Кекина Елена
«Звуки [Ф] и [Ф’], буква «Ф». Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшей группы
«Звуки Ф и Фь, буква Ф»
Цель: формирование представлений о звуках Ф,ФЬ. Знакомство с буквой Ф.
Задачи:
Образовательные задачи:
- актуализация представлений о звуках речи, о том, что они бывают:
• гласными и согласными;
• твёрдыми и мягкими;
• глухими и звонкими
- знакомство с буквой Ф;
- формирование навыков звукового анализа (определение места звука в слове, составление схемы);
- знакомство с новым словом “верфь”;
- совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи:
- развитие фонематических процессов;
- развитие графомоторных навыков;
- ВПФ (внимания, памяти, мышления).
Воспитательные задачи:
- воспитание учебного поведения;
- формирование навыков сотрудничества.
Оборудование:
Раздаточный материал: на каждого ребёнка красные, синие, зелёные кружочки, паровозики, фонарики, листы с заданиями, простые карандаши, баночки с фасолью, палочками, нитками.
Предварительная работа: повторение пройденных букв и звуков: звуковой анализ, закрепление понятий «гласный», «согласный», определение места звука в слове, дифференциация звуков по твердости-мягкости, печатание букв.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: - Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг, доброе утро всем людям вокруг!
Будем слушать, говорить, звуки новые учить! Ребята, давайте присядем и ответим на звонок. (Звучит звонок и на экране появляется Фаер) - (2 и 3 слайды)
Фаер: - Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Кто я? (ответы детей)
- Да, Фаер. Я очень люблю играть с буквами и звуками. А Вы? (ответы детей)
- Тоже любите? Тогда я предлагаю вам поиграть вместе. Ребята, а вы знаете, какой первый звук в моём имени? (ответы детей)
Основная часть:
Фаер: - Правильно.
Воспитатель: - Ребята, давайте покажем Фаеру, как нужно правильно произносить этот звук: - Ф-ф-ф - рот немного приоткрыт, губки слегка растянуты в улыбочку, нижняя губка приближается к верхней. Если поднести ладошку, мы почувствуем воздух. Какой он? Есть ли преграда?
Воспитатель: - А теперь давайте расскажем Фаеру про звуки. Какие они бывают?
(Ответы детей: звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают неречевые и речевые).
Воспитатель: - Ребята, приведите примеры неречевых звуков.
(Ответы детей: свист, шуршание, гром, шум ветра, дождя.).
Воспитатель: - Ребята, а какие бывают речевые звуки? (Ответы детей: гласные и согласные)
Воспитатель: - А чем они отличаются?
(Ответы детей: при произнесении гласных звуков воздух не встречает преграду. Ничего не мешает. Гласные можно петь, тянуть. Пропевают гласные : а,о,у,и.
При произнесении согласных звуков воздух встречает преграду. Мешают губы или зубы, или язычок. Их нельзя петь, тянуть.)
Фаер: - Ух ты, я не знал, спасибо!
- Молодцы, ребята! Ой, где это мои друзья задержались? Давайте их позовём. Фиксики!
Дети зовут фиксиков. (слайд 4)
Фиксики: - Привет, Фаер. Здравствуйте, дети. Мы очень к вам спешили поиграть. А какой первый звук в слове Фиксики? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, давайте дадим характеристику звуку Фь в слове Фиксики.
(Ответы детей: согласный, мягкий, глухой. Обозначим зелёным значком без колокольчика).
Воспитатель: - А теперь давайте дадим характеристику звуку Ф в слове Фаер.
(Ответы детей: согласный, твёрдый, глухой. Обозначим синим значком без колокольчика).
Фаер: - Молодцы! Давайте теперь поиграем с паровозиками и фонариками. (слайд 5)
Слово быстро называйте, какой звук твёрдый ф или мягкий фь определяйте и его место в слове обозначайте.
Воспитатель: - Ребята, давайте ещё раз повторим: если звук твёрдый, то загорится -…синий, если звук мягкий, то. - зелёный.
- Где может находиться звук в слове? В начале, в середине или в конце слова.
(На экране появляется слайд 6 с картинками (кофта, фантик, жираф, филин, дельфин, верфь)
- Это животное живёт в южных странах, у него длинная шея и это. (Ответы детей: ЖИРАФ - звук ф твёрдый, находится в конце слова)
- Это предмет одежды, может быть с длинными и короткими рукавами, с пуговицами или липучками, или молнией… (Ответы детей: КОФТА - звук ф твёрдый, в середине слова)
- Это доброе морское животное, обитает в море, издаёт необычные звуки и часто приходит на помощь человеку. (Ответы детей: ДЕЛЬФИН - звук фь мягкий, в середине слова)
- Как называется то, во что завёрнута конфетка? (Ответы детей: ФАНТИК - звук ф твёрдый, в начале слова)
- Эта птица охотится ночью, а днём спит, но не сова (Ответы детей: ФИЛИН - звук фь мягкий, в начале слова).
Воспитатель: - Ребята, я хочу вас познакомить сегодня с новым словом. Это место, где строят и ремонтируют корабли, называется «ВЕРФЬ». Повторите вместе со мной - «ВЕРФЬ»
(слайд 7)
- В нашем с вами городе Санкт-Петербурге тоже есть Адмиралтейские верфи – это центр кораблестроения. Здесь строят как большие надводные корабли, так и подводные лодки. Это целый ряд цехов и мастерских, расположенных на берегу реки Невы. А основателем этого предприятия был сам Пётр 1.
