Галиева Назифа Айратовна
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в
получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении
опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать
причинно-следственные зависимости, умение делать выводы. Развивать
тактильное восприятие.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных
представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование: посылка с солью, стаканы с водой и ложки, лупы, клей ПВА, картон, тарелки с солью для рисования, таблицы для занесения результатов наблюдения, карандаши
Предварительная работа
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»
• Просмотр иллюстраций «Где и как добывают соль»
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы,
поговорки о соли, русская народная сказка «Соль», загадывание загадок.
• Творческая мастерская «Рисуем с помощью соли»
Ход занятия
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите и вставайте удобно.
Игра приветствие «Ладошки»
Поднимите все ладошки и потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: 1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший - я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший - и ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора, крикнуть дружное: Ура!
Ребята, сегодня к нам рано утром пришел почтальон и принес посылку. В
посылке написано «Открыть только с ребятами 11 группы!», поэтому я не стала трогать, дождалась вас! А вам интересно узнать, что там?
Давайте скорее откроем ее и посмотрим, что там лежит. Какие-то
мешочки… Давайте мы с вами их потрогаем. Какие они на ощупь? А теперь мы
с вами будем узнавать запах, но, сначала давайте вспомним, как же мы должны правильно нюхать разные вещества? К носу близко не подносим, мешочек положили на одну ладошку, а второй ладошкой мы делаем легкие движения. Вы посмотрите, а потом повторите. Чувствуете запах? (Нет) Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек – что же это может быть? А тут еще и письмо есть. Давайте его прочитаем. Дорогие ребята, я великий волшебник. Чтобы узнать, что я там спрятал, нужно отгадать мою загадку. А еще вам предстоит стать великими
исследователями. Я знаю, что вы все любите узнавать много нового и
интересного. Желаю вам удачи!
Дети, а вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в
мешочках?
Без нее, ребята, повар, просто как без рук,
И становится вся пища, несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну конечно, это … (соль)
А что такое соль?
Соль – это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и
здоровья человека. Она бывает каменная, морская и поваренная.
А теперь давайте поближе подойдем к доске, я вам немножко подробнее
расскажу о соли. Как вы думаете, для чего нужна соль? Где люди используют ее? Верно, ребята! В приготовлении пищи, в консервировании овощей, также
соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые
компрессы при ушибах, полоскание горла). На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью снежные дорожки и лед. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. А еще соль полезна животным и растениям. Таким образом, делая вывод, можем сказать, что соль нам очень необходима.
Иллюстрация «Как добывают соль». Не так давно мы с вами смотрели
фильм о способах добычи соли. Попробуйте вспомнить, какие способы добычи
соли существует? Молодцы, вы все правильно ответили!
Соль, один из важнейших минералов на земле. Вообще, источниками соли
являются моря и океаны. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль,
содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных
месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная соль, в виде
кристалликов. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу.
Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается
пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения
мышц. Но и большое количество соли тоже вредно для здоровья. Употребление соли составляет 1 чайная ложка в сутки.
Ну вот ребята, теперь мы с вами знаем, для чего нужна соль и как ее
добывают. А хотите ли вы стать великими исследователями и узнать, а какими
еще свойствами обладает соль? Но для этого мы с вами сделаем зарядку, потому что все исследователи должны быть терпеливыми, сильными и смелыми.
Физминутка
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели!
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Покружились, покружились, в
лаборантов превратились.
Ребята, а сейчас нам нужно надеть фартуки и пройти в нашу научную
лабораторию. (Спокойным шагом проходим, занимаем места.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила
безопасности.
При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала смотри, а потом повтори
5. Выполнили – положили на место.
Договорились? Замечательно! И так, внимание, мы начинаем!
(Поправляем спинки, ноги)
Опыт №1: «Из чего состоит соль»
Перед вами стаканы с солью. Давайте мы ее рассмотрим
Что вы можете сказать о ее внешнем виде? (соль похожа на порошок,
белого цвета). Действительно, что с виду соль похожа на порошок. А теперь
рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из
белых кристаллов).
Опыт № 2: «Соль сыпучая, без запаха»
Ребята, давайте вспомним, имеет ли запах соль? Нет, замечательно!
Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте пересыпать соль
обратно в стаканчики. Какая соль? (Она сыпется) Сыпучая или не сыпучая?
(Сыпучая) Вывод: белая, не имеет запаха, сыпучая, состоит из маленьких
кристаллов).
Опыт №3 «Соль хрустит»
Ребята, теперь давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
(Хруст) Хрустящие звуки, похожие на скрип при ходьбе по снегу в морозный
день.
Вывод: соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании
ложкой на соль ее кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 4 «Соль поглощает воду»
Ребята, а теперь в стаканчик с солью добавьте ложку воды. Что
произошло? Куда делась вода? Соль впитала воду, значит соль поглощает воду. А теперь давайте сделаем наоборот, возьмем ложку соли и добавим в стакан с водой. Размешайте. Что произошло с солью? Да, ребята, соль растворилась в воде. Какой мы сделаем вывод? Если в стакане с солью немного воды, то соль поглотит воду, а если добавить в стакан больше воды, то соль растворится в воде. Молодцы, вы очень внимательны.
Предлагаю занести результаты в таблицу, чтобы лучше запомнить.
Давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра «Повторяй за мной»
Я вам показываю карточки, а вам предстоит повторять позы или
положение рук, нарисованные на карточках.
А сейчас я хочу пригласить вас обратно в лабораторию. Скажите мне
пожалуйста, вы знали, что соль можно использовать в творчестве? А рисовали
ли вы когда-нибудь солью? (ответы детей).
Давайте с вами попробуем нарисовать вот такое солнышко. (показ
образца).
Перед вами лежат рисунки (шаблоны). Берем клей и наносим толстым
слоем по контуру. Чем больше будет клея, тем лучше. Стараемся это делать
побыстрее, чтобы клей не успел высохнуть. Как только нанесли клей, берем
ложку, набираем немного соли и насыпаем на рисунок. Сыпем толстым слоем,
не жалеем. Теперь надо дать соли приклеиться, высохнуть клею, после этого
только мы с вами наши рисунки покрасим.
А сейчас, я попрошу вас выйти на ковер, встать в круг.
Ребята, вот и наше исследование соли закончилось. Вы были хорошими
исследователями, молодцы! Но нам пора возвращаться в детский садик.
Покружились, покружились и в ребят мы превратились!
Скажите мне пожалуйста, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что же
нового узнали сегодня о соли? Все-таки удивительное вещество нам отправил
великий волшебник, правда?
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем им до свидания,
до новых встреч!