Литвяк Любовь
Конспект занятия по психологической подготовке к школе на тему «Школа. Школьные принадлежности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять знания и представления детей о школе и школьных принадлежностях, развивать психические процессы, предпосылки к учебной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные: расширять знания и представления детей о школе и школьных принадлежностях, развивать предпосылки к учебной деятельности.
Публикация «Конспект занятия по психологической подготовке к школе на тему „Школа, Школьные принадлежности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Школьные принадлежности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
2. Коррекционно-развивающие: развивать тактильную чувствительность, зрительную и слухоречевую память; свойства внимания, его произвольность; развивать способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (восприятие); развивать логическое мышление, уровень обобщения и анализа; умение вычленять причинно-следственные связи в предложении; развивать воображение.
Развивать предпосылки к учебной деятельности (умение подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предложенные в устной форме).
3. Воспитательные: стимулировать интерес к учебной деятельности; воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений; воспитывать безопасное поведение на улице (необходимость соблюдения сигналов светофора); воспитание основ личной безопасности.
Оборудование: игровое наборное полотно на основе ковролина «Коврограф Ларчик» Воскобовича; предметные картинки по теме «Школа. Школьные принадлежности», картинки «Найди отличия», разрезная картинка «Отличник», волшебный мешочек со школьными принадлежностями, презентация на тему «Школа. Школьные принадлежности», сказочный персонаж Буратино (Приложение).
Образовательная область. Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие (развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование основ безопасного поведения в социуме, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Детская деятельность: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.
Методы и приёмы. Наглядные методы: демонстрация слайдов, приёмы: показ способов действия. Словесные методы: отгадывание загадок, беседа; приёмы: вопросы поискового характера, указания, объяснения, педагогическая оценка; игровые методы: игровые упражнения. Практические методы: наглядно-действенный показ; упражнение в практических действиях – физкультурная минутка.
Программные задачи (по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»):
• Развитие любознательности, стимулирование познавательной активности (педагог задает вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; предлагает проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы (упражнение «Вместе, потому что…»);
• Развитие осознания необходимости соблюдать ПДД;
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности (расширение и уточнение представлений о предметном мире; уточнение представлений и свойствах и качествах предметов; развитие мелкой моторки);
• Приобщение к социокультурным ценностям (углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, развивать интерес к школе);
• Формирование ЭМП (совершенствовать навыки количественного и порядкового счета, учить располагать предметы в указанном направлении);
• Упражнять детей в согласовании слов, развивать диалогическую речь.
Ход занятия
Вводная часть
1. Приветствие.
Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости! Давайте поприветствуем наших гостей поклоном головы! А теперь поприветствуем друг друга. Будем передавать по кругу мячик и говорить, как мы рады друг друга видеть. Начинает психолог: «(Имя ребенка, я очень рада тебя видеть» и так далее.
2. Вхождение в тему.
Психолог: Ребята, у меня есть волшебный мешочек (показывает). В нем спрятаны предметы. Если вы их достанете, то сразу узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии. Ваша задача – опустить руку в мешочек, взять предмет, узнать его на ощупь и назвать. Дети достают из мешочка: букварь (книга, тетрадь, линейку, карандаш, пенал. Если ребенок не может узнать и назвать предмет, он достает его, а психолог загадывает загадку об этом предмете:
1) Внутри есть линейки и клетки.
Учитель в ней ставит отметки
Нужна, чтоб писать и считать,
Бумага с названием(Тетрадь).
2) Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж –
Что же это? (Карандаш).
3) Он для ручек домом стал.
Называется…. (Пенал).
4) Есть подружка у меня,
Хоть она и молчалива,
Рассказать готова мне
Всё, о чём бы ни спросил я.
А принёс её мне мишка,
Догадались! Это (Книжка).
5) Отрезки, прямые
Черти с ней скорей-ка!
Поля без труда проведет вам (Линейка).
