Елена Шершнева
Конспект открытого занятия по формированию предпосылок обучения грамоте в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование предпосылок обучения грамоте.
Задачи:
(ср. гр.)
-закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;
-учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
(ст. гр. подг. гр.)
- упражнять в делении слов на слоги, количество слогов в слове;
- продолжать формировать умение детей проводить звуковой анализ слов;
-закрепить понятие гласные, согласные звуки, буквы;
Публикация «Конспект открытого занятия по формированию предпосылок обучения грамоте в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- закреплять умение составлять предложения;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- воспитывать интерес к образовательной деятельности.
Предварительная работа : отгадывание загадок, работа со звуками, чтение предложений по схемам.
Оборудование: игрушка солнышко, Буратино, карточки с изображением игрушек, пенал, буквы.
Словарная работа: гласные звуки, согласные звуки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Ход
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше солнышко заждалось нас и хочет согреть всех своим теплом. Давайте посмотрим на него и улыбнемся (дети передают солнышко друг другу)
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет,
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет,
У всех настроение хорошее, солнечное. А теперь отгадайте мою загадку:
Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует свой длинный
Кто же это
Дети: Буратино
Буратино (игрушка) : Здравствуйте, ребята. Я долго к вам шел, заблудился.
Воспитатель: Нужно было покричать. Ребята, что нужно крикнуть, чтобы не заблудиться.
Дети: АУ.
Воспитатель: Какой здесь первый звук (А, а второй (У).
Собираясь в дальний путь,
Чтоб не заблудиться
Ты возьми с собой два звука
Могут пригодиться.
Буратино: Мальвина дала мне много разных заданий, а я не знаю, как их выполнить, помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: поможем, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: я сейчас буду называть звуки, у кого имя начинается с названного звука проходят на стульчики.
(А…лина, А. ртем и т. д.)
Воспитатель: Теперь подготовим наши язычки и губы. Чтобы они у нас были послушными проведем гимнастику:
- Буратино – озорник
Тянет губы к ушкам
- Посмотрите, - говорит,
Я теперь – лягушка!
-У Буратино есть часы
Удивительной красы!
Ходят стрелочкой по кругу
И хотят догнать друг друга.
-Буратино в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок –
Покажи, как рос грибок.
Воспитатель: (конверт с первым заданием- поможем Буратино расставить игрушки на этажах). Игра на слоговое деление «Разложи игрушки». Дети берут предметную картинку, с изображением игрушки. Четко проговаривают слово. Произносят слово по слогам и одновременно хлопают в ладоши. Определяют количество слогов, находят соответствующую количеству слогов полочку с цифрой и ставят игрушку на место.
Воспитатель: Молодцы, вот вы и выполнили первое задание.
(Во втором конверте – загадка)
Воспитатель: Ребята, теперь попробуйте отгадать загадку.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …
Дети: Весна!
Физкультминутка «Весна»
Улыбаются все люди – весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду – красна, красна, красна
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу, лесу и полянке – идет, идет, идет
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться – зовет, зовет, зовет
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно – звенит, звенит, звенит
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в речке широкой – журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов
(делают из пальцев бутон)
И всё живое сразу слышит весенний этот зов
(ритмично сжимают и разжимают пальцы).
Воспитатель: а тут на картинке нарисован цветок, отгадаете загадку и узнаете как он называется.
Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк
- Это ярко-красный. (МАК)
Дети: Мак. (дети средней группы раскрашивают цветок)
Воспитатель: давайте сосчитаем сколько звуков в слове МАК. Какой первый звук?
Дети: М-м-м.
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы.
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове МАК?
Дети: М-ааа-к! Звук А.
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: гласный.
Воспитатель: Сможем мы пропеть третий звук в этом слове, какой это звук? Попробуйте пропеть звук К.
Дети: Не получается, значит это согласный звук.
Воспитатель: Теперь на карточке выложите схему слова МАК, вы помните, что окошки - это домики для звуков.
Молодцы!
-Глазки у ребят устали? (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно (посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем (посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх – влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)
Жмурься сильно и держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать).
Воспитатель: Ой, ребята, а тут для вас еще задание.
Буратино: Как интересно и сложно. Разве можно с этим справиться?
Дети: Да.
Буратино: Какие бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
Дети рассказывают стихотворение о гласных звуках:
Ребенок: -Звуки тянутся, поются,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.
-А каким цветом обозначаются согласные звуки?
-синим.
Ребенок: -А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Воспитатель: ребята, вы помните, что у каждого звука есть своя одежка – это буква. Звуки мы только слышим, а букву можем увидеть и написать. Я предлагаю вам найти буквы, соответствующие гласным звукам (дети средней группы ищут букву А) и затем положить их в красную корзинку. (соответственно с согласными)
Воспитатель:
(Физкультминутка проводит ребенок)
Руки вверх и в кулачок
Руки вниз и на бочок
Мы присядем, скажем у-у-у,
Мы привстанем, скажем а-а-а,
Нам уже играть пора (средняя группа уходит)
Буратино: у меня остался еще один конверт с заданием.
Воспитатель: придумайте предложение со словом машина, а слов столько, сколько раз я хлопну в ладоши.
Дети: -Машина едет.
-Сколько слов в этом предложении.
- Какое первое слово?
-Машина, второе – едет.
(Дети выкладывают схему)
Буратино: Спасибо, ребята, что помогли выполнить задания, я многому у вас научился и теперь буду стараться сам все делать.
Рефлексия: Ребята, вам понравилось сегодня помогать Буратино, какое задание было самым интересным, а какое – трудным. Если было интересно и легко возьмите солнышко, а если было трудно выполнить задания и вам было грустно, то тучку и разместите их на фланелеграфе.
А Буратино оставил вам сюрприз, на полянке расцвели необычные цветы (чупа –чупсы под салфеткой).
Литература
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
2. Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте», Москва, 2009
3. Л. Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте», Москва, 2004
4. Интернет – ресурсы.