Елена Кирьянова
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Животный мир Крайнего Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи
в старшей группе №3 на тему :
«Животный мир Крайнего Севера»
Цель: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при закреплении темы: «Животные севера»
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Животный мир Крайнего Севера“» размещена в разделах
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
• уточнять и расширять знания детей о животных крайнего Севера, (характерном внешнем виде, обогащение словарного запаса;
• закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов и т. п. ;
• развивать у детей способность наблюдать и составлять рассказ по картинке, развивать связную речь у детей, любознательность;
• способствовать развитию образного и логического мышления;
• способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;
• совершенствовать связную речь в ходе рассказов по теме НОД;
• развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев, координацию движений;
• развивать слуховое и зрительное внимание;
• развивать эмоционально-волевую сферу детей;
• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
• воспитывать сочувствие и желание помочь.
Оборудование: глобус, телеграмма, конверт, предметные картинки с изображением животных Севера (ИКТ, загадки, унифицированные символы-рисунки, обозначающие различные признаки животных, листы бумаги, клей-карандаш, салфетка, мяч.
Ход НОД
Организационный момент
«Рады видеть всех сейчас,
Ведь давно мы ждали вас.
Дружно за руки беремся,
И гостям мы улыбнемся»
- Давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно – тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.
Давайте приведем себя и свои мысли в порядок.
Психогимнастика с элементами самомассажа
Руки растираем и разогреваем
И лицо своим теплом
Все мы умываем
Грабельки сгребают все плохие мысли
Уши растираем вверх и вниз мы быстро
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щечки!
- Почувствовали прилив сил? Замечательно!
I. Мотивация
Ребята, сегодня к нам в д/с пришла телеграмма. Прочитаем?
«Внимание, срочно! На дрейфующей льдине уплыла мама медвежонка Умки, ему очень страшно. Ребята, помогите его утешить. Расскажите ему о животных Севера! Он еще совсем маленький и плохо знает Арктику.
А мы отправимся на поиски мамы медвежонка.
Начальник полярной станции «Дружная»!"
II. Постановка цели
Воспитатель: Ребята, вы поняли, что случилось? Умка остался совсем один, маленький и беззащитный. Полярники просят нас помочь ему. Поможем медвежонку? Давайте расскажем ему о Севере и о том, что он живет там не один, что бы он не боялся. Вот он маленький Умка смотрит на нас (Слайд 2)
III. Совместная работа
- Ребята, где живет Умка? (ответы детей)
- Еще север называют Арктика или Северный полюс.
- Да, это самое холодное место у нас на планете. Видите на глобусе оно показано белым цветом.
Артика занимает все острова Северного ледовитого океана. Там царство вечной мерзлоты, царство холода, снега и льда. Зима там очень длинная, а лето короткое и холодное. Как вы думаете, на чем можно туда добраться? (на самолете)
- Да вначале на самолете, а дальше? (На ледоколе)
- А почему именно на ледоколе, а не на другом корабле? (потому, что он очень крепкий и лед колет)
- Все готовы?
Воспитатель:
Мы садимся в самолёт.
Отправляемся в полёт (дети имитируют полёт на самолёте)
Тут – стоп, поворот:
Сядем мы на ледокол.
Ледокол плывёт -
Нас в Арктику везёт. (имитируют передвижение на пароходе)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. Присаживайтесь на свои места.
Что за чудо чудеса-
Загорелись небеса!
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет -
Это с неба льется свет. (северное сияние)
- Правильно. Чудо чудное, диво дивное, которое называется Северное или Полярное сияние. Давайте возьмем защитные очки и посмотрим на наш волшебный экран. И ты Умка полюбуйся.
(упражнение «Очки» - пальцы складываем как очки и прикладываем к лицу) (Слайд 3 «Северное сияние»)
- Ребята. Вам понравилось это явление природы? Как оно называется? (ответы детей)
Посмотрите и Умке понравилось. Да, на севере очень красиво. Там живет много животных, птиц, а северные моря богаты рыбой.
- Я Вам сейчас буду загадывать загадки об обитателях Арктики и вы попытайтесь отгадать их. И подробнее расскажем о животных, используя мнемотаблицу (Слайд 4).
Давайте внимательно рассмотрим её.
Рассказывать о животных Севера мы будем по схеме : название, где живет, части тела, чем покрыто тело, чем питается животное, кто детёныши. И сразу же будет писать ответ Умке. Но так как Умка читать не умеет, мы будем записывать свои ответы с помощью рисунков-символов.
Первая загадка (Слайд 5)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга (Северный олень)
Дети: Северный олень. (Слайд 6) Тело оленя покрыто густой шерстью. Окраска летом бурая, зимой серая. На голове рога, большие, ветвистые. Они похожи на ветки дерева. Очень красивые. Ими он защищается от врагов. Рога есть и у самцов, и у самок. Ещё у оленя стройные, сильные ноги, которые помогают ему убегать от врагов. Олень много бегает по снегу. На ногах у оленя широкие копыта, чтобы он не проваливался в снег. Он добывает себе корм, копытцами разрывая снег до земли и достает сухую траву и любимое лакомство – ягель. Обладая острым нюхом, олени могут слышать запах ягеля даже под толстым слоем снега. А летом олени едят грибы, ягоды, листья кустарников. Северные олени бывают дикие и домашние. Дикие олени кочуют по тундре, держатся стадами-так проще найти себе корм и отбиться от врагов. Во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает человек. У оленихи в конце весны рождается один детёныш – оленёнок. Она целый год кормит его молоком.
