Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы «Как люди жили на Руси, их традиции и быт»

Татьяна Костичева
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы «Как люди жили на Руси, их традиции и быт»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, ее некоторых исторических событиях,

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы „Как люди жили на Руси, их традиции и быт“» размещена в разделах

• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар, «красным» углом;

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, активизировать в речи детей слова – сени, горница, бабий кут, ухват, чугунок и т. п. ;

развивать связную монологическую речь.

развивать художественно-творческие способности дошкольников;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

развивать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу.

Организационный момент.

- Ребята, сегодня я приглашаю вас на необычное занятие. Предлагаю вам отправиться со мной в стародавние времена.

Эмоционально-волевой тренинг.

Чтобы наше занятие прошло интересно и весело, я предлагаю встать в круг, взяться за руки и сказать всем вместе:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрите в окно. Какое время года приближается? Правильно, на улице все больше пахнет весной. В такой чудесный день мне бы хотелось поговорить с вами тоже о чем-то светлом, добром и прекрасном. А что может быть лучше и прекраснее родной земли, Родины?

Скажите, как называется страна, в которой мы живем?

А кто знает, как наше государство называлось раньше, в старину? Правильно, оно называлось красивым словом Русь. Великая Русь.

И я предлагаю вам окунуться в старые, добрые времена на Руси.

Слайд 1

- Как вы думаете, куда мы попали? Правильно, мы попали в старинную русскую избу, в которой раньше жили люди.

Гость на порог — хозяину радость. Прошу вас, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей). А как вы чувствуете себя дома? (ответы детей).

Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше? (ответы детей). Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.

Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей).

- Как вы думаете, из чего раньше делали дома? (из дерева, бревен). А если дом сделан из дерева, то он какой? (деревянный).

- А как назывались мастера, которые делали дома из дерева? (плотники)

Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по русской избе. Виртуальное, это значит при помощи компьютера.

Мы сегодня с вами узнаем не только о людях, которые жили в старину, но и о семье и семейных русских традициях.

Хотите? Тогда отправляемся!

Слайд 2.

- Как вы считаете, люди, которые жили в этой избе, чужие или родные друг другу? Как можно их назвать одним словом? (семья) Прислушайтесь к этому слову: семь я. Это значит, что вы, как бы, повторяетесь в родной семье 7 раз. Если вы приглядитесь по- внимательней к своим родным, то заметите. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет ваших глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки.

Игра «А ты мне кто?»

- Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг! Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын и изображает).

Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?

С давних времен из поколения в поколение, от дедов и отцов, бабушек и матерей передавались традиции.

Русская семейная традиция, пришедшая из глубины веков — почитание памяти предков, уход и забота о пожилых родственниках. И поэтому - несколько семей жили под одной крышей (старики, пожилые, молодые, дети).

Слайд 3.

Большая многодетная семья пользовалась в деревне всеобщим почтением. «Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына- сын», - говорит древнейшая пословица.

- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог - высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

Слайд 4

А кто из вас знает, какая была на Руси традиция, связанная с кошкой? (ответы детей)

Да, есть такая старинная традиция : при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.

Слайд 5

Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. Полы в комнате были деревянные.

Слайд 6

Стол тоже изготавливался из дерева. Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы (приема пищи).

Слайд 7

Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. К приему гостей в русских семьях готовились тщательно: убирали в доме, готовили самые вкусные угощения, украшали дом, встречали гостей «хлебом-солью». Эта традиция сохранилась до нашего времени.

Слайд 8

На полу стелили дорожки. Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами.

В старину на Руси только трудом держался дом. Семьи были большие, работы было много: коровушку покорми - подои, курочкам пшена насыпь, печку истопи, хлебушка испеки, дом подмети, дрова наруби - принеси, в ступице маслица сбей, ниточку шерстяную напряди.

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Тогда послушайте загадку и попробуйте догадаться, что же было главным в избе?

