ГАПЕЕВА ТАМАРА
Конспект открытого занятия «Развитие речи детей по русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять знания детей о знакомых сказках.
Задачи: развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, выразительность жестов, мимики, совершенствовать элементы актерского мастерства, прививать любовь к устному народному творчеству.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. "Бабушка, расскажи нам сказку"- можно было услышать и сто, и двести лет, и пятьсот лет назад. Бабушка брала в руки веретено или спицы и спрашивала: "Какую хотите сказку, внучата?"
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- «Петушок бобовое зёрнышко», сказка
- Темочки
Рассказывает бабушка сказку, сама прядет или вяжет.
-Ребята, а кто придумывает сказки?
А придумывали сказки люди и рассказывали один другому; так через века дошли сказки и до нас.
-Ребята, а какими словами сказки начинаются?
Дети: Жили были, жил да был; В некотором царстве, в некотором государстве ; За тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве ;
Воспитатель: Все сказки начинаются с присказки. Это присказка не сказка, сказка будет впереди! (слайд 1)
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!» (Слайд 1)
Воспитатель: А что такое сказка?
Дети: Необыкновенная, выдуманная история, с животными. С героями случаются необыкновенные события. Волшебство. Говорят звери, птицы, вещи.
Воспитатель: В сказках добро борется со злом. Есть такая пословица : «Сказка ложь да в ней намек - добрым молодцам урок» В каждой сказке есть нравоучение – урок, как не надо поступать.
- А как сказки заканчиваются?
Дети: Добро побеждает зло, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями
Воспитатель: Дети, мы с вами читали много сказок, а сейчас проведем викторину и посмотрим, хорошо ли вы их помните. (слайд 2)
1 задание: Я прочитаю вам отрывок из сказки. А вы определите ее полное название.
а) Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку("Репка") (слайд 3)
б) Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:
- Я лучше у вас на крыше буду жить.
- Да ты нас раздавишь!
- Нет. Не раздавлю.
- Ну так полезай!
Влез медведь на крышу. Только уселся – трах! ("Теремок. ") (слайд 4)
в) Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша и медведь) (слайд 5)
2 задание
В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например, Иван … (Царевич). Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово :
Петушок…. (золотой гребешок, Зайчишка… (трусишка, Мишка (косолапый, Зайка (побегай-ка, Волчок (серый бочок) Мышка….(норушка, Лягушка….(квакушка) (слайд 6)
3 задание
Я буду вам показывать слайды, а вы назовите мне сказку.
(слайд 7) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка.»
(слайд 8) «По щучьему велению»
(слайд 9) «Заюшкина избушка»
(слайд 9) «Волк и семеро козлят»
(слайд 10) «Три медведя»
Физминутка: «На прогулку косолапый вышел мишка погулять»
4 задание: Загадки Узнайте героев по описанию
Книжку, ребята, в сундуке я держу,
а как называется – вам не скажу, но все же вы сейчас догадайтесь сами:
- Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок,
Все ж попался (колобок)
- Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то…
(«Волк и семеро козлят»)
-Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка,
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку?
(Гуси-лебеди)
Надо курочке бежать
Петушка скорей спасать
Он так торопился,
Бедный, подавился.
(«Петушок и бобовое зернышко»)
5 задание
Из какой сказки строчка? Что за герой их произнес?
(слайд 12) - "Битый небитого везет, битый небитого везет"
(Лиса из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
(слайд 13) «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
(слайд 14) «…речка – реченька – укрой меня…» (Маша из сказки «Гуси – лебеди»)
Воспитатель: Молодцы! Все задания выполнили правильно!
(слайд 15) А теперь давайте вспомним вашу любимую сказку «Петушок и бобовое зернышко».Ребята, обратите внимание, в этой сказке много ласковых слов : Не зерно, а… зернышко, не хозяйка, а… хозяюшка, не масло, а… маслице, не корова, а…коровушка, не горло, а …горлышко. В этой сказке все персонажи помогли курочке добыть маслице, потому что они были какие? (ответы детей).Правильно, мои дорогие ребятишки! Это сказка очень добрая и поучительная! А сейчас мы покажем вашу любимую сказку «Петушок и бобовое зернышко».
(слайд 16,17) Инсценировка сказки в исполнении детей.
Воспитатель: Жили – были петушок да курочка. Жили не тужили, зернышки клевали, ключевой водою запивали. Однажды пошел петушок погулять на лужок. Да и нашел бобовое зернышко.
Петушок : Курочка-голубушка, я нашел бобовое зернышко!
Курочка: Ко-ко-ко, ну и съешь его на здоровьице!
Курочка: Ко-ко-ко, ну и съешь его на здоровьице!
Воспитатель: Да только поспешил петушок, не смог проглотить бобовое зернышко, подавился. Вот он и зовет курочку.
Петушок : Курочка-красавица, беги да у хозяйки маслице попроси! Воспитатель: Курочка бегом к хозяйке заспешила.
Курочка: Матушка-хозяюшка, ко-ко-ко, петушку сейчас нелегко!
Съел петушок бобовое зернышко, да и подавился!
Дай ему маслица смазать горлышко –вот он и поправится!
Хозяйка: Если бы молоко у меня было,
быстро бы я маслице сбила.
Беги, курочка, к коровушке,
проси у нее молочка!
Воспитатель: Кинулась наседка к коровушке-соседке.
Курочка: Будь здорова, коровушка!
Дай, пожалуйста, скорей молочка.
Ко-ко-ко, петушку сейчас нелегко!
Съел петушок бобовое зернышко, да и подавился!
Дашь ты молочка, хозяйка собьет маслице,
смажу я петушку горлышко – вот он и поправится!
Коровушка: Мммууу. ты сходи, хохлатка к хозяину!
Пусть он даст мне скорее свежей травы!
Уж тогда тебе будет молоко – петушка ты вылечишь легко! Воспитатель: Прибежала пеструшка к хозяину.
Курочка: Дай, кормилец, коровке свежей травы.
Ко-ко-ко, петушку сейчас нелегко!
Съел петушок бобовое зернышко, да и подавился!
За траву даст коровка молочка,
а хозяйка собьет из него маслице.
Смажу я петушку горлышко – вот он и поправится!
Хозяин: Ох, беда! Беги, курочка, к кузнецу!
Пусть кузнец наточит косу поострей,
чтобы я накосил травы побыстрей!
Воспитатель: Со всех ног бежит клуша к кузнецу.
Курочка: Куд-куда, наточи скорей косу! Петушку сейчас нелегко!
Съел петушок бобовое зернышко, да и подавился!
Хозяин накосит косой траву,
за нее коровка даст молочка,
хозяйка собьет потом маслице,
смажу я петушку горлышко – он и поправится!
Воспитатель: Наточил кузнец косу- накосил хозяин травы. Съела той травы коровушка и дала парного молока. Сбила маслице из молока хозяйка – смазала курочка петушку горлышко. Петушок проглотил бобовое зернышко и на всю округу заголосил: КУ-КА-Ре-КУ!
Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал, молодец!
Воспитатель: В мире много сказок добрых и смешных
и нельзя на свете нам прожить без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побуждает зло!