Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по предмету «Абвгдейка». «Звук «Ц». Твёрдые — мягкие согласные звуки».

Елена Шуршина
Конспект открытого занятия по предмету «Абвгдейка». «Звук «Ц». Твёрдые — мягкие согласные звуки».
▼ Скачать + Заказать документы

Программа развития речи и знакомства с художественной литературой детей дошкольного возраста "Грамотейка".

«Звук «Ц». Твёрдые – мягкие согласные звуки».

Цели.

• Закрепить знания о гласных (долгих) и согласных (коротких) звуках, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуках.

• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук»«буква».

Публикация «Конспект открытого занятия по предмету „Абвгдейка“, „Звук „Ц“, Твёрдые — мягкие согласные звуки“,» размещена в разделах

• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «слово».

• Отработать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове.

• Познакомить с новой буквой «Ц».

• Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.

• Учить внимательно слушать предложения и называть последнее слово, подходящее по смыслу.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; иллюстрации с изображением зайца цыпленка, лисицы, цапли, скворца, сахарницы, гусеницы, буквы «Ц».

Игрушки: клоун, заяц.

• Шляпа фокусника.

• Доска, мел (синий, красный, зеленый, белый)

Дидактический материал: Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет «От слова к звуку»

• Простые и цветные карандаши, ластики.

Методы и приёмы.

I. Методы организации и осуществления деятельности.

1. Аспект восприятия и передачи информации:

словесные: беседа, рассказ,

наглядные: демонстрация, иллюстрация,

практические: упражнения.

2. Аспект мышления:

• репродуктивные (воспроизведение) : действия по образцу.

3. Аспект управления:

• работа под руководством педагога,

самостоятельная работа: творческая работа.

II. Методы стимулирования и мотивации деятельности.

интереса к учению: творческие задания, загадки,

долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.

III. Методы контроля и самоконтроля.

устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за детьми,

практический: проверка умений и навыков.

IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю.

• метод личного примера,

• убеждения, инструктаж.

V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности.

• поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются короткие звуки от долгих, звук от буквы, звук от слова, а также познакомимся с новой буквой, обязательно поработаем в тетради «От слова к звуку».

II. Основная часть.

Дифференциация гласных (коротких) и согласных (долгих) звуков, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуков.

Педагог: Ребята, а любите ли Вы сюрпризы? Я хочу сегодня пригласить Вас на цирковое представление.

Слайд №1 –цирк.

На арене цирка выступают дрессированные животные! Кого здесь только нет! Бегемоты и крокодилы, львы и медведи, павлины и страусы. Все издают разные звуки : кто-то рычит: «р-р-р», а кто-то издает такой звук : «ы-ы-ы» или «г-г-г». Мы с вами знаем, что звуки бывают короткие и долгие. Какие звуки мы называем долгими, а какие короткими? (ответы детей)

Педагог: Верно, долгие звуки мы можем петь и тянуть, преграда им никакая не мешает. Короткие звуки мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Долгие звуки мы называем гласными, а короткие - согласными.

Гласные тянуться в песенке звонкой, Согласные, согласны

Могут заплакать и закричать, Шелестеть,шипеть, скрипеть,

Могут в кроватке боюкать ребенка, Даже фыркать и шипеть,

Но не желают свистеть и ворчать. Но не хочется им петь.

Педагог: Каждому из Вас я буду называть звук, а Вы попробуйте определить, какой это звук – долгий или короткий, твердый или мягкий.

Фронтальный опрос: полный ответ учащегося ( например: «твёрдый короткий звук»).

Педагог: Молодцы, ребята.

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Педагог: Ребята, мы с вами знаем, что нас окружают не только звуки, но и буквы. Скажите, пожалуйста, чем буква отличается от звука (ответы детей).

Педагог: Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.

Фронтальный опрос.

На доске написаны буквы: А, С, О, З, И, У, Ы, Э.

Педагог:Але-ап! (педагог демонстрирует шляпу фокусника)

У меня в руках шляпа самого настоящего фокусника и в ней лежат различные звуки. Звук долгий - это круг красного цвета, звук короткий твердый – круг синего цвета, короткий мягкий звук – круг зеленого цвета. Я предлагаю Вам определить, какие звуки прячутся в наших буквах. Под буквами Вы будите выкладывать круги, проговаривая какие звуки «живут» в этих буквах.