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)

Да, печка.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Слайд 9

Печь была центром избы, символом добродетели и тепла. В одной избе она - белоснежная, а в другой – вся расписная

Слайд 10

Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печь -всему голова. Печь – это сердце дома. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)

Правильно, ребята, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Слайд 11

наша печка топится, а в чугунке каша варится. Повторяйте за мной:

Проговаривание чистоговорок: «Ун — ун — ун у нас чугун», «Нок — нок — нок на столе чугунок»

наша печка топится, а в чугунке каша варится. Повторяйте за мной:

Проговаривание чистоговорок: «Ун — ун — ун у нас чугун», «Нок — нок — нок на столе чугунок»

наша печка топится, а в чугунке каша варится. Повторяйте за мной:

Проговаривание чистоговорок: «Ун — ун — ун у нас чугун», «Нок — нок — нок на столе чугунок»

Пока наша печка топится и в чугунке каша варится, повторяйте за мной:

Ун-ун-ун, у нас чугун! Нок-нок-нок, на столе- чугунок! (проговаривание чистоговорок стоя с хлопками).

В каждой избе была печь. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному.

Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной. А как назывался мастер, который клал печи?

- Ребята, вспомните, в каких русских народных сказках мы встречаем образ печи: (Гуси-лебеди, По щучьему велению, Колобок, Маша и медведь)

Слайд 12

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Слайд 13

Напротив печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Как вы думаете, что же значит название красный угол? (ответы детей)

Да, ребята, правильно, название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».

Почти все в избе делалось своими руками. Традиционно люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Все в семье трудились.

Пальчиковая гимнастика "Наша семья".

Мама лепит пирожки (имитируем лепку пирожков)

Папа полку мастерит (ударяем кулачками друг о друга)

Дед в очках читает книжку (имитируем руками очки)

Шьет бабуля мне штанишки (имитируем шитье иголкой)

Моет пол сестричка Маша (трем ладонями друг о друга)

Трудится семья вся наша (соединяем руки между собой, скрестив пальцы)

На лужок я побежал (бежим 2 пальчиками до локтя)

Всем большой букет нарвал! (составляем букет из рук)

Путешествуем дальше.

Слайд 14

Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».

Здесь располагалось всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома. Он был отделен от остальной избы цветной занавеской.

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Традиция называть родившегося ребенка в честь кого-то из старших предков характеризует исконно русские семьи, этот семейный обычай сохранился до сих пор — зачастую у семьи есть так называемое «семейное имя». Имя новорожденному ребенку в русской семейной традиции зачастую выбирают в честь святого, именины которого празднуются в день крещения ребенка. Эта традиция сейчас соблюдается чаще среди верующих семей. А ранее традиция крещения детей соблюдалась неукоснительно. Однако обычай присвоения новорожденному ребенку отчества существует в России до сих пор. Таким образом, ребенок получает часть родового имени.

У каждого из вас тоже есть отчество. Никита, какое у тебя отчество и почему? (ответы детей)

Во многих деревнях в честь рождения ребенка, особенно первенцев, отец или дед сажали дерево; липу, а чаще - березу.

Слайд 15

Посмотрите для маленького ребенка приготавливали вещи, что же это? (Показывает уголек, колосок, монетка).

Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда первый раз купали ребеночка.

Для чего же нужны были эти вещи?

Слайд 16

Когда клали уголек, приговаривали: " Привыкай к домашнему теплу".

Когда клали колосок, приговаривали:" Будь всегда сыт".

Когда клали монетку, приговаривали:" Будь всегда богат".

Когда купали малышей говорили такие слова: С гуся- вода, с Ванюшки- худоба. "

"Семейная зарядка".

(Движения в соответствии с текстом)

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

- Отдохнули, хватит, а то мы можем разбудить ребеночка хозяев. Пусть он спит в своей люльке.

Продолжим наше путешествие.

Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать.

После каждой отгадки показать слайд.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

(ухват).

У нас в печурочке,

Золотые чурочки.

(дрова в печи)

Он - как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

Чёрный конь,

Скачет в огонь.

(кочерга).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…

(коромысло).

Сама не ест,

А людей кормит.

(ложка).

Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею.

(веретено).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…

(лапти).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник … (самовар.)

Слайд 26

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, пирогами и блинами. Самовар был символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Слайд 27

А это та посуда, которой раньше пользовались люди. Сделана она из дерева и глины. Все это называется кухонная утварь. Как назывались мастера, которые делали посуду из глины? (гончары)

Издревле на Руси существовала традиция : представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…

И сейчас во многих семьях существуют свои традиции. Так что же все-таки такое- традиция?

Традиция – передача (лат.)

Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, от старших к младшим.

Например, традиция встречать Новый год всей семьёй, на 8 марта рисовать своими руками поздравительные открытки, летом вместе ездить на море и многое другое.

