краю горизонтальной плоскости, впереди. На вертикальную плоскость повесим красивую ткань со складками. Готово! Спасибо!
- Давайте нарисуем этот натюрморт с натуры.
- Что значит с натуры?
- Будем смотреть на настоящий натюрморт и рисовать.
Воспитатель: - Все время смотрите на натюрморт. Сначала линиями определим ширину плоскости стола, выделим передний край стола и задний. Находим центр, и прорисовываем самый большой и главный предмет, у нас это ваза с цветами. Определяем её размер на глаз, сколько она займет места в листе. В рисунке необходимо передать не только правильные пропорции (размеры) предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга, а также:
- Что это за предметы? Какие они? Форма? Размер? Какой больше? Какой меньше? Какой предмет стоит ближе к вам? Какой дальше? Какой предмет справа от вас? Какой слева? Мысленно представляем сложный по виду предмет, из каких геометрических форм он состоит. Ваза имеет круглое основание и горлышко, расширяющееся к верху. Значит, круг и трапеция. И так находим местоположение и форму каждого предмета.
Воспитатель: - У вас на столах уже лежат альбомные листы. Как вы расположите лист? В какой части листа будет располагаться ваза? С какого предмета вы начнёте свой рисунок? а затем? а чем закончите? Какими изобразительными средствами вы будете пользоваться? В каком порядке?
Воспитатель: - Итак, дети у нас получились этапы работы «Натюрморта».
Повторим их!
Дети:
1. Расположи лист бумаги
2. Проверь композицию
3. Расположи детали натюрморта
4. Выполни рисунок в карандаше
5. Добавь цвет, фон
Воспитатель: - Ну а сейчас мы приступим к работе. Но сначала мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Затем руки я помою…
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу!
Воспитатель: - Приступайте к работе.
(САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА).
Во время рисования звучит спокойная музыка
Заключительная часть
Итог занятия
Воспитатель: - Ребята, назовите жанры изобразительного искусства.
- В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня рисовали?
- Так что же такое натюрморт?
- Что показалось самым сложным в работе? Какие затруднения испытывали?
- Какие ошибки видите в своей работе? Что получилось особенно хорошо?
- Придумайте название нашим натюрмортам.
- Спасибо, дети! У нас осталась одна задача – закончить выставку картин. Предлагаю и ваши картины тоже разместить на пустующем стенде.
- Дети, скажите, чему вы научились?
Дети:- Мы научились рисовать натюрморт
Воспитатель: - Отлично! Зачем необходимо вам это умение?
Дети: - Мы сможем сами теперь придумывать содержание натюрморта.
Мы его составили, а потом рисуем –
Вазочку с цветами, скатерть голубую,
Книги, кисти, краски, даже бутерброд!
О работе скажем – это натюрморт!
Пальчиковая гимнастика
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Затем руки я помою…
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу!
Воспитатель: - Приступайте к работе.
(САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА).
Во время рисования звучит спокойная музыка
Заключительная часть
Итог занятия
Воспитатель: - Ребята, назовите жанры изобразительного искусства.
- В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня рисовали?
- Так что же такое натюрморт?
- Что показалось самым сложным в работе? Какие затруднения испытывали?
- Какие ошибки видите в своей работе? Что получилось особенно хорошо?
- Придумайте название нашим натюрмортам.
- Спасибо, дети! У нас осталась одна задача – закончить выставку картин. Предлагаю и ваши картины тоже разместить на пустующем стенде.
- Дети, скажите, чему вы научились?
Дети:- Мы научились рисовать натюрморт
Воспитатель: - Отлично! Зачем необходимо вам это умение?
Дети: - Мы сможем сами теперь придумывать содержание натюрморта.
Мы его составили, а потом рисуем –
Вазочку с цветами, скатерть голубую,
Книги, кисти, краски, даже бутерброд!
О работе скажем – это натюрморт!