Дети называют буквы и определяют какие в ней «живут» звуки.

Педагог: Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем. И проведем настоящую цирковую разминку.

Физкультминутка.

Мы веселые ребята, (шаги на месте)

Мы ребята-акробаты. (шаги на месте)

Раз-прыжок, два-хлопок, (прыжок,хлопок)

Можем прыгать весь урок. (прыжки на месте)

Педагог: Молодцы. Присаживайтесь.

Дифференциация понятий «звук» - «слово»

Педагог: Мы с вами вспомнили, чем звуки отличаются от букв. Но звуки дружат друг с другом и складываются в слова. Чем же отличаются звуки от слов? (ответы детей)

Педагог: Правильно. Звуки мы с вами только слышим и произносим. Звуки не обозначают никаких предметов, а вот слова, мы можем увидеть и написать. Слова обозначают разные предметы, явления. Скажите мне, пожалуйста, а «заяц» - это слово или звук? (ответы детей)

Педагог показывает игрушку кошку.

Педагог: Почему это слово? (ответы детей)

Педагог: Правильно, зайца мы можем увидеть, потрогать. Заяц - это дикое животное. Сегодня на слайдах мы с Вами видели много других диких животных, которые с удовольствием показывали нам чудесные трюки. Но кроме животных, фокусников и акробатов, в цирке немало других артистов и мне кажется кому-то не терпится выступить!

Педагог загадывает загадку.

В цирке он смешнее всех

У него - большой успех,

Только вспомнить остается,

Весельчак тот как зовется.

(Клоун)

Педагог демонстрирует игрушку клоуна.

Педагог голосом клоуна: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Меня зовут клоун «Цыц». Всем на удивленье начну я представленье!

Педагог: Здравствуй, клоун! Какое смешное у тебя имя! Ребята, кто запомнил, как зовут клоуна? Ответы детей.

Педагог: Правильно: «Цыц»! Действительно, очень странное имя: «Цыц». Какой звук повторяется в имени клоуна?

Ответы детей.

Педагог: Давайте все вместе произнесем этот звук : «ц-ц-ц». Скажите, этот звук долгий или короткий? Ответы детей.

Педагог: Правильно, короткий, и всегда твердый как камень: «ц-ц-ц». А кружочком какого цвета мы будем его обозначать?

Ответы детей.

Педагог: Твердый короткий звук мы с вами обозначим кружочком синего цвета. Ребята, клоун «Цыц» говорит, что в цирковом представлении сегодня примут участие только дрессированные животные.

Отработка навыка слогоделения. Определение местоположения звука в слове.

Педагог: А сейчас закройте, пожалуйста, глазки.

Педагог вывешивает картинки со звуком «Ц» : заяц, цыпленок, лисица, цапля.

Педагог: Открывайте глазки! Давайте поприветствуем артистов!

Аплодисменты.

Педагог: Ребята, кто же примет участие в представлении? Необходимо назвать слово, в названии которого есть звук «Ц». Кто нашел такое слово, поднимите руку.

Ребенок называет слово со звуком «Ц». Педагог прохлопывает это слово.

Педагог: Давайте все вместе прохлопаем это слово. Сколько раз мы прохлопали? (ответы детей) Правильно. Это слово – длинное или короткое? (ответы детей).

Педагог: А сейчас ты будешь фокусником и будешь заколдовывать это слово. В какую фигуру мы заколдовываем слова?

Ответы детей.

Педагог пишет слово на доске, ребенок «заколдовывает» его в прямоугольник и делит на части в зависимости от количества слогов.

Педагог: Ребята, а где спрятался звук «Ц» в этом слове: в начале, в середине, в конце слова? Давайте еще раз произнесем это слово. (Все произносят слово с выделением звука «Ц»)

Педагог: А кружком какого цвета мы обозначим звук «Ц»?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, в каких еще словах спрятался звук «Ц»?

Ответы детей.

Педагог: Где спрятался звук «Ц» : в начале, в середине, в конце слова?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! Ребята, а сейчас клоун «Цыц» обьявляет антракт - перерыв циркового представления.

Педагог благодарит детей за работу, выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.

Перемена.

Знакомство с буквой «Ц».

Педагог: Наше представление продолжается. Клоун «Цыц» хотел бы познакомить Вас с еще одной артисткой цирка.

Педагог читает стихотворение про букву Ц.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Выставляется изображение буквы Ц

Педагог: Это буква «Цэ». Ребята, а на что она похожа?

Ответы детей.

Педагог: В букве «Цэ» живет звук «Ц». Давайте назовем слова с буквой «Цэ».

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! А сейчас мы чудеса покажем Клоуну «Цыц» как работаем в тетради.

Работа в тетради.

Педагог: Сегодня мы поучимся писать букву «Ц» в тетрадках в клеточку. Вначале посмотрите, я на доске покажу как она пишется (педагог показывает образец написание буквы). Доставайте и открывайте свои тетрадки в клеточку, из пенала достанем простой карандаш.

Педагог проходит и прописывает всем детям образец написания буквы в тетрадках. Дети самостоятельно прописывают по одной строчке букву «Ц».

Педагог: Молодцы! Мы выполнили с Вами задание и теперь можем убрать тетрадки в папки, а карандаши в пеналы.

Педагог: Ребята, среди артистов цирка был цыпленок. Его зовут «Цып». Он совсем не давно выступает в цирке. Клоун «Цыц» хотел бы Вам рассказать историю, которая произошла с цыпленком, когда тот был совсем маленьким.

Педагог рассказывает рассказ А. Максакова «Цыпленок Цып».

У мамы курицы было 13 цыплят. Самого маленького звали «Цып». «Цып» был любопытным цыпленком. Однажды, собирая цветы, «Цып» увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть-чуть не упал туда. Мама-курица отвела «Цыпа» домой и больше никуда не отпускала.

Педагог: Вот такая история, но потом цыпленок подрос, стал послушным и стал выступать в цирке. Вы все внимательно слушали историю «Цыпа»?

Педагог задает вопросы по тексту.

Педагог:

Сколько цыплят было у мамы-курицы?

Как звали самого маленького цыпленка?

Что увидел «Цып», когда собирал цветы?

Куда чуть не упал цыпленок?

Как мама-курица наказала «Цыпа»?

Ответы детей.

Педагог: А Вы слушаетесь своих мам?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! А сейчас давайте отдохнем! Всем животным в цирке необходима постоянная тренировка, чтобы выполнять сложные трюки. Вот и цыпленок «Цып» хочет пригласить Вас на зарядку.

Физкультминутка.

Раз-два-шли цыплята (шаги на месте,

Три-четыре-шли домой (прыжки на месте).

Вслед за ними плелся пятый (хлопают в ладоши,

Впереди бежал шестой (топают ногами).

Педагог: Молодцы! Присаживайтесь! Здорово потренировались, размяли наши ножки, а теперь дадим работу рукам. Достанем тетрадь «От слова к звуку». Находим страницу 24. (Педагог пишет на доске число 24).

Педагог: Поставьте пальчик на цифру 2 в красном квадратике. (Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру).

Педагог: Хорошо! Пальчики можно убрать. Ребята, клоун «Цыц» любит сочинять стихи, но сегодня нужна Ваша помощь, что-то у него не получается, а у Вас есть картинки-подсказки.

Педагог читает предложения.

*Зиме конец летит (скворец).

Педагог: Какой звук стоит в конце слова «скворец»? Какой это звук? (Короткий твердый) Обозначаем кружком синего цвета, поэтому возьмем синий карандаш и обведем картинку-подсказку в кружок.

На доске педагог показывает, как это нужно сделать.

Аналогичная работа проводится с двумя предложениями, картинки обводятся синим карандашом.

*По ветке ползет (гусеница).

*Сахар кладут в (сахарницу).

Педагог: Молодцы! Вы замечательно сегодня потрудились!

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол)

III. Заключение

Педагог подводит итоги занятия.

Педагог: Сегодня у нас с Вами получилось очень необычное занятие. Мы не только вспомнили, чем отличаются долгие звуки от коротких, буквы от звуков, познакомились с новой буквой «Ц», узнали много слов, в которых есть эта буква. Мы помогали Клоуну сочинять стихи, познакомились с дрессированными животными, и даже поработали фокусниками.

Наше занятие подошло к концу. До свидания!

Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.

Публикации по теме:

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по предмету «Абвгдейка». «Звук «Ц». Твёрдые — мягкие согласные звуки».
Опубликовано: 28 января 2013 в 16:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по предмету «Абвгдейка». «Звук «Ц». Твёрдые — мягкие согласные звуки».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шуршина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД