Наталья Кряквина
Конспект открытого занятия по развитию речи «Осень» (обобщение) в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Осень» (обобщение) в средней группе
Цель: -уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
Задачи: - уточнять знания детей об овощах и фруктах; о грибах; о диких животных. - Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Продолжать развивать у детей память, внимание. - Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Материалы
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Осень“ (обобщение) в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Звуковая запись П. И. Чайковского «Времена года. Осень»; картинки по теме (слайды); Яблочный Колобок; корзина; муляжи овощей и фруктов; муляжи диких животных; мешочек; разноцветные листья по количеству детей; медали.
Подготовка к занятию
Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений: Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья…», экскурсия в осенний парк (д/з с родителями).
Рассматривание иллюстраций по теме «Осень» (овощи, фрукты, грибы, животные, птицы).
Беседы с детьми, рисование, лепка, аппликация по темам.
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Времена года», «Сад-огород», «Чей детёныш?»
Ход занятия:
Сбор детей в центре группы (по звуку колокольчика).
Восп. — Внимание, наше занятие начинается. Ой, а что это такое? (звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень») [ (Слайд 1)
Ответы детей: Это музыка.
Восп. - Давайте внимательно послушаем, на что это похоже?
Ответы детей: Ветер, листья кружат, падают, летят.
Восп. - Ой, а кто там бормочит? Вы слышите? Подождите, подождите, сейчас я здесь посмотрю. Ага, вот кто спрятался здесь! Дети, посмотрите, кто к нам попал! Это мой знакомый — Яблочный Колобок!
Я. К. - Здравствуйте, злые дети!
Восп. - Я. К, это не злые дети, а какие вы? (- Добрые)
Я. К. - Здравствуйте, хмурые дети! (- Мы веселые дети)
- Здравствуйте, ой, какие-то грязные дети! (- Мы чистые)
- Здравствуйте, трусливые дети! (- Нет, мы смелые и храбрые)
- Ух ты! Здравствуйте, смелые, храбрые, веселые и добрые дети! Мне такие как раз и нужны! А вы умеете отгадывать загадки? Попробуйте отгадать!
1. Кто приходит с желтой краской, Листья красит все подряд. Без иголки и без нитки, Шьет им праздничный наряд. (осень)
Восп. - Правильно, это загадка об осени и сегодня мы с вами будем говорить о ней.
Яблочный колобок принес еще загадки:
2. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Что же это? Это. (дождь)
3. Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Восп. - А после сентября какой месяц приходит? (октябрь, а после октября? (ноябрь).
Молодцы, ребята!
- Ребята, вы хотите оказаться в осеннем лесу? Давайте сосчитаем: 1, 2, 3, Осень, в лес нас позови! (Музыка) (Слайд 2)
Вот мы и в лесу. Вдохнули. Чем пахнет в осеннем лесу? (листьями, деревьями, грибами)
Какие деревья растут в лесу? (ель, сосна, береза, дуб, осина, тополь, клен, рябина)
Скажите, пожайлуста, как березу назвать ласково? И т. д. (ответы)
А что мы осенью в лесу собираем? (грибы) Как ласково их назовем? (грибочки)
Какой гриб растет под березой? Под осиной? Это какие грибы? (съедобные)
А какие грибы нельзя собирать? (ядовитые — мухомор, бледная поганка)
А теперь 1, 2, 3, Осень, в листики нас преврати! (Слайд 3)
Физминутка «Листочки»:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть).
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу).
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели (присесть).
1, 2, 3 на свое место беги!
Я. К. - Ребята, а вы знаете, что происходит осенью в природе? Ну-ка, по очереди расскажите! (Слайд 4)
Игровое упражнение «Подбери действие»
Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — моросит, идет.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные)
Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
А ещё мы можем описать осень звуками!
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
Листва шуршит [шшшшшшшшшшшш] (громко, тихо)
Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
Дождик капает [кап-кап-кап-кап] (громко, тихо)
Подуем на листочки (сильно, слабо).
Я. К. - Какие вы молодцы, ребята! А я принес с собой волшебный мешочек! Хотите узнать, что в нем?
Д. и. «Расскажи, кто это» (дети достают игрушки (заяц, лиса, белка, медведь, описывают их, уточняют, как эти животные осенью готовятся к зиме).
- Как можно назвать одним словом этих лесных жителей? (животные)
Восп. - Ребята, вы сказали, что осенью убирают урожай. А что такое урожай? (фрукты и овощи). Скажите, какие овощи вы знаете? (капуста, морковь, свекла, лук, тыква). Где они растут? (на грядке)
- Ребята, когда убирали урожай, то все фрукты и овощи собрали в одну корзину, помогите их перебрать, пожалуйста. (Слайд 5) Д. и. «Перебери урожай»
- Молодцы, ребята! Всё правильно сделали!
Я. К. - Вы не только смелые, храбрые, веселые и добрые дети, вы еще и умные дети! За ваши знания, я хочу наградить вас красивыми осенними медалями! (Каждому ребёнку выдается медаль).
- Ребята! Я прощаюсь с вами, чтобы скорее рассказать своим друзьям, про прекрасное время года «Осень»! До свидания!
Дети: До свидания, Яблочный Колобок!
Восп. - Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!