ирина типикина
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Состав числа 7»
▼ Скачать
Цель: закрепление знаний детей по теме «Состав числа семь».
Задачи: 1)упражнять в счёте в пределах 10; умении называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку;
2)закреплять названия дней недели;
3)учить составлять число 7 из двух меньших чисел;
4)совершенствовать вычислительные навыки;
5)продолжать формировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;
6)развивать творческие способности;
7)воспитывать любознательность, внимание, навык самоконтроля.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП „Состав числа 7“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
Словарь: активизировать в речи количественные, порядковые числительные, названия дней недели.
Демонстративный материал: вырезанный из бумаги цветок (цветик- семицветик из сказки): отдельно лепестки и середина; рисунки с изображением радуги, российского флага, ручной косы; набор цифр от 1 до 10; вырезанные из картона поезд с вагончиками; картинки с животными; «числовой домик».
Раздаточный материал: счётный материал, геометрические фигуры( 7 квадратов и 1 круг для аппликации).
Методические приёмы: сюрпризный момент, использование наглядных материалов, игры «Найди цифру», «Живая неделя», «Рассели по вагонам», «Числовой домик»; работа со счётным материалом, физкультминутка, продуктивная деятельность; фишки за правильные ответы, призовые наклейки.
Ход занятия.
1)Оргмомент:
Воспитатель: поздороваемся, дети с гостями, и расскажем, какое занятие нас ждёт:
Мы гостей сегодня ждали,
И немного все переживали,
Хорошо ли мы умеем и считать и отвечать!
А теперь вперёд за дело
Начинаем устный счёт.
2) 1.Воспитатель: Перед занятием надо размяться, сейчас мы проведём математическую разминку:
- устный счёт от 1 до 10;
- обратный устный счёт от 10 до 1;
- назовите число, следующее за числом 5 (8, 6 и др.);
- назовите число, которое стоит перед числом 3(7 и др.);
- назовите число, которое стоит между 8 и 6, 4 и 2 и др.
-назовите соседей числа 5(9 и др.).
2.Воспитатель: Как вы думаете, как называется этот цветок (воспитатель показывает детям цветик- семицветик? (Ответы детей).
Воспитатель: Почему волшебный цветок назвали цветиком- семицветиком? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. У этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Дети, а вы знаете, где ещё встречается такое сочетание цветов? (Ответы детей).
Воспитатель: МОЛОДЦЫ! В радуге тоже семь цветов. Кто подскажет стихотворение, которое помогает запомнить название цветов в цветике- семицветике и радуге?
Дети: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Воспитатель: Отлично! Первая буква в каждом из этих слов помогает вспомнить название цветов. Давайте повторим стихотворение все вместе. (Дети вместе с воспитателем повторяют стих).
3) Воспитатель: Лепестки у нашего семицветика не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить. За правильные ответы в каждом последующем задании выдаются фишки.
Первое задание (красный лепесток): прочитайте числовой ряд от 1 до 10 на доске (на магнитной доске числовой ряд без цифры 7). Всё ли здесь в порядке? (Дети читают и отвечают на вопрос).
Воспитатель: Между какими числами должно стоять число 7 (Ответы детей).
Воспитатель: Ваш правильный ответ помог вернуть число 7 на место. Посмотрите, как выглядит цифра 7. На что она похожа?(Ответы детей)
Воспитатель выставляет рисунки с изображением косы, российского флага. Обращает внимание детей, что цифра 7 похожа на эти предметы и что повёрнута она в левую сторону. Детям предлагается выложить её на столах из счётных палочек.
Воспитатель: Задание второе (оранжевый лепесток): В каких сказках и пословицах встречается число 7?(Ответы детей). («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один отрежь»).
Воспитатель: Задание третье( жёлтый лепесток): Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний. (Дни недели).
Сколько дней в неделе? Назовите первый день недели. Назовите выходные. Какой сегодня день? Какой был вчера? Какой будет завтра?
Игра «Назови день недели»(воспитатель показывает наугад карточки с цифрами от 1 до 7, а дети называют день недели, который соответствует цифре).
Воспитатель: Задание четвёртое(зелёный лепесток). Физкультминутка.
В понедельник я купался (имитируем движение руками в воде,
А во вторник рисовал(«рисуем» пальцем по воздуху).
В среду долго умывался(изображаем умывание,
А в четверг в футбол играл(«бьём» сначала одной ногой, потом- другой по воображаемому мячу,
В пятницу я прыгал, бегал(прыгаем, бегаем на месте),
В субботу- очень долго танцевал(танцуем на месте).
В воскресенье целый день я отдыхал(садимся на корточки, руки под щёку).
Воспитатель: задание пятое( голубой лепесток):(На доске прикреплены вырезанные из бумаги вагончики с номерами 1,2,3). Помогите зверятам (лисичке, зайчику, медведю) найти номера своих вагонов. Чтобы узнать это, надо зверятам решить примеры на вычитание: 5- 2 (лисичке); 3-1 (зайчику);4-3 (медведю).
Дети помогают зверям решить примеры. Результат- это номера вагонов.
Воспитатель: Молодцы! Следующий синий лепесток, шестое задание: на доске нарисован числовой домик. Нужно все этажи в домике заполнить возможными вариантами цифр, чтобы на каждом этаже их сумма составила число 7. Для этого надо решить задачи. Первая задача:
Я нашёл в дупле у белки
Шесть лесных орешков мелких.
Да ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
Сколько орешков у белки?(Ответы детей…Ребёнок подходит к доске и заполняет верхний этаж домика цифрами 6 и 1).
Вторая задача:
Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
(Ответы детей…Ребёнок подходит к доске и заполняет второй этаж домика цифрами 5 и 2).
Третья задача:
Группа малышей-утят
Плавать и нырять хотят.
Четверо уплыли далеко,
Три нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
Воспитатель: Сколько всего утят в пруду?(Ответы детей…Ребёнок подходит к доске и заполняет первый этаж домика).
Примечание к шестому заданию: при ответах дети должны сказать, как они получили число 7 (например: всего 7(6 и ещё 1).
Воспитатель: Молодцы! Повторим состав числа 7.(4 и 3, 5 и 2, 4 и 3). На нашем семицветике остался всего один лепесток- фиолетовый. Седьмое задание: нам с вами нужно сделать свой волшебный цветок. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (Квадраты и круг).Посчитайте, сколько кругов и квадратов(1 круг и 7 квадратов). Чтобы сделать лепесток, сложите квадрат по диагонали. Какая фигура у вас получилась?(Двойной треугольник). Раскрываем треугольник и складываем уголки к линии сгиба. Получился лепесток, делаем то же самое с остальными квадратами. Сколько всего получилось лепестков?(Ответы детей). дальше приклеиваем лепестки к кругу- лепестку. МЛОДЦЫ! Какие у вас получились красивые цветы!
4) Подведение итогов.
Воспитатель: 1)Давайте вспомним все цвета лепестков по порядку, которые были на цветике- семицветике?
2) Произнесите волшебную фразу, которая помогает запомнить цвета радуги.
3)Что больше всего вам понравилось на занятии?
4)Какое задание было самым трудным?
5)Повторите состав числа 7.
Теперь посчитаем количество фишек у каждого из вас. (Награждаются 1 наклейкой дети, занявшие 3 место по количеству наклеек; 2-мя – занявшими 2 место; 3-мя- занявшими 1 место).