Психолог: Ребята, как одним словом назвать все предметы, которые вы достали из волшебного мешочка? (школьные принадлежности). Верно, сегодня мы будем говорить о школьных принадлежностях. Ребята, а зачем нужны школьные принадлежности? (для занятий в школе, чтобы учиться писать, читать, рисовать и т. д.). А сейчас спрячем наши предметы обратно в мешочек. Но сначала вы должны будете ответить на мой вопрос:
Книга какая? (толстая, красивая)
Тетрадь какая? (тонкая, зеленая)
Карандаш какой? (острый, деревянный)
Линейка какая? (прямая, длинная)
Пенал какой? (прямоугольный, желтый, пластмассовый)
2.1. Знакомство с гостем. [
Психолог: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие? (Буратино). Верно! Сегодня он поделился со мной своим секретом. Буратино сказал, что ему очень сильно захотелось учиться в школе, так сильно, что он пустился на её поиски, ничего не сказав папе Карло. Ребята, а можно без разрешения взрослых уходить из дома? (нет). А из детского сада? (нет). А почему? (можно потеряться, может сбить машина и т. д.). Правильно ребята! Буратино тоже понял, что поступил плохо. А сейчас, он просит у вас помощи, чтобы вы помогли ему отыскать дорогу к школе. Поможете Буратино? (да).
Основная часть
3. Развивающий мультфильм «Школьный портфель».
Психолог: Ребята, дорога к школе не простая! На каждой остановке вас будут ждать задания! Хотите узнать, как называется первая остановка? (да). Тогда отгадайте загадку:
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься.
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог (Портфель).
Верно! На этой остановке мы посмотрим мультфильм о школьном портфеле. Наша задача – хором повторять названия школьных принадлежностей, которые будут складывать в портфель. (Дети смотрят мультфильм, хором повторяют названия школьных принадлежностей).
Психолог: А сейчас давайте вспомним, какие школьные принадлежности были положены в портфель? (ответы детей).Молодцы ребята! На этой остановке вас ждут еще задания. Посмотрите внимательно на экран (Слайд 2). Рассмотрите картинки и скажите, какой предмет лишний и почему? (Лишний – мячик, потому что это игрушка, а не школьная принадлежность). Верно! А теперь рассмотрите картинки (Слайд 3) и составьте по ним предложения (например: Мама купила мне тетрадь в клеточку). Молодцы!
4. Остановка «Собери портфель для Буратино».
Психолог: Ребята, Буратино знает, что в школу нужно ходить с портфелем. Но что именно пригодиться ему на уроках - он не знает! Помогите ему собрать в школу портфель. Кладите в него только те предметы, которые понадобятся Буратино в школе. Дети по очереди подходят к коврографу, выбирают нужную картинку и опускают ее в портфель, проговаривая: «Буратино в школе понадобится тетрадь» и т. д. Молодцы ребята!
5. Остановка «Догадайся».
Психолог: А эта остановка называется «Догадайся». Вам нужно правильно разместить школьные принадлежности на наборном полотне. Всего должно получится три ряда, в каждом ряду одна и та же картинка не должна встречаться два раза. Давайте вместе заполним картинками первый ряд: прикрепим точилку, букварь и карандаши (прикрепляет психолог, дети наблюдают). Второй ряд заполнит (имя ребенка). И так далее.
Физминутка
Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел.
Школу, видно, не нашел.
Чтобы школу увидать,
Нужно на носочки стать.
6. Остановка «Найди отличия».
Психолог: Вот мы и добрались до следующей остановки. Называется она «Найди отличия». Ребята, рассмотрите внимательно картинки и скажите, чем они отличаются. Только не забывайте поднимать руку! (Дети отыскивают и называют отличия, за каждый правильный ответ психолог прикрепляет к коврографу цветной кружок).
Молодцы, ребята! А теперь назовите мне все школьные принадлежности, которые изображены на картинках (перечисляют).
7. Остановка "Отличник"
Психолог:Ребята, следующая остановка называется отличник. Как вы думаете, кто такой отличник (тот, кто учится на одни пятерки). Верно. Чтобы увидеть ученика, который учится на одни пятерки – вам нужно собрать разрезную картинку. Подходить ко мне будет тот, чье имя я назову. Вы должны будете рассмотреть фрагмент картинки и понять, как правильно его прикрепить (психолог показывает липучки, которые есть на обратной стороне частей картинки). Если возникнут затруднения – посмотрите на образец (показывает на коврографе собранную картинку на листе А4). Дети собирают разрезную картинку.
