Людмила Лебеденко
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию «Что за зверь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина, познакомить с произведением «Что за зверь?». Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы по тексту.
упражнять в самостоятельном составлении предложений, опираясь на схемы-картинки про зайца.
Развивать умение детей полно и точно отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
Расширять словарный запас детей, закрепить использование прилагательных при описании зайчат.
Развивать зрительную память, мышление, координацию движений
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию „Что за зверь“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.
Пособия и оборудование: презентация «Что за зверь», портрет писателя, карточки для рассказывания, карточки для составления предложений, конверт с письмом, магниты.
Словарь: щелочка, западня, ловушка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Как звери готовятся к зиме», рассматривание следов птиц и зверей на прогулке, игровое упражнение «Скачут зайцы во лесочке», дидактическая игра «Кто что ест», беседа «Зима».
Ход занятия.
Дети, сегодня к нам в группу пришли гости:
Гости дорогие, важные такие
В группе здесь у нас сидят
И внимательно глядят.
Давайте поздороваемся и подарим гостям свои улыбки.
(У воспитателя в руках конверт с письмом).
Дети, сегодня я получила письмо от знакомой бабушки Тани, которая живет в деревне. Хотите узнать, что в нем написано?
«Здравствуй, дети, сегодня утром я вышла во двор и заметила следы какого-то зверя на снегу. Кто-то приходил ко мне в гости ночью и оставил свои следы. Никак не могу понять, кто же это? Может вы мне, подскажите, как же мне ночного «гостя» увидеть?»
А вы как думаете, что за зверь приходит к бабушке в гости?
(Ответы детей)
(Гимнастика для глаз- игра «Зоркий глаз»- по силуэтам- назвать животных).
Посмотрите, может кто- то из этих животных и приходил к бабушке. Кто здесь спрятался?
Дети, я знаю одну историю, которая произошла с девочкой Катей в рассказе Евгения Ивановича Чарушина – это писатель, пишет рассказы про животных для детей. Он очень любил животных, наблюдал за повадками зверей и птиц. Мы с вами читали рассказ «Лисята», «Зайчата». А сегодня я познакомлю с новым рассказом «Что за зверь?». Давайте послушаем этот рассказ и узнаем, кто приходил к Кате в гости?
(обращает внимание на портрет писателя, который находится на доске)
Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Что за зверь?»
Выпал первый снег. И всё кругом стало белым: и деревья, и земля, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце - всё покрылось снегом.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять.
Вот она вышла на крыльцо, и видит какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И оставил следы.
«Вот интересно-то! - подумала Катя. Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать».
Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя - и скорее на крыльцо. Смотрит - котлетка цела! А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил.
Убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит - косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест.
Положила Катя вместо косточки морковку. Утром смотрит - морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел!
Тогда Катин папа сделал западню (ловушку)
Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его веточкой, а к веточке привязал верёвкой морковь. Если морковку дёрнуть - веточка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька.
На следующий день и папа, и даже бабушка - все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех.
Видят. Прихлопнул кого-то ящик. Заглянула Катя в щёлочку (маленькая дырочка, видит - сидит там зверь- белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает.
Это заяц! Унесли его домой. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, зерном и сухарями.
Вот какой зверь приходил к Кате.
Так, кто же приходил к девочке Кате? (заяц)
Давайте подберем слова- какой бывает зайчик? (белый, большой, длинноухий, пушистый, миленький)
Предлагаю вам немного отдохнуть, и превратится в зайчат
3. Игровое упражнение «Скачут зайцы во лесочке»
Встал зайчонок на пенек.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! шагают на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
4. Беседа по прочитанному произведению.
- В какое время года происходит это событие?
- По каким признакам вы догадались, что зимой? (много снега)
- А снег какой бывает- (пушистый, холодный, белый, блестящий)
- Кто вышел из дома? (девочка Катя)
- Что она увидела на снегу? (много следов)
- Что придумала Катя первый раз, чтобы узнать, какой зверек ходил около дома?
(положила котлету)
- Съел ли таинственный зверь котлету?
- А как Катя догадалась, что зверь приходил к дому? (изображение следов)
- Какое лакомство оставила девочка второй раз? (положила косточку)
- Съел ли он косточку? (значит- это был не хищник)
- Какое угощение оставила Катя в третий раз? (положила морковь)
- Съел ли зверек морковку? (это травоядное животное)
- Что решил сделать Катин папа? (карточка с изображением ловушки)
- Зачем папа изготовил ловушку?
- Кем оказался таинственный зверь? (заяц)
- Какой был заяц? (белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, ушки длинные)
- Почему заяц пришел к человеку? Чего ему не хватало в лесу?
Дети, а сумеете ли вы отгадайте, что любит есть заяц по схеме? (составить предложение по схеме.)
(Заяц любит есть зеленые сочные листочки.
Заяц любит есть зеленую сочную траву.
Заяц любит есть зеленую сочную капусту.
Заяц любит есть оранжевую сочную морковку.)
Ребята, сейчас зима и зеленой травки, зеленых листочков нет- и ему приходится есть кору деревьев, веточки, корешки.
Помогаете ли вы зимой животным или птицам? Как мы помогали птицам?
Дети, я позвоню бабушке, и подскажу, как она сможет узнать, кто к ней в гости по ночам ходит?
Мне очень понравилось, как вы отвечали, были дружные.
Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Дружные ребята»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
маленькие пальчики
1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы считать
1, 2, 3, 4, 5- мы закончили считать.
Дети, зайчику будет приятно, если вы составите рассказ о нем. (на столе лежат картинки- дети вращают волчок- на какую картинку стрелочка покажет- описываем ее)
Заяц- это дикое животное. Зимой у зайца шкурка- белая, а летом- серая. Заяц спит всегда с открытыми глазами. У зайца- очень хороший слух, зоркое зрение, быстрые и сильные ноги. Заяц любит прыгать и петляет свои следы. Заяц любит есть листья, траву, кору деревьев, корешки растений. Враги у зайца- лиса, волк, сова, человек.
Молодцы, вы справились, зайцу обязательно понравился бы ваш рассказ. А я надеюсь, что, когда наступит весна, Катин папа выпустит зайца на волю, чтобы зайчик встретил других зайцев.
Ребята, понравилось ли вам занятие?
Кому-то было сегодня трудно?
В чем вы испытывали трудность?
А девочка Катя решила угостить вас, и передала вам большую, сладкую, вкусную морковку.