- А кто расскажет, какую пользу северный олень приносит человеку?
Ответы детей (Слайд 7)
- Следующая загадка (Слайд 8)
Живет он там, где холода
И ловит рыбу из под льда
Он в шубе белой щеголяет
Умеет плавать и нырять (Белый медведь)
Дети: Это белый медведь. (Слайд 9) Самый главный житель севера - белый медведь – самый крупный хищный зверь. У него густая белая шерсть, которая растёт даже на подушечках лап и толстый слой жира. Это спасает его от сильных морозов. Белый медведь прекрасный пловец, вода для него родная стихия, он может плавать под водой и охотиться за рыбой. Также он питается тюленями и даже моржами. Зимой у белых медведей в снежной берлоге появляется потомство, маленькие медвежата. Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги. Когда приходит пора, мама медведица выводит из берлоги медвежат, и начинает их приучать ловить рыбу.
Как-то прохладно стало. Предлагаю нам всем встать и отправиться вместе с белым медведем на рыбалку! А кто подзабыл слова – мнемотаблица поможет их вспомнить! (Слайд 10) (Проводится физкультурная минутка)
- Порыбачили, а теперь следующая загадка (Слайд 11)
Хвост поджав во льдах ночую,
Выношу мороз любой
Я по северу кочую
В теплой шубе голубой (Песец)
Дети: Это песец. (Слайд 12) Он похож на лису. Песцы бывают белые и голубые. Этот зверек питается разнообразной пищей – мелкими животными, рыбой. Но главная еда для него - это лемминги - северные мыши.
- Ещё одна загадка (Слайд 13)
Живет в краю холода, снега и льда,
Ему не страшна ледяная вода,
Не ленится рыбку ловить каждый день,
Зовется животное это.. (Тюлень)
Дети: Тюлень (Слайд 14) Тело у тюленя вытянутой формы. Шея короткая и очень сильная. Голова слегка приплюснута, а конечности превратились в ласты. На суше тюлень плохо передвигается, зато в воде очень быстрый. Тело у тюленей покрыто короткой, но необычайно густой шерстью. Питаются тюлени рыбой и прочими мелкими морскими обитателями. Малышей называют «бельками» из-за белоснежной шубки. Она хорошо маскирует детеныша на снегу и прекрасно защищает от холода.
-Следующая загадка (Слайд 15)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?. (Волк)
Дети: Это полярный волк. (Слайд 16) У полярного волка теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх.
Воспитатель: В Арктике очень холодно, я замёрзла, а вы? Предлагаю погреться. (Проводится физкультурная минутка) (Слайд 17)
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно).
Воспитатель: Продолжаем! (Слайд 18)
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,.
Чешет ластом спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый … (Морж)
Дети: Морж. (Слайд 19)
Тело у моржа большое, неуклюжее. У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа, и никакой мороз ему не страшен. Моржи очень тяжелые. Цвета морж коричневого. У моржа есть огромные клыки. При помощи клыков он взбирается на льдины из воды, прорубает во льду проруби и раскапывает морское дно в поисках пищи. Помогают моржу во время плавания ласты. Плавает он очень быстро. Питается морж ракушками. Моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, ныряют в воду. У моржат есть теплая шерстяная шубка, но она со временем изнашивается и исчезает. До двух лет мать кормит их молоком, учит добывать пищу, при опасности защищает и сталкивает в воду.
Воспитатель: Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотиться. Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Дети: Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец, полярная сова. (Слайд 20)
- А почему их занесли в Красную Книгу? Кто их главный враг? Какой из этого можно сделать вывод?
Ответы детей (Слайд 21)
IV. Дидактические игры
1. Давайте поиграем в игру «Скажи какой» (игра с мячом)
Морж (какой)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.
Северный олень (какой) – красивый, быстрый, грациозный.
Тюлень (какой) - черный, блестящий, большой, маленький.
Белый медведь (какой) – огромный, сильный, толстолапый.
2. А сейчас мы поиграем в игру «Один-много».
А поможет нам в этом наш волшебный экран. (Слайды 22-23)
3. Подумайте и скажите, если
у медведя толстые лапы, то он какой (толстолапый)
У тюленя ласты – ноги, он …. (ластоногий)
У песца острые зубы, он какой?. (острозубый).
У моржа толстая кожа, то он….(толстокожий)
У волка длинные ноги, он (длинноногий).
- Друзья, посмотрите на наш волшебный экран. На нём семьи животных Севера. Давайте назовём их.
Игра «Назови семью» (Слайды 24-27)
(Называют)
- Вот замечательно, ребята, теперь наш Умка знает, как зовут детёнышей у его соседей.
Звучит песня «Колыбельная медведицы»
Это колыбельная песня, посмотрим на экран. (Слайд 28)
Какая радость, мама медведица вернулась и они с Умкой опять вместе.
V. Рефлексия
Воспитатель: Пора нам возвращаться в д/с. Закрывайте глазки, а я прочитаю заклинание: «Раз, два, три, четыре, пять и мы в садике опять».
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Где мы сегодня побывали?
- С какими животными мы встретились?
- Что больше всего запомнилось?
- Если вам было интересно прошу вас похлопать в ладоши, а если – нет, то спрятать руки за спину.
- Вы очень хорошо работали, все молодцы, а ваши письма я положу в конверт, отнесу на почту и сегодня же отправлю на Северный полюс медвежонку Умке! Пусть он знает, как много у него на Севере друзей!