Алла Акобян
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №20 города-курорта Кисловодска
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе
"Удивительные свойства воздуха"
Подготовила воспитатель
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
А. Р. Акобян
Конспект открытого занятия
по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
Область: Познание
Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация»
Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха : прозрачность, невидимость, легкость, сила. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
• Развивать связную речь;
• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
• Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
Программное содержание:
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
Вызывать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксография.
Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, стаканы с водой, трубочки, воздушные шары, пустые бутылочки с узким горлышком, таз с водой, дольки апельсина, лука (ароматные фрукты и овощи на усмотрение воспитателя,бумага для рисования, акварельные краски, кисти; фонограмма «Шум ветра».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятия к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нужно пройти на ковер.
Предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень –
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется. – ДОБРОЕ УТРО!
Вед. : - Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные).
- А что необходимо для жизни человеку и растениям, животным? (пища, вода)
Отгадайте загадку:
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем, мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим. (Воздух)
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох. Ребята, а вы знаете, какое время человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней). Без воздуха? (не больше 5 минут).
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые–исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов. А как это помещение называется? (Лаборатория)
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Приглашаю вас в нашу лабораторию для проведения опытов. Садитесь за столы.
Эксперимент №1.
Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей).
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо, давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
А вы знаете, как можно воздух увидеть? (ответы детей)
Эксперимент №2.
Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: воздух можно увидеть
Эксперимент №3.
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух).
А еще у нас есть надутый шарик. Как вы думаете, что можно сделать с шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух. Что мы слышим? (Писк) Это выходит воздух, резина колеблется и издает такой звук.
Вывод: воздух можно услышать.
Эксперимент №4
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы можем догадаться какое блюдо там приготовили.
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук) Вы замечательно справились.
Вывод : воздух может переносить запахи.
Эксперимент №5.
Сейчас мы проверим, имеет ли воздух вес. Надуем шарик. Воздух внутри шарика сжался, шарик стал тяжелый и падает вниз. Следовательно, воздух имеет вес. Опустим шарик на поверхность воды, он не тонет. Почему? Потому что внутри воздух, который легче воды.
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Звучит фонограмма «Шум ветра»
А теперь, ребята, немного отдохнем и превратимся в лёгкий ветерок (физкультминутка) :
Ветер веет над полями
И качается трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Влево-вправо, взад-вперед,
А потом наоборот. Маршируем на месте
Качаем руками над головой
«Плавающие» движения
Руки треугольником над головой
Круговые движения согнутыми руками перед собой
Руки на поясе, наклоны в стороны
Поворот вокруг себя.
Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Это техника называется кляксография.
Хотите попробовать? Сейчас мы с вами будем рисовать при помощи красок, воздуха и трубочки для коктейля (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть трубочкой).
(Заканчивают рисунок по своему воображению)
Итоги:
1. Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?
2. Какой опыт вам понравился больше всего?
3. Что вы узнали нового? Давайте перечислим свойства воздуха.
4. Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу. Вы все были внимательными, старались. Молодцы, спасибо.