Благодаря традициям : мудрость старших передается молодым.

- Вспомните, а какие традиции существуют в ваших семьях (рассказы детей)

Слайд 28-33

Физ. минутка:

Наша дружная семья (потягивание)

Мама, папа, брат и я (повороты)

Спортом любим заниматься (бег на месте)

И, конечно, закаляться (руки в стороны- к плечам)

Мы счастливая семья (обнимают себя руками)

Мама, папа, брат и я (хлопки)

С незапамятных времен люди стремились защитить себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого они делали обереги. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», хищных зверей, стихийных бедствий, и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы, вложенные в него, добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме, родной земле.

Какие обереги вы знаете?

Слайд 34

В далекие времена придумали наши предки куклы - обереги. Люди всегда верили в духов, обожествляли живую и неживую природу. Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань.

Занимаясь в кружке народной куклы, наши девочки тоже делают кукол из ниток и ткани. Кукла - оберег не имеет лица.

Кто знает, почему? Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье ребенку. Самый первый оберег младенца был кукла - пеленашка. Ее делали перед появлением ребеночка на свет, клали в колыбель, чтоб злой дух не поселился в ней. Такая кукла оберегала сон малыша.

Слайд 35

Оберег- Веник.

Он все из дома выметет. Не только грязь и пыль, но и злые помыслы. Это символ чистоты, который ставился на почетное место.

Слайд 36

Оберег- Подкова.

Это очень интересный и красивый оберег.

Издавна считается, что подкова – это талисман, который несет с собой счастье, удачу и богатство. Наши предки считали, что если найти подкову на дороге, то с этого времени ты станешь «баловнем» судьбы

Сегодня я предлагаю вам сделать оберег- подкову. Мы с вами уже подготовили подковы и сейчас мы будем их украшать.

Правила изготовления оберега:

• Обереги не могут быть изготовлены для себя.

• Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег. Обереги изготавливается только по доброй воле и от чистой души.

• Самые сильные – те, которые изготавливаются кровными родственниками.

• В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете.

Для украшения мы будем использовать символы:

Бублик - символ крепкой семьи.

Гречка, рис - достаток в доме;

Крупа - мир, лад в доме,

Монетка - успех в делах.

Подсолнухи, семечки - энергия солнца и здоровья.

Цветок - символ солнца.

Цветы - комфорт, уют.

Шишка - символ трудолюбия и достижения успеха, крепость семьи

Чеснок и перец изгоняют нечистую силу.

Лавровый лист — слава, успех.

Божья коровка – символ удачи и любви.

Пальчиковая гимнастика (в парах)

Этот пальчик-дедушка (поочередно дотрагиваются до пальцев друг друга)

Этот пальчик-бабушка.

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (хлопки друг с другом)

Дети украшают свои подковы.

- Ну вот и подходит к концу наше занятие и я предлагаю вам сделать завершающий ритуал. (встаем в кружок возле свечи)

Релаксация и рефлексия.

Давайте запомним пословицу: -Дерево держится корнями, а человек- семьей.

- Эта свеча - символ домашнего очага, домашнего тепла, ведь для нас наш детский сад - второй дом. Пусть эта свеча согревает всех нас в трудную минуту, дает нам жизненного света и тепла! А сейчас закройте глаза, представьте, как горит свеча, почувствуйте, что мы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значен в нашей семье. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать тем же.

Вот такое путешествие мы совершили с вами по русской избе!

Что вам больше запомнилось в нашем виртуальном путешествии?

(Ответы детей)

Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. И я для вас баранки испекла. Вот в корзиночку сложила. С чаем попьете и друзей угостите.

- Спасибо вам. Мне было сегодня приятно с вами общаться.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентациейКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентацией Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области: • Речевое развитие; • Познавательное развитие; • Социально.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие на остров» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров» Цель: Создание социальной ситуации речевого развития.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Весна пришла»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Весна пришла» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла» Цель: Составление описательного рассказа о весне. Задачи:.

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Трудолюбивые дошкольники» .

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы»Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы» Цель: развивать речь детей с опорой на экологическую тематику. Задачи: - закрепить приметы разных времен года, учить видеть отличия;.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы «Как люди жили на Руси, их традиции и быт»
Опубликовано: 11 октября 2022 в 20:35
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы «Как люди жили на Руси, их традиции и быт»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Костичева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД