Халюкова Елена Викторовна
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кедр Сибирский»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кедр Сибирский».
Цель: знакомство детей с кедром сибирским.
Задачи:
Обучающие:
- Расширить представления о хвойном растении «Кедр сибирский»
- Пополнить литературный багаж стихотворениями, загадками;
- Продолжать закреплять умения различать шишки по внешнему виду;
Развивающие:
- Развивать связную речь детей, мышление память, воображение;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране т защите природы.
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром „Кедр Сибирский“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Оборудование: мультимедийная презентация по ходу занятия, детские рюкзачки, эмблема «Эколят» зеленые галстуки и значки, картинки для игры.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнемся и подарим всем хорошее настроение.
Станем рядышком друг к другу,
Скажем «Здравствуйте! друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня совершим путешествие, а куда вы узнаете, когда отгадаете загадку.
«Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидешь в нем.» (Лес)
Воспитатель: правильно, ребята — это лес.
Воспитатель: А на чем можно поехать?
Дети: на автобусе, на машине, на поезде.
Воспитатель: А может лучше пешком? Это полезней для здоровья.
Воспитатель: Я вам предлагаю отправится в путешествие пешком.
Это будет туристический поход. Вы готовы? Надевайте рюкзачки.
(Слайд1 «Эколята – туристы»)
Эколята, шагом марш! Песню запевай.
Фонограмма гимна эколят.
Фоновая музыка леса.
Воспитатель: вот мы и пришли. Посмотрите, как красиво вокруг. Что вы видите? Что слышите? Чем пахнет? (Слайд 2)
Выходит Елочка: здравствуйте ребята – эколята. А что вы тут делаете? Вы пришли мне помочь посадить саженцы деревьев? Я этому очень рада. Знаю, что у некоторых из вас есть опыт посадки елочек. Ну а сегодня такой опыт будет у всех ребят. Это же совсем не трудно. Я вас сейчас научу. Только мне нужна помощь: нам нужно отыскать для посадки кедры.
Воспитатель: Елочка, погоди, наши ребята хоть и много знают деревьев, но кедр никогда не видели. Предлагаю ребятам, сначала познакомится с красавцем сибирских лесов – кедром.
Итак, ребята, мы с вами в лесу, а называется этот лес «тайга», а знаете почему, да потому, что здесь растет много хвойных деревьев (деревья с иголочками, таких ка ель (Слайд 3, пихта (Слайд 4, лиственница (Слайд 5, сосна сибирская или кедр. (Слайд 6)
Вот с кедром я хочу вас познакомить поближе, он уникален!
Кедр – вечнозеленое дерево. Он растет медленно, но живет очень долго.
Воспитатель: Ребята, мы можем сказать, что это дерево долгожитель?
Дети: Да.
Кедр отличается наличием нескольких вершин и густой кроной. Хвоя мягкая, темно зеленая. Это дерево может вырасти очень огромной величины. Только, представьте себе, ребята, 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью и пихтой.
Елочка: Уважаемый воспитатель, я уже совсем запуталась. Ребята, помогите мне найти веточку кедра.
Игра – пазл «Собери веточку» (на трех столах лежат разрезанные цветные картинки ели, сосны и кедра. Ребята подходят с своим столам и собирают картинку).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лес, где растет дерево дуб называют дубрава? Давайте повторим это новое для нас слово «дубрава» (дети повторят) (Слайд 7)
Воспитатель: А лес, где растут только ели, называют ельником?
Давайте повторим это новое для нас слово «ельник». (дети повторяют) (Слайд 8).
Воспитатель: А леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название – кедрач. Давайте повторим это новое для нас слово «кедрач». (дети повторяют)
(Слайд 9)
- Каждое дерево дает свои плоды. Как вы думаете, какой плод у кедра? (Ответ детей – кедровая шишка)
Отгадайте загадку:
Кедр же дарит всем с любовью
Нужный витамин к зимовью.
Их кладут в карман штанишек.
Любопытные мальчишки.
Что же это? Это – (шишки кедровые) (Слайд 10)
Орех кедровый созревает обычно в августе и первый же сильный ветер, сбивает шишку с вершин.
- Ребята, вот какие плоды – шишки у кедра. Посмотри, что находится внутри этой шишки (ответ детей – орехи). (Слайд 11)
По своим питательным свойствам кедровые орехи превосходят хлеб, мясо, овощи. Раньше делали кедровые сливки «постное молоко». Из кедровых орешек так же отжимают масло, оно очень полезное, в нем очень много витамин! Поэтому кедр можно назвать деревом – кормильцем. (Слайд 12)
Раньше использовали древесину кедра для внутренней отделки кораблей. (Слайд 13)
В Древнем Новгороде из кедра делали ковши для питья, кадушки, ушаты и другие предметы обихода, считалось, что в посуде изготовленной их кедра продукты не портились, напитки приобретали живительную силу и удлиняли жизнь. (Слайд 14)
В России кедровые сундуки и мебель ценились, в них надежно хранились шерстяные вещи. При заводах, делающих сундуки, строго следили, чтобы для изготовления сундуков и мебели был использован только упавший ствол. (Слайд 15)
Воспитатель: Ребята, кедр можно назвать деревом – целителем, из него делают кедровую живицу. (Слайд 16,17)
Можно сказать дерево – загадка.
Физкультминутка
Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки. (Руки вверх – в стороны – вниз)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх)
На елках птичьи голоса, (Руки в стороны)
Внизу на елочках роса. (Руки вниз, присели)
Воспитатель: подходите ребята к мольберту.
Отгадайте загадку:
И девчонки и мальчишки,
Все иметь хотели б шишки –
На орешки очень щедр,
Богатырь – сибирский ….
Дети: (Кедр)
Отрывок из мультфильма «Сказка о кедре целителе»
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад!
Рефлексия
Воспитатель: где мы сегодня с вами были, что видели, Что вам больше всего запомнилось!
Дети: Мы были в тайге, играли.
Воспитатель: С каким деревом мы сегодня познакомились?
Дети: С кедром
Воспитатель: что мы узнали о кедре?
Дети: Дерево вечнозеленое, растет медленно, но живет долго.
Воспитатель: Какого цвета хвоя?
Дети: Темно – зеленая.
Воспитатель: Какая хвоя мягкая или жесткая?
Дети: Мягкая.
Воспитатель: Какой плод у кедра?
Дети: Кедровая шишка.
Воспитатель: почему кедр называют деревом - кормильцем?
Дети: из кедровых орешков делают масло. (кедровое)
Воспитатель: как использовали древесину, что делали из кедра?
Дети: из кедра строили корабли, посуду, сундуки.
Воспитатель: Мы еще с вами узнали новые слова.
Как называется лес, где растут дубы?
Дети: Дубрава.
Воспитатель: как называется лес, где растут елки?
Дети: Ельник.
Воспитатель: как называется лес, где растут кедры?
Дети: Кедрач.
Воспитатель: А почему кедр называют деревом – целителем?
Дети: из него делают кедровую живицу.
Воспитатель: за то, что вы такие смелые, не побоялись отправиться в далекое путешествие, я вам дарю вот такие красивые раскраски