Маргарита Беляева
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему :
«Путешествие в весенний лес».
Цель: Составление описательного рассказа о весне с опорой на мнемоталицу.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Позновательное», «Физическое», «Социально - коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие (музыка)»
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями (подбирая слова признаки).
Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
Закрепить представление детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.
Формировать навыки сотрудничества.
Побуждать эмоционально откликаться на происходящие события во время игры.
Развивающие :
Развивать связную речь детей. Следить за последовательностью действий рассказа о Весне.
Развивать фонематический слух; связную речь; наблюдательность; мелкую моторику рук; самостоятельность.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать друг друга.
Воспитывать умения чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы, бережное отношение к природе.
Материалы: ИКТ, мнемотаблица. Солнечные медальоны.
Предварительная работа:
- словарная работа: объяснение слов «проталинка», «вестники весны», «капель».
- беседы о весне, перелетных и зимующих птицах, о насекомых; Д/И «Четвертый лишний», словесные игры «Назови какой? какая? какое?», «Скажи наоборот». «Подскажи словечко». Игровое упражнение «ЭХО», «Четвертый лишний», Пальчиковая игра «Наши нежные цветы».
Ход занятия:
Слайд№1 Весенняя заставка
Воспитатель: - Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
- У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение. (дети становятся в круг)
Что за чудо – чудеса
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу вам не тая:
Это все мои друзья.
Слайд №2 (на экране письмо от весны)
Воспитатель: Дети, сегодня я получила письмо, хотите узнать, что в нем написано?
Письмо: «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы любите играть, отгадывать загадки. Приглашаю вас в гости в свой лес, где вас встретят мои друзья, с которыми вы уже знакомы и знаете о них очень много, с ними весело проведете время. Надеюсь, что вам у меня понравится. С уважением… А как зовут меня вы узнаете, отгадав загадку».
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна.
А зовут меня….
Дети: (Весна).
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Весной на деревьях распускаются зеленые листочки, идет дождик.
Воспитатель: Весна приглашает нас в гости в весенний лес! Вы знаете как вести себя в гостях?
Дети: Не шуметь в лесу, не ломать веточки у деревьев.
Воспитатель: На чем же мы отправимся в путешествие?
Дети: на ковре самолете, на автобусе (разные варианты транспорта)
Слайд №3 «Воздушный шар»
(Звучит отрывок записи песни «Путешествия на воздушном шаре» Дидюля, воспитатель говорит слова)
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие в весенний лес на воздушном шаре. А чтоб наш шар поднялся, нужно произнести волшебные слова:
1-2-3- наш шар лети!
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами.
Роща, поле, сад и речка,
И дома и человечки.
Воспитатель: Чтобы нам было не скучно лететь, мы поговорим о весне. Назовите весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Как выглядит небо?
Дети: Небо стало светлое, голубое.
Воспитатель: Как изменились деревья и трава весной?
Дети: На деревьях набухают почки, когда ярче греет солнце, распускаются листики. Травка начинает зеленеть.
Слайд № 4 «Лес»
Зрительная гимнастика:
Вот стоит весенний лес
В нем много сказок и чудес. (выполняют круговые движения глазами)
Слева-сосны, справа - ели. (глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук. (глазами вверх- вниз)
Глазки ты закрой- открой, И скорей беги домой!
Слайд №5
(на экране появляется солнышко весенний друг весны)
Игровое упражнение «Назови какое, какая, какие?»
Воспитатель: Молодцы, весенние приметы хорошо знаете, наш воздушный шар приземлился красивую лесную поляну. Какая она светлая и теплая. А от чего она такая?
Дети: Весна наступила, солнышко ярче греет.
Воспитатель: Правильно, вот кто из весенних друзей нас встречает, это Солнышко. А чтоб оно согревало всё вокруг ещё сильнее, скажем, какое оно, называя вначале слово «солнышко».
Воспитатель: Солнышко (какое)
Дети: Весеннее, яркое, теплое, ласковое, лучистое.
Воспитатель: Облака (какие).
Дети: белые, легкие, пушистые, красивые.
Воспитатель: Травка (какая)
Дети: первая, зеленая, нежная, душистая.
Воспитатель: Ребята, солнышко очень радо, что вы сказали столько красивых слов про него, и предлагает вам поиграть в весенние игры и выполнить задания. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель:Солнышко предлагает вам подобрать родственное слова к слову весна.
Дети: Весенний, веснушки, веснянка.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:
- Зима ушла, а весна – … (пришла).
- Зима холодная, а весна – … (тёплая).
- Зимой солнце морозит (не греет, а весной – … (греет).
- Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
- Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
- Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
- Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
- Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Все верно, вы справились с этим заданием, значит можно поиграть в следующую игру «Подскажи словечко». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
Воспитатель: Весной снег
Дети: тает, исчезает.
Воспитатель: Весной солнце…
Дети: греет, припекает, светит.
Воспитатель: Весной сосульки.
Дети: тают, капают.
Воспитатель: Весной деревья.
Дети: оживают, просыпаются.
Воспитатель: Весной ручьи
Дети: бегут, журчат, звенят.
Воспитатель: Весной птицы…
Дети: возвращаются, прилетают, поют песни, строят гнёзда.
Слайд№6 «Поляна с ручейком»
Игровое упражнение «Ручей»
(Слайд звучанием ручейка)
Воспитатель: Молодцы, вы поиграли солнечными лучами, Ребята, вы слышите, что так может петь? Какой весенний друг нас еще встречает?
Дети: Ручеёк.
Воспитатель: Да Ручеёк и Солнышко, друзья Весны. Как вы думаете, что помогает ручейку, услышать его пение ещё дальше?
Дети: Эхо. Журчание.
Воспитатель: Ручеёк предлагает поиграть с ним, с помощью эха разнесем его журчание по всему весеннему лесу. Вы будите с ним разговаривать, а он будет отвечать, мы будем «эхо».
Дидактическая игра «ЭХО»
Ты куда бежишь ручей?
Среди леса и полей!
Ты торопишься всегда!
К речке, к озеру, куда?
Не спеши бежать, постой!
Не угнаться за тобой! Чей, чей, чей?
Лей, лей, лей!
Да, да, да!
Да, да, да!
Ой, ой, ой!
Ой, ой, ой!
Воспитатель: Ручеек предлагает ответить на задание. Есть такая пословица. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами», объясните, что это значит?
Дети: в марте тает снег, в апреле появляется первая травка, в мае зацветает первоцвет.
Воспитатель: Всё правильно, нам пора отдохнуть. Давайте поиграем с ручейком.
Физминутка «Ручей»
Снова нет ручьям покоя (бегут по кругу)
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое (ходят по кругу)
В чистых-чистых небесах.
Льёт лучи на лес и луг (приседают)
И на все цветы вокруг (Поднимают руки верх и над головой)
Слайд №7
(Звучит звукозапись «Пение птиц в весеннем лесу»)
Воспитатель: Молодцы! Вы поиграли с ручейком, пусть бежит дальше.
- Скажите, пожалуйста, какая птица открывает весну? (загадывает загадку)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица.
Дети: Грач
Слайд№8
Воспитатель: Каких весенних певцов вы знаете еще?
Дети: Скворец, соловей.
Воспитатель: Какие бывают птицы?
Дети: Зимующие и перелетные.
Слайд№9
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Воспитатель: Верно, сейчас вас птицы и проверят, как вы хорошо знаете перелетных птиц и зимующих. Назовите, какая птица лишняя, почему?
- Воробей, ласточка, свиристель, грач.
- Голубь, ворона, дятел, скворец, (Слайд №10)
- Синица, аист, снегирь, ворона. (Слайд №11)
Воспитатель: Молодцы! Не будем наших друзей отвлекать от их пения, посмотрим, кто еще нас встречает.
Слайд №12
«Поляна подснежников»
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите дальше на полянку, нас встречают не простые друзья
Дети: Подснежники.
Воспитатель: Какие цветы вы знаете?
Дети: одуванчики, мать - и - мачеха, ландыши, нарциссы.
Воспитатель: Молодцы.
Пальчиковая игра «Наши нежные цветы»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают. Руки в вертикальном положении.
Развести пальцы рук.
Ритмичные движения пальцев рук.
Соединить пальцы вместе.
Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.
Слайд №13
Мнемотаблица «Весна»
(Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы).
Воспитатель: Давайте, подарим Весне и ее друзьям интересный рассказ, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
Рассказ детей.
Наступила тёплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли клейкие почки. С юга вернулись перелётные птицы и вьют гнёзда. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.
Слайд №14
(Звучит звукозапись песни «На воздушном шаре» В. Титов. Дети подходят к «воздушному шару»
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вот такие подарки, яркие «Солнышки-медальки». Наше путешествие подошло концу, пора возвращаться в детский сад. Наш воздушный шар отправляется. Кому понравилось наше путешествие возьмут желтый смайлик, кому нет, возьмут зеленый.