Папки-передвижки

«Обучение рассказыванию. Сказка «Айога» Д. Нагишкина». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Немцева Анна Николаевна
«Обучение рассказыванию. Сказка «Айога» Д. Нагишкина». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Обучение рассказыванию. Сказка «Айога» Д. Нагишкина.»

Цель: формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога».

Задачи:

Образовательные:

• продолжать знакомить со сказками других народов;

• учить детей творческому рассказыванию

Развивающие:

• развивать связную речь;

• развивать монологическую форму речи;

• развивать умение придумывать свои концовки к сказкам;

• развивать мышление, память.

Воспитательные:

• воспитывать умение не перебивать взрослых и детей;

• воспитывать заботливое отношение к близким людям;

• воспитывать интерес к художественной литературе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: портрет Д. Нагишкина, иллюстрации к сказке «Айога», картинки сказочных героев.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент

На-ка все, стали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять ручками махать.

Начинаем заниматься;

Будем весь урок стараться.

Повторять, не зевать, все запоминать.

Артикуляционная гимнастика.

Мы пришли ребята с вами

На весёлую поляну.

Ой, куда же мы попали?

И оглядываться стали.

Влево, вправо, вверх, вниз,

Не дрожи, улыбнись…

Раз улыбка, два, три…

Зубы лучше покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки.

2. Основная часть

Методические приемы

Воспитатель: Ребята, любите сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: Назовите свои самые любимые. А вот хорошо ли вы их знаете, я предлагаю проверить.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Угадай героя сказки».

Бабушка в лесу живёт,

Травы - зелье собирает,

Пол в избе метлой метёт.

В ступе по небу летает,

Из кости её нога.

Эту бабу звать. (Баба Яга)

Всех на свете он добрей

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор (Айболит)

Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый.

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Она Буратино учила писать,

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка-кукла с большими глазами,

Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице — аккуратненький нос.

Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)

Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете. Сегодня мы познакомимся с новой поучительной нанайской сказкой «Айога». Нанайцы – это люди, которые живут на севере России.

Воспитатель: Кто из вас любит смотреть на себя в зеркале? (Ответы детей)

Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале? (Ответы детей)

Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случиться, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».

Рассказ воспитателя: Далеко на севере, где живут северные олени и белые медведи люди придумали эту сказку. А записал и рассказал нам её писатель Дмитрий Дмитриевич Нагишкин. Слушайте внимательно, чтобы потом правильно ответить на мои вопросы.

Воспитатель читает сказку, чередуя с показом иллюстраций к сказке.

Беседа по вопросам.

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке? (Айога)

Воспитатель: Какая Айога была в сказке? (Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая).

Воспитатель: А какая была мама Айоги? (Добрая, трудолюбивая, справедливая).

Воспитатель: А какая была соседская девочка? (Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой).

Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями).

Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги что отдала лепёшку?

(Ответы детей)

Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему она превратилась в гуся? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»? (Соседской девочке)

Воспитатель: Кто из девочек вам понравился? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: С кем из них вы бы хотели подружиться? (Ответы детей)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (Доброй, вежливой, ласковой, внимательной)

Физкультминутка «Прочь усталость, лень и скука»

Мы к плечам прижали руки

Начинаем их вращать.

Прочь усталость, лень и скука.

Будем мышцы разминать. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад)

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны)

А теперь мы приседаем

И колени разминаем.

Ноги до конца сгибать!

Раз - два - три - четыре - пять. (Приседания)

Напоследок пошагаем,

Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте)

Вот какие мы с вами трудолюбивые.

Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»?

Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной.

Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму. Например: дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка; или Айога подружилась с соседской девочкой, ей захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т. д.

Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?

Воспитатель: Молодцы! Чтобы быть красивой мало одного красивого лица.

Айога – девочка безразличная ко всему, кроме себя, и она уже не кажется людям красивой.

Воспитатель: А среди нас есть дети, похожие на Айогу, которые не помогают взрослым? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, я думаю, вы совсем не похожи на ленивых, потому что вы всегда помогаете людям.

3. Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: С какой сказкой познакомились? (Ответы детей)

Воспитатель: Чему учит сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: А как вы помогаете родителям? (Ответы детей)

Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей).

Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы вы эту сказку запомнили. Никогда не будьте, как Айога, ленивые. Всегда помогайте маме.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Обучение рассказыванию. Сказка «Айога» Д. Нагишкина». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 23 ноября 2024 в 19:05
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Обучение рассказыванию. Сказка «Айога» Д. Нагишкина». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Немцева Анна Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД