Белянчева Ольга
Конспект открытой НОД по лепке в старшей группе «Веселые снеговики»
(непосредственная образовательная деятельность в старшей группе)
«ВЕСЕЛЫЕ СНЕГОВИКИ»
Цель:
Побуждать к созданию выразительного образа снеговика, дополняя сюжетную композицию деталями, обогащающими изображение через использование нетрадиционных приемов.
Задачи:
Публикация «Конспект открытой НОД по лепке в старшей группе „Веселые снеговики“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- Создать условия для обогащения опыта использования детьми дошкольного возраста разнообразных материалов: ваты, фольгированной бумаги (фантиков, цветной бумаги, бросовой бумаги (газетных и журнальных вырезок);
- систематизировать словарь детей по теме «Зима»;
- обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой.
- Способствовать развитию мелкой и общей моторики, всех видов восприятия.
- содействовать развитию творческого воображения, памяти, мышления дошкольников в процессе создания образов.
- Воспитывать эстетический вкус; эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам;
- приобщать детей к здоровому образу жизни через применение здоровье-сберегающих технологий и системного чередования нагрузок и отдыха.
Материалы, инструменты, оборудование:
Демонстрационные:
Ноутбук, медиа-проектор.
Мультимедийная презентация по теме «История снеговика».
Ведро со снегом, морковкой, веточками деревьев.
Мяч.
Мольберт.
Изображения снеговика.
Карточки с изображением снеговиков, разных по внешнему виду.
Аудиозаписи:
СD-Диск с музыкой и песнями о зиме, снеге, снеговике. «Снеговик», автор стихов Т. Бокова; классика для детей, Вивальди А. «Времена года».
Предварительная работа:
Рассматривание и беседа по теме иллюстраций, сюжетных картин, фотографий по теме «Зима».
Чтение художественных произведений (рассказов, сказок, стихотворений, загадок) о зиме, снеге, снеговике : Андерсен Г. -Х. «Снеговик», Барто А. «Не одна», Иванова О. «Приключения снежной бабы», Кушак Ю. «Снежная баба», Лугарев А. «Снежинки», Майер Н. «Про снеговика», Манакова М. «Зимняя загадка», Михалков С. «Белые стихи», Мошковская Э. «Сколько шапок разных-разных!», Превер Ж. «Зимняя песенка для детей», Слуцкая Л. «Снежная семейка», Степанов В. «Зимние качели».
Прослушивание музыкальных моментов на зимнюю тематику.
Экспериментирование с материалами разной фактуры и плотности: снег, пластилин, бумага.
Рассматривание различных скульптурных форм.
Изготовление совместно с родителями и педагогом снежных фигурок и сооружений, скульптурных форм.
Лепка (конструирование) снеговиков и других скульптурных форм из мягкого снега на прогулке, пластилина (глины, соленого теста) на занятиях.
Рассматривание шапочек и шарфов, разных по фактуре.
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
Познавательная Познавательно-исследовательская деятельность
Двигательная Игровые упражнения, физминутки
Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Коммуникативная Вводная беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок
Музыкально-художественная Слушание, выполнение движений под музыку
Труд Самообслуживание (уборка рабочих мест)
Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение стихотворений, загадок
План проведения занятия:
I. Вводная часть / организационный момент (2-3 мин.)
- Загадка о зиме.
II. Основная часть занятия (12-14 мин.)
- Дидактическая игра «Мячик передавай – зимнее слово называй!»
- Беседа о зимних забавах.
- Мультимедийная презентация «История снеговика».
- Проблемная ситуация: как сделать снеговика?
III. Переход к практической деятельности детей/ физминутка (1-2 мин.)
- Физминутка.
- (дети проходят на рабочие места).
IV. Практическая часть деятельности детей (7-10 мин.)
- Дидактическая игра «Собираем-различаем».
- Рассматривание свойств ваты.
- Технологический процесс построения снеговика.
- Практическое оформление работы детьми (под музыку).
V. Заключительная часть занятия (2-3 мин.)
- Подведение итогов совместной деятельности, анализ работ.
- Перспектива на будущее.
Ход занятия:
I. Вводная часть / организационный момент (2-3 мин.)
(дети с воспитателем стоят по кругу)
(возле воспитателя – мяч, ведерко со снегом, морковкой, веточками деревьев)
Воспитатель: «Вы любите отгадывать загадки?»