- В слове «Верфь» - звук фь мягкий и находится в конце.
- Молодцы! А теперь вспомните и назовите все слова, где был твёрдый звук Ф? (ответы детей: фантик, кофта, жираф) (слайд 8)
- А в названии каких слов был звук Фь? (ответы детей: филин, дельфин, верфь) (слайд 9)
Фаер: - Молодцы! Все слова с твёрдым звуком Ф будут у меня, а слова с мягким Фь - у моих друзей Фиксиков.
- А ещё очень любим разминаться под песню “Помогатор”. Подвигаемся?
Логоритмическая музыкальная игра «Помогатор»
Воспитатель: - Какая весёлая разминка! Ребята, вы запомнили названия бытовых электроприборов? В названии какого электроприбора есть звук Фь? (ответы детей: кофемолка)
- Вы очень внимательные, ребята. Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
Фаер: - А теперь надо превратить звуки в букву. (слайд 10)
Воспитатель: - А чем же буквы отличаются от звуков? (ответы детей: звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем) (слайд 11)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите: это буква Ф. Она состоит из двух полукругов и палочки. А на что она похожа? (ответы детей)
Воспитатель: - Давайте, мы с вами сейчас выложим букву Ф. Работать будем по три человека. Выберете себе материал, из которого вы выложите букву Ф и у каждого она получится своя. (слайд 12)
Фаер: - Ух, ты! Какие интересные буквы получились. А вы какую - нибудь игру для пальчиков знаете? (ответы детей)
Воспитатель: - Наши ребята не только знают, но сейчас и тебя научат.
Пальчиковая гимнастика «Электроприборы» (дети выполняют движения по тексту)
Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмем
Быстро мясо провернем.
Миксером взбиваем дружно
Все, что нам для торта нужно,
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы – чудо!
Жить без них нам было б худо.
Воспитатель: - А теперь мы с вами научимся печатать букву Ф.
(Воспитатель показывает и рассказывает, как правильно печатать букву Ф сначала на большом листке, потом все вместе - в воздухе).
Воспитатель: - Посмотрите, как правильно печатать эту букву: сначала сверху вниз рисуем палочку, далее мы опять возвращаемся вверх и рисуем слева полукруг. Потом возвращаемся к начальной точке вверху и от неё ведём справа полукруг.
- Давайте все вместе попробуем напечатать букву Ф в воздухе.
- Прежде чем приступить к работе, нам необходимо вспомнить, как правильно держать карандаш. Ребята, возьмите, пожалуйста, карандаш и внимательно посмотрите друг на друга. Поправьте, если кто-то взял неправильно.
- А теперь напечатаем на листочке одну строку с буквой Ф. Фиксики очень пунктуальные и следят за временем, поэтому поставим песочные часы. Как справитесь с заданием, сядьте ровно и положите карандаши.
(Для тех детей, кто быстро справится с этим заданием, предложим напечатать далее слоги с данной буквой)
Воспитатель: - Внимание, внимание! От Фаера следующее задание! Ребята, давайте встанем в кружок. Ты к мешочку подойди, смело руку опусти, карточки возьми и слог прочти.
(Дети подходят к коробочке и по очереди достают и читают слоги с пройденными буквами: ма,мо, ну, ни, ка, та…и т. д.).
Фаер: - А что-то я не услышал слогов с новой буквой Ф. (слайд 12)
Воспитатель: - Да, Фаер, ты прав. Мы сейчас прочитаем слоги с новой буквой.
(Воспитатель показывает карточки, а дети читают слоги с буквой Ф: фа, фо, фу, фи, аф, оф, уф, иф)
Фаер: - Вы очень хорошо научились читать слоги! (слайд 13)
- Мы с моими друзьями Фиксиками очень любим кушать разные сухофрукты. Попробуйте угадать какой из них мой самый любимый? (ответы детей: курага, чернослив, изюм, финики).
Воспитатель: - Подсказка: в названии этого сухофрукта есть звук Фь.
- Ребята, Фаер очень любит прятать слова в звуковые схемы, но у него не всегда получается. Давайте поможем составить звуковую схему слова ФИНИК.
Дети под руководством педагога выкладывают схему слова ФИНИК.
Первый звук слове - Фь - согласный, мягкий, глухой - обозначим зелёным значком.
Второй звук И – гласный - обозначим красным.
Третий звук Нь - согласный, мягкий, звонкий - обозначим зелёным с колокольчиком.
Четвёртый звук - И – гласный - обозначим красным.
Пятый звук - К - согласный, твёрдый, глухой - обозначим синим.
Педагог: - Ребята, сколько всего звуков в слове финик? (ответ детей: пять)
- Сколько гласных? (два - И)
- Сколько слогов? (2 - прохлопаем по слогам)
- Сколько согласных? (три - Фь, Нь, К)
- Сколько твёрдых? (один - К,
- Сколько мягких? (два - Фь, Нь)
Фаер: - Здорово у вас получилось! Нам с друзьями пора возвращаться к своим делам. Мы очень хорошо с вами поиграли. Спасибо. До свидания! (слайд 14)
Рефлексия:
- Ну вот мы поиграли с Фаером и его друзьями. Какие задания вам понравились больше всего? В какую игру вы бы хотели поиграть дома с мамой? А в какую игру было трудно играть?
- Ой, Фаер оставил для нас с вами сюрприз. Посмотрим? (финики)