Психолог: Какая замечательная картинка получилась! Что делает ученик? (сидит за партой, поднимает руку). Ребята, а какая рука поднята у мальчика? (правая). Поднимите правую руку. А сейчас выполним упражнение "Ухо-нос". Правой рукой возьмитесь за кончик носа, а левой рукой – за правое ухо. Одновременно отпускаем и ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук (теперь левой рукой беремся за кончик носа, а правой рукой – за левой ухо).
Психолог: А сейчас повторяйте за мной скороговорку: Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки! (сначала медленно, а потом быстрее). Ребята, а что такое чернила? (красящая жидкость для письма). Сейчас чернила находятся в ручках, а раньше они хранились в чернильницах (психолог показывает картинку). Чем же люди писали, когда еще не изобрели ручки? (пером, макали кончик пера в чернила).
А сейчас буду начинать предложения, а вы – заканчивать:
Ваня окончил детский сад и пошел (куда) ___ (в школу). В школе учитель учит (кого)___(учеников/школьников). На уроке учителя нужно внимательно (что делать) ___ (слушать). Сидеть за партой нужно (как) ___ (ровно). В тетради нужно писать (как) ___ (красиво, аккуратно). [Молодцы, ребята.
А теперь угадайте, о каких оценках идет речь? (Дети отгадывают загадки и находят на коврографе нужные цифры – 2 и 5).
В школе есть такая птица:
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой (двойка).
Есть друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья! (пятерка).
8. Остановка «Вместе, потому что…».
Психолог: Ребята еще немного и мы вместе с Буратино доберемся до школы! Эта остановка (показывает на плакат с картинками) называется «Вместе, потому что…». Рассмотрите картинки. Ваша задача - найти между двумя картинками что-то общее и объединить их в группу. Послушайте, как нужно отвечать: «Девочка и кошка вместе, потому что девочка может погладить кошку», «Девочка и ручка вместе, потому что девочка может писать ручкой». Понятно? А теперь ваша задача объединять по два предмета и объяснять, почему они вместе (ответы детей).
9. Остановка «Во что превратится?».
Психолог: Ребята, осталась последняя остановка, которая называется: «Во что превратится…». Я буду показывать вам картинки, а вы должны их рассматривать и отвечать хором на мой вопрос. Давайте потренируемся. Во что превратится стул без спинки (уберите мысленно спинку стула, что осталось) - в табурет (это мебель для сидения без спинки).
• Дерево без веток и листьев – в ствол.
• Стол без ножек – в доску.
• Спички без серы – в деревянные палочки.
• Чашка без ручки - в пиалу (пиала – сосуд для питья, который расширяется кверху).
• Самолет без крыльев – в ракету (летательный аппарат).
Молодцы! Со всеми заданиями справились! Вот и школа виднеется!
10. Упражнение «Путь к школе».
Психолог: Ребята, вот и школа виднеется! (прикрепляет картинку). Но чтобы попасть в нее, Буратино нужно перейти через дорогу. Сморите, здесь есть светофор (показывает три цветных квадратика – красный, желтый и зеленый). На какой цвет светофора Буратино может переходить дорогу? (на зеленый). Верно! У меня есть карточки-отрицания (показывает детям). Они обозначают слово «Нет, нельзя!». (Имя ребенка, зачеркни с помощью карточек те цвета светофора, на которые нельзя переходить дорогу (выполняет задание).
(Имя ребенка, а ты сейчас укажешь Буратино путь к школе. Возьми цветную веревочку и слушай внимательно мои команды: «Две клеточки вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо». Молодец! Теперь по этой дорожке Буратино попадет в школу!
Заключительная часть
11. Итог занятия.
Психолог: Молодцы, ребята! Спасибо за занятие! Вы все сегодня были очень внимательными и находчивыми, как настоящие ученики! А сейчас, передавая мячик по кругу, расскажите мне, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (ответы детей). Давайте скажем друг другу «До свидания!».
12. Домашнее задание.
Психолог: Сегодня, когда придете домой, нарисуйте, пожалуйста, картинку под названием «Скоро я пойду в школу!».