Немцева Анна Николаевна
«Обучение рассказыванию. Сказка «Айога» Д. Нагишкина». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Обучение рассказыванию. Сказка «Айога» Д. Нагишкина.»
Цель: формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога».
Задачи:
Образовательные:
• продолжать знакомить со сказками других народов;
• учить детей творческому рассказыванию
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
• развивать монологическую форму речи;
• развивать умение придумывать свои концовки к сказкам;
• развивать мышление, память.
Воспитательные:
• воспитывать умение не перебивать взрослых и детей;
• воспитывать заботливое отношение к близким людям;
• воспитывать интерес к художественной литературе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: портрет Д. Нагишкина, иллюстрации к сказке «Айога», картинки сказочных героев.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
На-ка все, стали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядом стоять ручками махать.
Начинаем заниматься;
Будем весь урок стараться.
Повторять, не зевать, все запоминать.
Артикуляционная гимнастика.
Мы пришли ребята с вами
На весёлую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз,
Не дрожи, улыбнись…
Раз улыбка, два, три…
Зубы лучше покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки.
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, любите сказки? (Ответы детей)
Воспитатель: Назовите свои самые любимые. А вот хорошо ли вы их знаете, я предлагаю проверить.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Угадай героя сказки».
Бабушка в лесу живёт,
Травы - зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать. (Баба Яга)
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор (Айболит)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый.
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)
Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете. Сегодня мы познакомимся с новой поучительной нанайской сказкой «Айога». Нанайцы – это люди, которые живут на севере России.
Воспитатель: Кто из вас любит смотреть на себя в зеркале? (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале? (Ответы детей)
Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: Зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случиться, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».
Рассказ воспитателя: Далеко на севере, где живут северные олени и белые медведи люди придумали эту сказку. А записал и рассказал нам её писатель Дмитрий Дмитриевич Нагишкин. Слушайте внимательно, чтобы потом правильно ответить на мои вопросы.
Воспитатель читает сказку, чередуя с показом иллюстраций к сказке.
Беседа по вопросам.
Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка? (Ответы детей)
Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке? (Айога)
Воспитатель: Какая Айога была в сказке? (Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая).
Воспитатель: А какая была мама Айоги? (Добрая, трудолюбивая, справедливая).
Воспитатель: А какая была соседская девочка? (Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой).
Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями).
Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги что отдала лепёшку?
(Ответы детей)
Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему она превратилась в гуся? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»? (Соседской девочке)
Воспитатель: Кто из девочек вам понравился? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: С кем из них вы бы хотели подружиться? (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (Доброй, вежливой, ласковой, внимательной)
Физкультминутка «Прочь усталость, лень и скука»
Мы к плечам прижали руки
Начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука.
Будем мышцы разминать. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны)
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз - два - три - четыре - пять. (Приседания)
Напоследок пошагаем,
Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте)
Вот какие мы с вами трудолюбивые.
Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»?
Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной.
Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму. Например: дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка; или Айога подружилась с соседской девочкой, ей захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т. д.
Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?
Воспитатель: Молодцы! Чтобы быть красивой мало одного красивого лица.
Айога – девочка безразличная ко всему, кроме себя, и она уже не кажется людям красивой.
Воспитатель: А среди нас есть дети, похожие на Айогу, которые не помогают взрослым? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я думаю, вы совсем не похожи на ленивых, потому что вы всегда помогаете людям.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: С какой сказкой познакомились? (Ответы детей)
Воспитатель: Чему учит сказка? (Ответы детей)
Воспитатель: А как вы помогаете родителям? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей).
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы вы эту сказку запомнили. Никогда не будьте, как Айога, ленивые. Всегда помогайте маме.