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Попрошу-ка вас, ребятки, отгадать мои загадки:
Тут подумай, не спеши. Слово нужное скажи!
Сколько снега намело! Стало чисто и светло!
И мороз почти до слез ущипнул меня за нос.
Знать, уже пришла сама
настоящая…
Дети: «Зима».
II. Основная часть занятия (12-14 мин.)
Воспитатель: «А какая зима - мы сейчас узнаем! У нас есть веселый мяч, кому он достанется - тот отвечает».
Дидактическая игра «Мячик передавай - зимнее слово называй!"
(Дети становятся в круг на расстоянии друг от друга,
начинают передавать мяч по кругу со словами:)
Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро, не зевай.
У кого остался мячик -
Слово быстро называй!
Зима – какая?
(Каждый, кто остается с мячом, должен назвать слово, характеризующее зиму).
Дети: «Зима (какая) – холодная, снежная, морозная, долгая, чудная, волшебная, чарующая, злая, лютая, студеная, леденящая…»
Воспитатель: «Молодцы! Все правильно сказали: зима – это не только самое холодное время года, но и самое любимое! Чем вам нравится заниматься зимой на улице?»
Дети: «Кататься на лыжах, на коньках, играть в снежки, кататься с гор на санках-ледянках, строить снежные крепости, лепить снеговиков…»
Воспитатель: «Посмотрите, что я нашла на нашем участке (показывает ведро со снегом, морковкой, веточками). Кто-то играл и забыл ведро! (дети с воспитателем рассматривают содержимое ведра) Интересно, чье оно? Как вы думаете?»
Дети: «Это ведро от снеговика».
Воспитатель: «Почему вы так решили?»
Дети: (обосновывают свой ответ) «Снеговика делают из снега, морковку используют вместо носа, веточки – вместо рук, а на голову одевают ведро, как шапку».
Воспитатель: «Какие вы молодцы! Все правильно!» (показывает изображение снеговика) Снеговиков делали еще ваши бабушки и дедушки, ведь история снеговика уходит своими корнями в далекое прошлое… Присаживайтесь, история начинается!»
«История снеговика»)
1-2. Кто такой «снеговик»?
Простейший снеговик состоит из трёх снежных шаров (комов, получаемых путём лепки снежков и накатывания на них лежащего снега. Самый большой ком становится брюшком снеговика, поменьше — грудью, а самый маленький — головой. Реализации остальных частей тела может варьироваться, если, например, вы решили слепить именно бабу и добавили ей женскую грудь.
Руки снеговика могут быть представлены двумя ветками, но иногда делаются символические руки из двух небольших комков снега. В «руки» снеговику часто даётся лопата или метла, которую втыкают в снег рядом с фигурой. Иногда снеговик снабжается двумя ступнями из снежных комков, как бы выглядывающими из-под полы его шубы.
Все люди считают, что нос снеговика был сделан из моркови (морковь хорошо сохранялась до зимы в крестьянских хозяйствах,
Другие черты лица обозначаются камушками или угольками, а иногда и акварельными красками.
Классический головной убор снеговика - прохудившееся ведро. Иногда снеговику укутывают шею шарфом, и на «костюме» по вертикали располагают «пуговицы» из угольков-камушков.
Что символизирует снеговик?
Снеговик - это настоящий дух зимы! Русская зима преображает мир своим морозным дыханием. Все становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля. И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в шарфы забавные снеговики.
Эта веселая зимняя затея известна людям уже не одно столетие. Но далеко не многим известно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом… Узнайте об этом из нашей статьи и смотрите фотографии, которые наверняка сделают ваше настроение праздничным и вдохновят на собственное творчество!
Портрет (изображение) снеговика.
Воспитатель: «Вот, оказывается какой снеговик! Какая у него интересная история!»
Воспитатель: «Ребята, а что же произошло с нашим снеговиком? От него почти ничего не осталось?»
Дети: «Он рассыпался (растаял, развалился, сломался!»
Воспитатель: «Что же делать?».
Дети: «Нужно слепить снеговика».
Воспитатель: «Кто знает, как сделать нового снеговика?»
Дети: «Нужно скатать шары, поставить их друг на друга, сделать нос из морковки, снега или веточек, а глаза из камешков или уголька».
III. Переход к практической деятельности детей / физминутка (2-3 мин.)
Воспитатель: «Давайте мы с вами попробуем слепить снеговика!»
(Физкультминутка)
Игра «Снеговички» : каждую строчку показываем движениями. Песенку поём 2 раза.
После каждого слепленного снеговика, делаем шаг в сторону и лепим нового.
(воспитатель показывает, дети выполняют движения под музыку)
Снег пушистый нагребаем,
Лепим, лепим
ком большой,
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком второй.
Лепим, лепим третий ком.
Будешь ты, снеговиком!
Глазки, глазки,
нос – морковкой!
Рот большой,
наверх ведёрко. Загребающие движения руками
Раздвигает руки в стороны, изображая большой предмет
(повторяем движения)
Показывают глаза, длинный нос,
Рот
«Одеваем» на голову воображаемую шапку.
)
( на мольберте: изображение снеговика; на столах маленькие разрезные карточки с изображением разных снеговиков)
«Какие у вас снеговички?»
(Дидактическая игра «Собираем-различаем» : описать, как выглядят снеговики, чем отличаются друг от друга)
Дети: «Веселые, радостные, вместо носа – морковка; на голове у одних ведро, у других шапочка; у одних руки сделаны из снежных шаров, а у других – из веточек».
Воспитатель: «А у меня почему-то грустный снеговик. Что же делать, ребята?»
Дети: «Нужно сделать ему семью, друзей – и тогда он станет веселым : ведь ему одному грустно и одиноко!»
(читают стихотворение Л. Слуцкой «Снежная семейка») :
Снеговик скучает
Около скамейки.
Для него я вылеплю
Снежную семейку.
Бусинки из ягод,
Длинные реснички –
Очень симпатичная
Вышла снеговичка.
Детки-снеговята
Тут же, под бочком,
Весело играют
Снеговым мячом…
IV. Практическая часть деятельности детей (7-10 мин.)
(во время практической деятельности звучит негромкая классическая музыка)
Воспитатель: «Молодцы! Правильно говорите! Когда семья – вместе, и душа на месте! Мы сделаем целую семейку веселых снеговиков!»
«Из чего мы будем делать?»
Дети: ( предлагают варианты Воспитатель: Дети, посмотрите кто это? Из каких частей он состоит?
Правильно. Низ - это самый большой шар. Посередине средний шар – туловище. Вверху самый маленький шар – это голова. Обратите внимание, по бокам есть еще руки, как у неваляшки два маленьких шара.
Перед вами лежит брусок белого пластилина. Давайте вместе с вами подумаем, на сколько частей нужно его разделить?
Правильно на четыре. Ребята, а как вы думаете все части одинакового размера? Сегодня мы с вами научимся лепить снеговика. Снеговика вылепим так, сначала давайте разделим наш брусок пластилина на 4 части: сначала отрежем самый большой кусок пластилина – низ, а теперь возьмите его в ладошки, давайте его согреем, и будем катать шар. Поставим его. Затем средний по величине кусок – туловище, а теперь возьмите его в ладошки, давайте его согреем, и снова скатаем из него шар. Поставим его сверху. Самый маленький кусок – голова. Отрезаем кусок пластилина для головы, при этом отставляя маленький кусок для рук. А теперь возьмите голову вашего снеговика в ладошки, давайте его согреем и то же превратим в шар. Голову поставим сверху на туловище. Ещё есть руки – они могут быть как шарики у неваляшки. На сколько частей нужно разделить комок пластилина, для рук? Правильно, делим кусочек оставшегося пластилина на две части, катаем два шарика. Ребята, а куда мы прикрепим руки? Правильно к туловищу.
Ребята, а что еще есть у снеговика? Правильно.
Глазки мы будем лепить из черного пластилина. Сколько у снеговика глаз? Правильно. Давайте отщипнем маленький кусок черного пластилина, разделим его на две части и скатаем два шарика – это будут глазки. Рот и нос сделаем из красного пластилина. Сначала будем лепить нос – отщипните кусочек красного пластилина и скатайте из него колбаску, это будет нос. Отщипните, еще кусочек красного пластилина и скатайте из него колбаску - это будет рот.
Воспитатель: «Правильно! Молодцы! И наши снеговики непременно станут веселыми и нарядными!»
(воспитатель помогает детям, испытывающим затруднения)
Воспитатель: «Закончили? Молодцы!»
(дети наводят порядок на своем рабочем месте)
V. Заключительная часть (2-3 мин.)
Воспитатель: «Посмотрите, какая у вас получилась замечательная семейка снеговиков. И даже мой снеговичок стал веселым, ведь теперь он не один! Из ч